Обобщающий урок "Квадратные корни"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Квадратные корни”;
  • способствовать развитию навыка самостоятельного применения знаний при преобразовании выражений, содержащих квадратные корни;
  • развить логическое мышление;
  • повысить интерес к предмету.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, сообщает о целях и задачах урока, учащиеся записывают число и тему урока в тетрадях.

В данный момент в класс стучатся и сообщают о том, что школа получила почту, в которой была бандероль для 8 “А” класса. Учитель вскрывает бандероль, в которой находятся письма для каждого учащегося. Получив конверты, учащиеся знакомятся с содержимым. Один из учеников читает вслух рекомендательное письмо:

Уважаемая Ольга Николаевна!

Кабардино-Балкарский Государственный университет предлагает Вам принять участие в международном конкурсе “Дети - наше будущее”. Целью проводимого конкурса является выявление одаренных детей в различных регионах нашей страны и предоставление им возможности обучаться в высших учебных заведениях на государственной основе.

Поскольку профилирующими предметами у нас являются математика, физика, информатика, то для участия в конкурсе “Дети - наше будущее” необходимо выполнить задание по предмету “Математика”. Рекомендации по другим предметам Вы получите позже.

Помните, при положительных результатах у Вас появится шанс на поступление в наш университет.

Желаем удачи!

Учитель:

Ребята, нам предлагают принять участие в конкурсе “Дети - наше будущее” и у Вас появится возможность поступить в ВУЗ. Для этого необходимо выполнить предлагаемые задания. Однако, прежде, чем перейти к выполнению задания, повторим теорию по теме “Квадратные корни”.

II. Фронтальный опрос [4]

  1. Сформулируйте определение арифметического квадратного корня.
  2. При каких значениях Х выражение имеет смысл, при каких не имеет?
  3. Сформулируйте теорему о квадратном корне из произведения. Приведите пример.
  4. Сформулируйте теорему о квадратном корне из дроби. Приведите пример.
  5. Докажите тождество =/Х/
  6. На примере выражения 3 покажите, как можно внести множитель под знак корня.
  7. На примере выражения покажите, как можно вынести множитель из-под знака корня.
  8. Опишите, как освободить знаменатель от знака корня в выражении вида ;

Учащиеся, отвечая на вопросы, формулируют определения, на доске записывают формулы.

III. Основная часть

Учитель:

Задание включает два тренинга: подготовительный и контрольный. Подготовительный выполним вместе, контрольный – выполните самостоятельно.

Подготовительный тренинг

1. Вычислить [5]

а) в) е)
б) г) ж) [3]
д)

2. Упростить выражение [1]

а) 3 б) (3 в) (5

3. Сократить дробь

[1] [2]
а) б)

4. Исключить иррациональность из знаменателя дроби [1]

а) б)

5. Упростить выражение

[2] [6]
а) ( б)

Контрольный тренинг

1. Вычислить [5]

А а) г) В а) г)
б) д) б) д)
в) е) [3] в) е) [3]

2. Упростить выражение

[2] [2]
А а) (6 В а) (7
[1] [1]
б) (3 - б) (

3. Сократить дробь [2]

А В
а) а)

4. Исключить иррациональность из знаменателя дроби

А [2] В [2]
а) а)
[1] [1]
б) б)

5. Упростить выражение [2]

а) () : а) ( б) (2+

Выполнение работы производится следующим образом: сначала выполняются задания из подготовительного тренинга (учащиеся работают у доски и на месте); затем учащиеся самостоятельно выполняют задания из контрольного, на белых листах, которые приготовил учитель. Задание А – для учащихся первого варианта, В – для второго варианта.

IV. Итог работы

Учитель:

Ребята, думаю, мы справились с поставленной нами задачей. Для подведения итогов проделанной работы на уроке, заполните таблицу.

Контрольный тренинг

Ф.И.О. ______________________ Задание А (В)

Номер задания Ответы
а б в г д е
1            
2            
3            
4            
5            

Заполнив таблицу, учащиеся вкладывают выполненное задание в конверт и сдают учителю. Учитель выставляет оценки, благодарит учащихся за работу и сообщает, что на следующем уроке учащиеся получат конверты с результатом и узнают о шансе поступления.

Урок на тему “Квадратные корни”, проведенный по данной структуре, заинтриговал не только детей, но и присутствующих гостей. Все с интересом наблюдали за происходящим. Учащиеся активно работали в течение всего урока, стремясь правильно выполнить полученные задания. Данный урок включает устную, практическую и самостоятельную работу учащихся, что позволяет закрепить полученные знания по теме.

К следующему уроку учитель раздает уже проверенные конверты, оценки выставляются в журнал как за самостоятельную работу по теме “Квадратные корни”.

Надо отметить, что организационная часть урока занимает по времени 5-7 минут, остальная часть урока идет на работу по данной теме.

Данная структура проведения открытого урока применима практически для любого предмета, входящего в курс школьной программы, поскольку в конверт вкладывается информация, раскрывающая одну из изучаемых тем.

Приложение

Литература:

  1. Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра-8.-М., Просвещение, 1989 г.
  2. Алимов Ш.А. и др. Алгебра-8.-., Просвещение, 1991 г.
  3. Кузнецова Л.В. и др., Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс.- М., Дрофа, 2002 г.
  4. Барчунова Ф.М., Бесчинская А.А., Макарычев Ю.М. и др., Алгебра в 6-8 классах: пособие для учителя, -М., Просвещение, 1988 г.
  5. Дидактический материал по алгебре 8 класс
  6. Петров К. Сборник задач по алгебре. Книга для учителя. Просвещение. 1984 г.