Урок литературного чтения в 4-м классе по сказке А.С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели:

  • научить анализировать поступки героев;
  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • развивать речь, память, мышление;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование: учебник, выставка книг нарисованный замок, вырезанные силуэты петушков.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» (слайд № 1)
– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок: (слайд № 2)

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина: (слайд № 3)

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»: (слайд № 4)

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока… (слайд № 5) А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока (слайд № 6)

4. Повторение (слайд № 7)

Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. Я показываю иллюстрацию, а вы говорите название сказки.

На доске высвечиваются иллюстрации из сказок А. С. Пушкина, следом название сказки и год написания (слайды № 8 – № 23)

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831 (слайд № 8–11).
  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831 (слайд № 12–14).
  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833 (слайд № 15–17).
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833 (слайд № 18–20).
  • «Сказка о золотом петушке», 1834 (слайд № 21–23).

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

– Давайте вспомним начало сказки. Я предлагаю посмотреть сценку из этой сказки.

Инсценировка начала сказки от начала сказки до слов: «Царь к окошку, – ан на спице, видит, бьется петушок, обратившись на восток».

Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

(На слайде № 24 поочередно выходят слова, характеризующие царя Дадона.)

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

– т.е. право определял силой.

– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (слайд № 25). (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? (Слайд № 26)

Петушок

верный
справедливый

(На слайде поочередно выходят слова, характеризующие петушка)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками (слайд № 27)

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?

(На слайде появляются пословицы и поговорки)

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.
  • Правда суда не боится.
  • По правде и сила.
  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

9. Рефлексия

(У каждого ребенка лежит вырезанный из бумаги петушок.)

– У вас у каждого лежит вырезанный из бумаги петушок. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

10. Итог урока

– Итог урока хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания и вкладываю петушков в нарисованный замок.)
– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина (слайд № 28):

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

11. Выставление оценок

Приложение 1