Актуальность
Общеизвестно воздействие художественной
литературы на формирование личности ребенка.
Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного
слова, развитие культуры речи указывали
педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский,
Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев,
Ф.А.Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.). Но в
истории отношения человека с книгой были периоды
взаимного тяготения и отчуждения: это –
естественный ход жизни. Важно только не упустить
момент смены приоритетов, так как, уходя из
активной деятельности человека, книга унесет
весь предыдущий духовный и практический опыт
прошедших на Земле поколений, без которого
человечество существовать не может.
На рубеже XX-XXI веков весь мир стоит перед
проблемой сохранения интереса к книге, к чтению
как процессу и ведущей длительности человека.
Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и
зрительные образы, особым способом воздействуя
на людей, ослабила интерес к книге и желание
работать с ней: ведь книга требует напряжения
мысли, анализа прочитанного, будит творческое
сознание читателя, способствует генерации и
освоению новых идей, но при условии
внимательного и вдумчивого отношения к ней и
систематического чтения.
Художественная литература открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Она
развивает мышление и воображение ребенка,
обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы
русского литературного языка.
Огромно воспитательное, познавательное и
эстетическое значение произведений
К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка
об окружающем мире, воздействуют на личность
малыша, развивают умение тонко чувствовать форму
и ритм родного языка.
Литературные произведения К.И.Чуковского
сопровождают ребенка с первых лет его жизни и
выступают перед ним в единстве содержания и
художественной формы.
В старшем дошкольном возрасте дети способны
понимать идею, содержание и выразительные
средства языка, осознавать переносное значение
слов и словосочетаний. Дети могут различать
жанры литературных произведений и некоторые
специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказок К.Чуковского позволяет детям
понять и почувствовать их глубокое идейное
содержание и художественные достоинства;
поэтические образы привлекают детское внимание,
надолго запоминаются. Книги К.И.Чуковского
пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и
справедливости, в торжество правды.
Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня
Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил,
удалой комарик – вызывают сочувствие детей,
помогают воспитывать у них положительные
качества, без назидательности высмеивается
неряшливость, трусость, зазнайство.
Реализация данного педагогического проекта
обеспечит психологическое формирование
читателя в дошкольнике. А увлекательное общение
с творчеством К.И.Чуковского будет
способствовать развитию интереса к книге, что
будет являться неотъемлемой частью системы
образования дошкольников на этапе становления
современной личности.
Гипотеза
Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами К.И.Чуковского доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений К.И.Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений. К.И.Чуковского способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников наряду с детьми являются активными действующими лицами.
Цели и задачи проекта
1. Приобщение старших дошкольников к
ведущим темам деткой литературы, наиболее
близким и понятным детям.
2. Знакомство детей с доступными их
возрасту теоретическими понятиями, необходимы
для выявления художественных особенностей
произведений К.И.Чуковского.
3. Обогащение познавательного,
литературного, деятельностного опыта детей.
4. Активизация литературного творчества.
5. Развитие аналитических способностей
на основе доступного детскому уровню анализа
произведений с целью более глубокого
проникновения в их смысл и художественную
ценность.
6. Автоматизация поставленных звуков в
связной диалогической и монологической речи.
7. Развитие умения слушать и слышать
ребенка и взрослого, работать в коллективе детей,
активно включаться в создание образов единой
сюжетной линии, используя лингвистические и
паралингвистические средства общения.
8. Работать над эмоциональной
выразительностью речи.
9. Совершенствовать чувство ритма при
исполнении стихотворений, песен, прозаического
монолога.
10. Формировать навыки произвольной
концентрации и переключения внимания с помощью
смены образов, сольного и хорового пения.
11. Развивать навыки просодических
компонентов речи при проговаривании и пении.
12. Учить координировать речь и движение
ребенка.
13. Развивать умение ориентироваться в
пространстве, формировать пространственное
воображение.
14. Активизировать влияние семейного
воспитания на развитие дошкольника. Приобщение
родителей к проблеме детского чтения.
План реализации проекта
1. Постановка и определение целей и
задач проекта, исходя из возрастных особенностей
детей.
2. Включение специалистов ДОУ в
творческий процесс.
3. Сбор информации и необходимого
материала для реализации проекта.
4. Вовлечение детей и родителей в
процессе решения задач.
5. Разработка плана мероприятий с
участием родителей.
6. Организация проекта.
7. Анализ проектной деятельности.
Проведение итогов. Обобщение опыта.
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
1. Чтение произведений К.И.Чуковского
2. Викторина «Угадай сказку»
3. Мини-викторина «Угадай книгу»
4. Просмотр видеофильмов по сказкам
К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит»,
«Бармалей».
5. Конкурс рисунков «Любимый персонаж»
(дети и родители)
6. Создание книги «Детские
высказывания» (по аналогии книги К.И.Чуковского
«От двух до пяти»)
7. Знакомство с творчеством писателя,
экскурсия в библиотеку.
8. Беседы с детьми по прочитанным
произведениям.
9. Тематическое занятие: «В гости к
доктору Айболиту»
10. Инсценировка стихов и сказов
К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Черепаха»,
«Котауси и Мауси»
11. Конкурс на лучшее сочинение
авторской сказки «Невероятные приключения
знакомых героев» Чуковского.
12. Коллективная работа над созданием
тематического панно «Чудо-дерево»
13. Создание библиотечки стихов и сказок
писателя.
14. Организация библиографического
пособия для родителей.
15. Совместная трудовая деятельность по
изготовлению атрибутов к обыгрыванию
произведений.
16. Экскурсии в школу и детскую городскую
библиотеку.