Тема: «Поэзия доброты
Цели:
- Расширение знания детей и привитие интереса к поэзии А.Л. Барто.
- Воспитание уважения к людям, нетерпимости к плохим поступкам.
- Развитие чувства прекрасного, эстетического вкуса, речи, памяти.
Оборудование:
- Мультимедиа.
- Диск с Презентацией по творчеству А.Л.Барто (Приложение)
- Книжная выставка по произведениям А.Л.Барто.
- Грамзапись песен на стихи А.Л.Барто.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Работа по теме
(1 слайд)
1. Вступительное слово учителя
– Ты, дорогой читатель, ещё не был читателем, ни одной буквы не знал, а уже слушал и с удовольствием запоминал добрые, звонкие стихи:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
– Кто их автор?
(А.Л. Барто)
(2 слайд)
– Что вам известно об этой поэтессе? (Написала много стихов для детей.)
(3 слайд)
К. Чуковский сказал о ней… (чтение слов со слайда)
2. Выставка книг «Поэзия доброты»
– Посмотрите, сколько книг посвящается детям.
(4 слайд)
3. Автобиография
(5 слайд)
– Агния Львовна родилась в феврале 1906 г. В
Москве в семье врача- ветеринара, который привил
ей любовь к классике. Сочинять стихи Агния начала
рано, в гимназии, потом в сельской школе. Мечтала
она стать танцовщицей и поступила в
хореографическое училище, но сочинять стихи не
переставала.
Но первым и очень строгим ценителем этих стихов
был отец. Он требовательно следил за дочерью,
учил, как надо «правильно» писать.
Когда Агния Барто впервые принесла в
издательство свои стихи, ей было всего 19 лет. Это
было в 1925 г. Стихи получили самую высокую оценку
редактора и их выпустили отдельной книжкой.
(6 слайд)
«Писать стихи меня учили многие, каждый по-своему», – вспоминала А. Барто. И называла имена Владимира Маяковского, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.
Тяжёлой страницей в её биографии была война
(7 слайд)
Ей впервые удалось увидеть фашизм. Германская армия бомбила госпитали, школы, приюты. Агния Львовна много выступала по радио, перед солдатами на фронте. Она была корреспондентом « комсомольской правды», часто выступала на заводах. Там видела труд рабочих-подростков, который её поразил. Это тяжёлое время нашло отражение в её поэзии. (Чтение стихов на экране). Так появились стихи: « Решил я стать учеником», «Новичок», «Непоседа», «Мой ученик» и др. Но всё-таки её стихи юмористические, весёлые, добрые и созвучные. Я приглашаю вас попутешествовать по её поэзии.
(8 слайд – «Карта путешествия».)
III. Путешествие по станциям
(9 слайд)
«Станция Игрушки»
(Чтение на слайде о цикле этих стихов.)
– А какие ещё стихи вошли в этот сборник?
– Потерялись предметы из стихотворений, давайте
вернём их в стихи.
(10 слайд)
(Дети отгадывают и читают эти стихи).
1) Таня плачет… (мячик).
2) Плывёт по быстрой реке… (кораблик).
3) Катали в машине кота… (грузовик).
4) Причешу ей шёрстку и приглажу хвостик… (лошадка).
Обобщение.
– Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно её волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли быть верными в дружбе? Не ссорятся ли по пустякам? Помогают ли старшим? Любят ли читать, учиться?
(11 слайд)
Станция «Какие дети живут на свете?»
– Определите имена героев.
1) Ходим парой мы с … (Тамарой).
2) Мне некогда болтать… (Лида).
3) Синенькая юбочка, ленточка в косе… (Любочка).
4) У него один вопрос:
– Скоро будет Дед Мороз
Выдавать подарки? (Жадный Егор).
5) Добрая душа…(Вовочка).
– Прежде, чем попасть на другую станцию, давайте отдохнём и поиграем в «слова».
Игра в слова «Закончи фразу».
Чтение стихотворения «Олень».
Не заснёт никак Серёжа,
Он разглядывает лёжа
Тонконогого оленя
На лужайке вдалеке –
Тонконогого оленя
Высоко на потолке
Он красивый, величавый
Он стоит, подняв … (рога),
А вокруг темнеют травы,
Расстилаются … (луга).
Встал Серёжа на … (коленки),
Поглядел на потолок,
Видит – трещинки на … (стенке).
Удивился он и лёг.
Сказал на следующий …(день)
Когда открыли шторы:
–Я знаю, это был …(олень),
Но он умчался в горы.
– Чего боялся Серёжа?
Обобщение.
– «У страха глаза велики» – Как понимаете эту пословицу?
(12 слайд)
Станция «Поговорная».
– Многие строчки из стихотворений А. Барто звучат как пословицы или поговорки. Вспомните, из каких они стихотворений:
«А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда». («Болтунья»)
«Есть такие люди –
Им всё подай на блюде!» («Лялечка»)
«Очень плохо жить на свете,
Если видеть всё не так». («Наш сосед Иван
Петрович»)
«Один отряд сажает сад,
Другой его ломает». («Мы очищали старый сад»)
(13 слайд)
«Не понятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я…» («Мама или я»)
«Следуя за модой, себя не изуродуй!» («Модница»)
«Вовка – добрая душа». («Вовка – добрая душа»)
«Лёшенька, Лёшенька,
Сделай одолжение…» («Лёшенька, Лёшенька…»)
– Почему так говорят – «Смех, который лечит»?
(14 слайд)
(Чтение слов со слайда).
(15 слайд)
Станция «Весёлая».
Занимательная страница.
– Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Сценки. Быстрая смена действий.)
«Непослушная кошка»
Мама. Светлана, где кусочек шоколада,
который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позвонила?
Света. Да я не позволила, я ей сказала:
«Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!»
«Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету
очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь,
посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она
очень расстраивается, что в наших тетрадях много
ошибок.
«Вот так защитник»
Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.
«Разведчица»
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая
чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А
почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.
– Почему это смешинки? В чём их смысл?
Обобщение.
(16 слайд)
– Кому принадлежат эти вещи?
- Юбочка и ленточка (Любочке).
- Полпеченья, копейка, пятак (Копейкину).
- Букет и листок со словами «Поздравляю…Желаю…» (Леночке).
- Номерок и театральный билет (Любе и её подруге).
- Удочка (любителю-рыболову).
- Дневник с двойкой (Лёшеньке).
– Кто является героями произведений, о которых мы говорили? (Дети).
– Какие? (Ленивые, трудолюбивые, воспитанные, нерадивые).
(17 слайд) «Жизнь, отданная детям»
Обобщение.
– Будучи уже знаменитым поэтом, лауреатом Ленинской премии, Агния Львовна всегда была окружена детьми, понимала заботы своих читателей, радовалась и огорчалась вместе с ними. Именно так и были написаны её стихи.
(18, 19 слайды)
– Широкую известность получили художественные фильмы, поставленные по сценариям Агнии Барто: «Подкидыш» 1939 г., «Слон и верёвочка» 1946 г., «Алёша Птицын вырабатывает характер» 1953 г., «Десять тысяч мальчиков» 1963 г., «Чёрный котёнок» 1965 г.
(20 слайд)
Многие стихи А. Барто стали песнями:
«Любитель-рыболов» «Песенка про Петю»
«Лёшенька, Лёшенька» «Вежливый вальс»
«О чём пели птицы» «Болтунья» и др.
Прослушивание песни.
Обобщение.
(21 слайд)
– Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные, которые мы сегодня вспомнили, останутся с нами навсегда. Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г., но из нашей памяти эти стихи не сотрутся никогда. Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение.
IV. Итог урока
– Наше мероприятие подошло к концу, и я хочу
спросить:
– Что для вас было открытием?
– Какими впечатлениями ты поделился бы с
родителями, друзьями?(Что чувствовал, что
приобрёл, что удивило?)