Открытый урок русского языка во 2-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?

Цель: Познакомить с понятием одушевленные и неодушевленные предметы; учить различать слова-предметы и правильно задавать к ним вопросы кто? что?; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения; воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения.

Оборудование: предметные картинки, таблички со словами, текстами, магнитофон, учебник

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (звучит музыка)

Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука!
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая, руки всем нужны, друзья.

– Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

II. Интеллектуальная разминка

1) Отвечаем быстро хором:

– Зимнее лежбище медведя?
– Женское украшение, которое надевают на шею?
– Что остается от разбитой чашки?
– Она молча учит. Что это?
– Название какого месяца короче всех?
– Он есть у пламени, у человека, у колокола, у ботинка. Что это?
– Дом для автомобиля?
– Девочка из Страны Чудес?

2) Назови слова во множественном числе: нога – …, сапог – …, тетрадь – …, человек – …; детёнышей животных: коза – …, слон – …, тигр – …, лошадь – …, корова – ….

3) Найди лишнее слово и объясни:

Точка, восклицательный знак, плюс, многоточие, вопросительный знак.
Корень, суффикс, мягкий знак, приставка.

4) Назовите опасные места – орфограммы в словах: мыши, пружина, семья, щука, класс, Таня, кочки, чашка, в лесу, Салехард, чудак, тетрадь.

III. Актуализация знаний.

– Сегодня мы на уроке продолжим исследование объектов русского языка, но сначала повторим пройденный материал.

1) Ответьте на вопросы:

– Что выражает предложение?
– Из чего состоит предложение?
– Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
– Что такое текст?
– Чем текст отличается от предложения?
– Из чего состоит наша речь?
– Какие слова бывают?

2) Словарная работа:

– Почему важна словарная работа?
– Вставьте пропущенные буквы в слова, поставьте ударение и подчеркните опасные места. ( Самопроверка – сверка с доской)
– Из первых букв каждого слова составьте новое слово:

М_роз, _осина, с_бака, к_рова, вет_р, _ртист.( Москва).

– Что означает это слово? (Ученица зачитывает, откуда произошло это слово, на доске иллюстрации с изображением Москвы).
– Запишите новое слово в тетрадь и подберите к нему родственные слова: Москва, московский, москвичи.
– Как по-другому можно назвать эти слова? Почему? Выдели корень. А кто из вас может разобрать эти слова по составу?
– Составьте предложения с новыми словами.

IV. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

1) Работа в группах.

– Постарайтесь словарные слова разделить на группы и объяснить по какому признаку выполнили.
– По какому признаку вы это сделали? Какие вопросы можно поставить к этим словам? Почему к одним словам мы задаем вопросы кто? к другим что? Что обозначают эти слова?
– Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема вывешивается на доску, постепенно, отвечая на вопросы, на доске появляется запись).

– Ребята, слова, отвечающие на вопросы кто? что? являются частью нашей речи. А кто из вас знает, какой частью речи являются эти слова? Почему их так называют?

img1.gif (2287 bytes)

2) Озвучивание записи хором за учителем, затем индивидуально.

3) Фронтальная работа:

а) – Найди ошибки и объясни:

Кто? Маша, огонек, лошадь, шарик.
Что? Дочка, Шарик, ваза, чашка.

б) – Как ты спросишь про героев этого стихотворения: Кто это? или Что это? Объясните почему? (Инсценируют стихотворение ученики в костюмах).

– Мы лисички, дружные сестрички,
– Мы лисички тоже.
– Как с одной-то лапкой?
– Нет, ещё со шляпкой. (А. Шибаев).

Гимнастика для глаз (вращение глаз по кругу, влево, вправо, вверх, вниз)

Физминутка

– Называю слова, если, слово отвечает на вопрос Кто? – руки вверх, стать на носочки, если слово отвечает на вопрос Что? – приседаем руки вперед.

Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, бабушка, воздух.

V. Закрепление знаний

1) Работа в парах (на партах лежат картинки)

– Выберите картинку и задайте вопрос друг другу: Кто это?, Что это?

2) Дифференцированная работа по группам (даются задания разной сложности на карточках).

1 группа – Составить предложения по схемам:

Что? что? что? – это фрукты. Кто? нарисовал что? Кто? катает что? по полу.

2 группа – Кому из сказочных героев принадлежат эти заветные желания. Соедини пары слов и поставь к ним вопросы Кто?, Что?

– Хочу новое корыто!
– Хочу, чтобы ведра сами за водой пошли!
– Хочу перо Жар-птицы!
– Хочу золотые колокольчики!
– Хочу золотой ключик!
Иван
Емеля
Золотой Хохолок
Старуха
Карабас-Барабас
колокольчики
корыто
ключик
ведро
перо

3 группа – Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?. Озаглавьте текст.

Особую красоту лесу придает_______. У неё ажурная_______. Осенью созревают ярко-красные_______. Из них варят кисели, ______,_______. Очень любят рябину_____,______.

Слова для справок: дрозды, листва, плоды, варенье, снегири, компоты.

4 группа – Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Наступила осень. Ветер срывает с деревьев последние листья. Птицы улетели в теплые края. Медведь залег в спячку.

(Выполненную работу ученики проверяют по карточкам, на которых правильно выполнено задание. Для учащихся, которые выполнят быстро свою работу: придумать слова на вопросы Кто?, Что?).

3) Самостоятельная работа по учебнику: с. 36, упр.50 – выпиши слова к вопросам кто? что? Сделай фонетический разбор слова жизнь (для тех, кто сделает задание раньше).

Взаимопроверка – сверка с доской.

VI. Рефлексия

– Какие новые знания вы « унесёте» с собой?
– Какие задания вам понравились? Какие трудности испытывали на уроке? Кому было легко и все понятно? Оцените своё настроение на уроке, нарисовав мордашку.

VII. Домашнее задание по выбору:

– Найти загадки, отгадки которых отвечали бы на вопросы Кто? и Что?
– Нарисовать или подобрать рисунки предметов, отвечающих на вопросы Кто?, Что?
– Работа по учебнику с. 37, упр.52.