Тема урока: Вечная тема любви в скульптуре и живописи.
Цели и задачи урока:
- научить учащихся видеть прекрасное в художественных произведениях искусств, чувствовать картины и скульптуру душой;
- привить любовь к предмету МХК;
- воспитывать чувства прекрасного и возвышенного;
- развивать речь учащихся; воспитывать уважение к мировому искусству.
Оборудование урока: компьютер, тетради, презентация (Приложение)
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
- Для чего необходима людям архитектура?
- Формирует ли пространство и среду вокруг людей?
- Можно ли вообще назвать архитектуру искусством и почему?
- Человек создающий архитектурное сооружение обращает ли внимание на природу местности?
- Должна ли быть архитектура удобной, и прочной?
- Что называется архитектурой? («Застывшей музыкой» (Фридрих Шеллинг), «безмолвной музыкой» (Гете), «искусство вписывать линии в небо» (Виктор Гюго), архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду людей.)
- Что такое зодчество? (Это область материальной духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды («второй природы») для жизни и работы людей.)
- Для чего нужна архитектура людям?
- Кого мы называем архитектором?
- Назовите архитектурные стили?
2. Объяснение нового материала
Слайд 1
Эрато – греческая муза любви,
любовной поэзии, в скульптуре и живописи (вазовой
и фресковой).
Изящество облика, стремительность движений и
напряжение чувства в облике Эрато.
Греческие и римские статуи крылатого сына
Афродиты, помпейские фрески, скульптуры А.Коновы
и Б. Торвальдсена, картины Рафаэля и Рубенса.
Эрот – божество, зажигающее любовь.
Эрато – муза, испытывающая и выражающая
это чувство.
Песни Эрато, рожденные восхищением и болью
неутоленного чувства.
Слайд 2
- С. Ботичели «Рождение Венеры»
Богиня любви и красоты – Афродита (Венера). Она родилась из морской пены, в которую попала капля крови Урана, свергнутая Кроносом (отсюда ее прозвище – «пенорожденная»). Власти Афродиты подчинены люди и боги (кроме Гетии, Афины и Артемиды).
Слайд 3
Боттичелли одним из первых обратился к античной мифологии. Так, в «Рождении Венеры» мы видим античную богиню красоты и любви. Согласно мифу, она родилась из морской пены близ острова Кипр и добралась до берега на раковине. Боги ветром осыпают ее дождем роз и гонят раковину к берегу, где богиню встречает девушка с покрывалом, украшенном цветами. Это одна из четырех ор — богинь времен года. На ее легком белом платье весны вышиты тонкие сплетения васильков.
Слайды 4-6
Скульптуры Праксителя
Одной из самых известных в Древней Греции женских статуй была Афродита Книдская. Греки специально ездили в город Книд, чтобы полюбоваться ею. Скульптор Пракситель (IV в. до н. э.) изобразил богиню красоты после купания, У ее ног сосуд для воды, в руке — покрывало. Впервые скульптура показывала обнаженное женское тело с таким совершенством, что оно стало эталоном красоты на многие века. До нас дошла лишь копия этой скульптуры.
Пракситель. Торс Афродиты Книдской IV и. до н. э. Римская копия. Лувр. Париж.
Сама Венера — воплощение красоты, но красоты скорее духовной, а не телесной. Поза богини повторяет древнеримскую статую целомудренной Венеры, застенчиво прикрывающей руками свою наготу. Безупречная чистота линий отличает несколько удлиненную фигуру, прекрасные золотые пряди волос. Но в пленительном лице Венеры затаилась печальная грусть. Это настроение присутствует во многих картинах мастера.
- Агесандр. Афродита «Венера Милосская» 2 в до н.э. Мрамор. Лувр. Париж
Афанасий Фет написал об Афродите такие строки:
И целомудренно и смело
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
- «Афродита Анадиомена» Апеллеса.
Слайд 7
- Афродита
Одна из самых известных статуй в истории
мировой культуры. Изображает богиню любви и
красоты Афродиту (римская Венера).
Исключительная популярность статуи Венеры
Милосской относится, однако не к древности, а к XIX-XX
веку.
Воплощавшаяся в искусстве идея грандиозности
мира и происходивших в нём катаклизмов - - лишь
одна сторона эллинизма. Другой стороной был уход
в личный духовный мир. Появились камерные образы,
главным содержанием которых стала духовная
жизнь. Одним из лучших памятников такого рода
является знаменитая «Венера Милосская» -статуя
богини Афродиты (лат. Venus — «Венера»),
найденная на острове Мелос (ныне Милос). Богиня
изображена полуобнажённой, так что одеяние,
закутывая ноги и низ торса, является постаментом
для открытых рук, которые были показаны в
движении. Возможно, в одной из них Афродита
держала яблоко. В эпоху эллинизма она,
несомненно, была одной из любимых богинь. Её
представляли то кокетливой, то задумчивой, то
шаловливой. Афродита с острова Мелос строга и
сдержанна. У неё простая причёска с прямым
пробором, лицо и фигура представлены довольно
обобщённо. Вероятно, она стояла на высоком
постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз.
Взгляд Афродиты ниспосылает покой.
Слайд 8
- Афродита. III в. до н.э. Римская копия. Эрмитаж
Портреты философов знаменуют отход от классической системы, приверженной к героическим идеалам, когда было принято изображать только -прекрасных и доблестных» граждан. Мир стареет, стареет и культура, чувствуется, что эпоха эллинизма — это «осень» всего древнегреческого мира. Тогда любили изображать то некрасивую натуру: жутких, морщинистых (по обнажённых!) старых рыбаков или пьяных старух, то впадали в слащавость, показывая женщин с томным выражением глаз и пухленькими губками. А иногда смешивали жанры, включая в игру фантазии прекрасных обнаженных богинь и старых рогатых сатиров. В Афинском, музее хранится любопытная скульптурная группа «Афродита и Пан» (около 100 г. до н. э.). Козлоногий бог Пан, сын Гермеса, пытается ухаживать за прекрасной богиней. Шалун Эрот, бог любви, представленный в полете, хватает его за рога, предупреждая о том, что он забыл меру. Однако Афродита и сама отбивается от уродливого поклонника, замахиваясь на него сандалией. Такие произведения уже стоят на грани жанрового искусства — сюжетных композиций, темы которых основаны па впечатлениях обыденной жизни.
Слайд 9
Многие художники обращались к изображению Венеры:
- Тициан «Венера с лютнистом и амуром»
- Диего Веласкес «Венера с зеркалом»
- Тициан «Венера Урбинская»
- Джорджоне «Спящая Венера»
Слайд 10
- Рафаэль Санти. Три грации. 1502-1503
3. Итог урока: в чем выражена любовь на картине Рафаэля «Три грации»? Дайте описание этой работы.
4. Домашнее задание:
— Найдите любовные признания в поэзии и музыке.