Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
- Выработать прочные навыки определения положительных и отрицательных, противоположных чисел; чисел целых. Находить противоположные при решении упражнений, при решении уравнений; находить целых соседей любого числа; находить все целые, расположенные между двумя данными.
- С пособствовать воспитанию у учащихся внимания, аккуратности в применении правил, аккуратности при выполнении письменных работ. Вызвать интерес к результатам своей деятельности на уроке; к результативности при решении определенных упражнений.
- С пособствовать формированию у учащихся умения планировать свою деятельность; умения анализировать математические предложения.
- С пособствовать развитию логического мышления и абстрактного математического представления.
Ход урока
1. Организация урока.
Подготовка к активной деятельности учащихся.
Слово учителя:
Очень восхитительные
Числа положительные!
А числа отрицательные?
Тоже замечательные!
Только ноль, как постовой,
Охраняет их покой.
Если точка вам нужна –
Выходите вы с нуля.
Ну а противоположные
Вообще не очень сложные!
2. Проверка домашнего задания.
Во время беседы учителя с детьми класса три человека работают у доски по карточкам.
1) Задания по карточкам.
№1. Отметить на координатной прямой точки, противоположные данным: А(-4), В(-2), О(0), Е(1), Д(1,5), С(3).
Назовите их.
№2. Найдите значение выражения.
Если х=-3, то –х=...
Если –а=8,5, то а=...
Если –(-в)=7, то –в=...
№3. Составьте верные равенства
-(-а)=...
60=-...
-(-0,4)=...
7,23=...
-...=-4
2) Беседа учителя с детьми класса.
- Возникли ли у вас вопросы при выполнении домашнего задания?
- Хотелось бы остановиться на творческой части вашей домашней работы. Итак, каждый из вас пытался художественно изобразить противоположные характеры, образы, может быть значения, которые встречаются в жизни. Кто-то нарисовал толстого и тонкого человечка, кто-то черную и белую шахматные фигуры. Вобщем все то, что встречается в нашей с вами жизни.
- Скажите, а вы встречались, например, на уроках русского языка со словами, имеющими противоположные значения?
- А как называются такие слова?
- А на уроках математики что-то похожее нам встречалось? (Противоположные числа)
- Тогда давайте сегодня поработаем с такими числами.
- Итак! Какая у нас сегодня с вами тема урока? (Противоположные числа)
3) Один ученик проверяет работы учащихся у доски (работало 3 человека).
3. Устная работа.
Слайд 1.
- Давайте вспомним, какие числа в математике называются противоположными?
- Назовите точки, имеющие на координатной прямой противоположные координаты.
- Назовите точки, для которых нет соответствующих точек с противоположными координатами.
- А какие им будут противоположны?
- На каком расстоянии от точки О на координатной прямой находятся точки с противоположными координатами?
- Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?
- А существует ли число, которое противоположно самому себе?
Назовите его.
Слайд 2.
Слайд 3.
- Найдите в ряду лишнее.
Почему?
Слайд 4.
- Найдите ошибку
Слайд 5.
Слайд 6.
- Назовите все целые, которые расположены на координатной прямой между -3 и 4.
Слайд 7.
- Как называются числа, расположенные слева от 0?
- Как называются числа, расположенные справа от 0?
- Какие числа называются целыми?
4. Закрепление изученного материала.
Решение задач и упражнений.
- Давайте теперь посмотрим, сможете ли вы применять свои знания о противоположных числах при выполнении упражнений письменно.
Обратите внимание на №912(б). Выполним его вместе. (У доски один ученик
решает и комментирует).
№912(б)
Если -к=27, то к=-27
Если -к=-35, то к=35
Если -к=7,1, то к=-7,1
Если -к=-6,9, то к=6,9
- Ребята! Нахождение противоположных может встречаться и при решении уравнений.(Один человек у доски).
№916.
а) -х=607 | б) –а=30,4 |
х=-607 | а=-30,4 |
- Одним из интересных заданий является нахождение всех целых чисел, расположенных между двумя данными. Посмотрим на № 917(а,г). (Учитель показывает на доске и выполняет вместе с учениками, комментируя).
№ 917(а,г).
а)-8 и -5 | г) -3,6 и 4,2 |
-7; -6 | -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; 4. |
5. Проверка понимания изученного материала.
Проверьте себя сами: в достаточной ли вы степени владеете знаниями о противоположных числах. (Результаты сравниваются с ответами на обратной стороне доски).
№917
б)-2; -1; | в)-1; 0; 1; | д)0; 1; 2; | е)3; 4; 5; |
ж)-7; -6; -5; | з)-10; -9; -8; -7; -6; -5; -4. |
- Дети! Кто из вас справится с заданием раньше всех, поднимите руку. Но время зря не теряйте и обратите внимание на №943. Вспомните, что мы с вами изучали еще и числа, обратные данным. Так вот, уловив разницу между противоположными и обратными числами, вам не составит труда выполнить и это задание.
№943(дополнительно)
6. Подведение итогов урока.
- Ребята!
Вы сегодня много работали! Хорошо работали!
Но ваши результаты – это карточки, полученные вами за урок.
Если количество карточек у вас 5 и больше, то ваша оценка близка к “5”;
если 4 – то к “4”.
Осталось сделать только один шаг.
- Выложите карточки в таком порядке, в каком бы вы расположили числа на координатной прямой.
- В каком порядке расположены ваши числа? В порядке возрастания или в порядке убывания?
- На обратной стороне карточек напишите числа, противоположные данным. А теперь в каком порядке расположены числа?
Обратите внимание, как может быть прекрасна и удивительна математика!
Как она одновременно может быть сложна, проста, очевидна и, в то же время, увлекательна!
Математика, как никакая другая наука, дает яркое и ясное изображение действительности, изображение окружающего нас мира!
7. Задание на дом.
1) №943, 947, 948.
2) Найти пословицы, поговорки или загадки, отражающие противоположности в нашей с вами жизни.
Пояснительная записка.
В течение всего урока детям за правильные ответы раздаются карточки с написанными на них целыми числами. Количество этих карточек и будет говорить об оценке каждого учащегося за работу на уроке.