Цели:
- обобщение знаний о экосистеме леса;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Ведущие: Лена и Миша.
Лена: Миша, я знаю, что разные науки изучают природу. А есть ли среди них наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспосабливаются к окружающей их природе, и как сами они влияют на эту природу?
Миша: Наука эта зовётся ЭКОЛОГИЯ (др. греч. “ойкос” = “дом” ) Ведь природа – это общий дом и для растений, и для животных, и для людей.
Лена: А есть ли у природы законы, по которым она живёт?
Миша: Да, но их нам назовут ребята.
Девочки: 1 закон: все растения и животные могут жить только в тех местах, к которым они приспособлены, где они чувствуют себя как дома.
Мальчики: 2 закон: в природе ни растения, ни животные не могут жить сами по себе.
Они живут в сообществе с другими растениями и животными.
Учитель: Сегодня мы заглянем с вами в лес.
Все: Здравствуй, лес, могучий лес, полный сказок и чудес !
Учитель: На первый взгляд он кажется пустым - одни деревья. Назовите некоторые из них:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)Её всегда в лесу найдёшь, -
Пойдёшь гулять и встретишь;
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)Кудри в речку опустила,
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит –
Никому не говорит. (ива)Я - дерево с цветком душистым,
Даю я прохладную тень.
Под кроной моей отдыхают
В безветренный день. (липа)Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют, (рябина)Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Лена: А я знаю, это дуб, а плод его – жёлудь.
Физкультминутка. Передай, не потеряй. (Звучит музыка. Ребята в несколько “ручейков” передают жёлуди, которые снова возвращаются в корзинку Маши. )
Лена: Миша, а почему у дуба кривые ветви?
Миша: Дело в том, что дубы очень любят свет и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов не прямые, а изломанные, угловатые. Дубы бывают до 55 м высотой.
Учитель: Ребята, а этот могучий дуб вырос в Воронежском заповеднике. (Демонстрируется фотография)
Какие леса преобладают в нашем воронежском крае?
(Дуб – сосна – осина – берёза - ольха – тополь – ель и др. - названия деревьев даны по мере уменьшения их распространения в воронежских лесах. )
Звучит фонограмма “Звуки леса”
Учитель: Лес не сразу откроет перед тобою свои секреты. Но когда хорошенько прислушаешься к нему, то поймёшь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселённый множеством жильцов. Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат, воют. И у каждого в этом доме есть своё место и своё дело.
Рассмотрим звенья пищевых цепочек и определим, какое из этих звеньев главное.
1 звено: Растения с листьями, плодами, ягодами, шишками.
2 звено: Гусеницы, мыши, зайцы, белки, олени.
3 звено: Охотники: жуки-красотелы, жабы, лягушки, маленькие птицы, ласки, куницы, лисы.
4 звено: Охотники за охотниками: ястребы, совы, волки, рыси.
(Ребята на магнитной доске выстраивают несколько цепочек пищевых цепей, например,
ЛИСТЬЯ – ГУСЕНИЦЫ – СИНИЦЫ – ЯСТРЕБ СТВОЛ (под корой личинки жука-усача питаются древесиной ) – ДЯТЕЛ – СОКОЛ ЗЕМЛЯ (травинки, колоски…) - МЫШКА – ЛАСКА - СОВА)
Лена: Уточни, пожалуйста, Миша, какое же звено в лесных пищевых цепочках главное.
Миша Растения. Именно от них зависит жизнь всех лесных обитателей.
(Появляется Гриб-Лесовик, садится на пенёк и рассказывает сказку “Надо жить дружно” из книги “Первое знакомство с зелёными друзьями” Эрдели Г. С. Воронеж гос. ун-т)
“Жил-был высокий дуб - красивый, с большими ветвями, густой зелёной листвой, радовал всех, кто проходил мимо.
Под землёй росли его корни. Их никто не видел, но корни были тоже большие, мощные, глубоко они опустились в землю, широко раскинулись вокруг.
Весной раскрывал дуб почки, росли листья, побеги, росли и корни.
Листья выбирали из воздуха углекислый газ, с помощью солнечных лучей вырабатывали сахара, росли сами, выращивали своих детей – желудей. Часть сахаров передавали в корни, кормили их. А корни выбирали из земли воду, минеральные вещества, передавали листьям.
Хорошо, дружно жили листья и корни. Каждый занимался своим делом и помогал другому. Дерево росло и крепло.
На зиму дуб засыпал, видел хорошие сны о тёплых летних днях, когда в его ветвях вили гнёзда птицы, около корней устраивали свои норы звери, росли грибы.
Но однажды проснулся дуб весной и думает: “Как я велик и красив, могуч! Любят меня птицы, звери и даже грибной царь - белый гриб! В жаркую пору под моей тенью укрываются и люди, любуются мною.
Моя красота, моя сила – ветви и листья. И обидно часть того, что создают листья, передавать корням. Мы так мало получаем от них питания, в 20 раз меньше того, что производим сами!”
Обрадовались листья: “Конечно, не надо кормить корней. Если мы все силы будем тратить только на себя, нас станет ещё больше, дерево будет ещё красивее !. . . . . . . ”
Учитель: Так ли это? (Обмен мнениями. )
“…. Напрасно корни убеждали: “Это правда, что мало питательных веществ мы передаём вам из земли. Меньше, чем вы выбираете из воздуха. Но они необходимы для вас. И если мы не дадим вам только одно из этих веществ, вы не сможете расти.
А потом, вспомните, сколько мы перекачиваем для вас из земли воды! Ведь вы испаряете, отдаёте в воздух водяных паров каждый день больше, чем весите сами!”
Только не слушали эти слова листья: “Нам будет лучше, если, независимые, мы станем работать только на себя”.
“Хорошо, - вздохнули корни. –Будьте независимы. Но и мы, голодные, не сможем и не будем работать на вас. Каждый будет жить сам по себе”.
Так и получилось. Незаметно прошло лето, наступила осень. Опали листья у дуба, как и всегда, как и раньше. Не знаю, какие сны видел дуб этой зимой.
Но вот пришла весна. (Звучит фонограмма “Звуки леса”. Громко. ) Зазеленел лес, наполнился птичьими голосами. Строят птицы гнёзда, готовятся выводить птенцов.
Прилетели пернатые и к своему дубу, где они всегда вили гнёзда, где был их дом.
(Пение птиц смолкает. ) Но не узнали дерева.
Стоит дуб без листьев, сухой: ещё зимой, когда ударили морозы, почки, в которых мало было запасено воды, - вымерзли. Погибли и корни, не получавшие от листьев питания. (Большая пауза. )
Стоит теперь в лесу мёртвое дерево. Улетели от него птицы, обходят стороной звери. И даже поганки не растут около этого дуба. ”
Обмен впечатлениями. Делаем вывод
Гриб-Лесовик: Я приглашаю вас на прогулку в лес. Надеюсь, вы получите много впечатлений.
Физкультминутка
Раз-два, раз-два,
Вот берёза, вот трава,
Вот полянка, вот лужок -
Выходи-ка, ты, дружок!
(На лесной полянке появляются Заяц и Барсук.)
Заяц: Что-то я тебя долго не видел. Ты, случайно, не болел?
Барсук: Не-е-т. Просто каждый год на зиму я засыпаю. Да и летним днём нас не увидишь. Только ночью мы выходим из норы и охотимся на грызунов, на разных насекомых.
Заяц: А когда барсучат своих выносите на свежий воздух? Уж очень хочется их посмотреть.
Барсук: Как только будет тёплый солнечный денёк, погреем своих малышей. Барсучиха выносит их по одному. Держит каждого в зубах и кладёт рядышком под кустом. Барсучата дышат свежим воздухом, а пробирающиеся сквозь листву солнечные лучи их греют.
(Заяц и Барсук уходят. Среди кустов (комнатные цветы) у пенька ползёт гадюка.)
Лягушонок: (испуганно) Кто это?
Лиса: Гадюка. (Змея извивается, звери осторожно наблюдают за ней. ) В жаркий солнечный день любят гадюки погреться на солнышке, а в пасмурные и прохладные дни они мало двигаются, прячутся в норы, гнилые пни, между камнями. В сумерках и ночью они охотятся на мышей, на вашего “брата” - лягушек, (Лягушонок прячется за лису. ) птенцов, ящериц. Молодая гадюка ловит насекомых и червей.
Лягушонок: А где живут они?
Лиса: Жить гадюки любят в болотистых лесах, их можно встретить на полянах с высокой травой. Зимой же они забираются в норы кротов и грызунов, прячутся среди сгнивших корней деревьев. Там уютно и тепло.
Лягушонок: Я вспомнил! Я видел гадюку в воде! Она свободно и легко плавает!
Лиса: А когда гадюка линяет, она оставляет после себя выползки (кожу).
На полянку выходят Лена и Миша
Миша: Лена, не всегда мы попадаем в сказку и можем понять язык зверей и птиц. Но интересный рассказ о жизни представителей лесной фауны мы можем услышать в краеведческом музее. (Дети оказываются в зале музея на стенах картины с изображением животных. Экскурсоводы (ученики) рассказывают о волке, лисе, медведе, лосе, олене. )
Лена: Я хочу вернуться в лес. Там интереснее. Можно птиц услышать, зверей увидеть, ягод да грибов пособирать, воздухом чистым подышать, да красотой полюбоваться.
(Звучит мелодия “Созерцание рассвета” из серии “Музыка в гармонии с природой”
На фоне мелодии – физкультминутка. Проводят её бабочки. Они танцуют. )
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
А четыре - улетела.
Учитель: Вы сейчас прослушали фрагмент “Созерцание рассвета” (Там зачаровывает восход солнца, показанный музыкальными средствами ! ! ! ) Что ты представляешь?
Какие картины рисует твоё воображение?
(Обмен впечатлениями. ).
Именно такой восторг получил маленький Бемби, впервые оказавшийся на лесной полянке.
(Звучат лесные голоса: пение птиц, шум леса , отдаленные раскаты грома, вой волков.
На полянку выбегает Бемби с мамой - оленихой. Оленёнок резвится, он восхищён миром, что открылся перед ним. Его взор привлёк мотылёк. (Ребята придумали способ “управления” мотыльком, который по сценарию будет двигаться!)
Бемби: Смотри, мама! Цветочек полетел.
Олениха: Это не цветочек, это бабочка. Иди сюда.
(Бемби рассматривает бабочку. )
Бемби: Пожалуйста, посидите вот так.
Мотылёк: Почему я должен сидеть? Я же бабочка!
Бемби: Ах, посидите хоть одну минуточку. Мне так хотелось увидеть вас вблизи.
Мотылёк: Ну если вы так просите… Только недолго.
Бемби: Как вы прекрасны! Вы прекрасны, как цветок
Мотылёк: Что? Как цветок? В нашем кругу принято считать, что мы красивее цветов!
Бемби: Конечно, куда красивее!. . . Извините, пожалуйста…. . Я только хотел сказать…Мотылёк: Мне совершенно безразлично, что вы хотели сказать…
Бемби: (продолжает рассматривать)
Как вы прелестны! Что за чудо эти крылья !. . . О, теперь я вижу, вы куда красивее любого цветка. К тому же вы ещё можете летать, а цветы не могут, ведь они привязаны к одному месту.
Мотылёк: Хватит, я действительно могу летать. … Только по вашей просьбе просидел я так долго на одном месте, но теперь я улетаю.
(Бемби заворожено смотрит на улетающего мотылька. Олениха, услышав голос человека уводит оленёнка с полянки, на которую выходит девочка. Она собирает ягоды в корзинку и поёт русскую народную песню “Соловей кукушку уговаривал”, потом начинает собирать цветы)
Голоса из зала (цепочкой), сопровождающиеся движениями (физкультминутка): Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты….
И не будет красоты.
(На полянке собираются все участники праздника. Ребята в зале декламируют по строчке стихотворение Е. Каргановой.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь
(Звучит мелодия “Лес в золоте” из музыкального сборника “Лесные Соборы”. Ребята и “лесные жители” берутся за руки и дают клятву)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!