Урок литературного чтения во 2-м классе на тему "Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…", по сказке "Дети Деда Мороза"

Разделы: Начальная школа


Тема:

«Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок…» (А.С.Пушкин)

«Дети Деда Мороза» (русская сказка)

Цель урока:

создать условия для:

  • открытия детьми жизненной истины, что милосердие, сострадание, сопереживание
  • очень ценные качества в человеке;
  • освоения детьми приёмов художественного анализа (акцентное вычитывание, ответы на вопросы, характеристика героев, работа с темой);
  • развития творческих способностей детей (чтение по ролям, домашнее задание – творческое);
  • совершенствования умения учащихся выразительно читать, передавая характер героев и настроение;
  • воспитания самостоятельности, ответственности, умения сотрудничать.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Организационный этап Включает музыку (Бах, сюита № 2 для флейты с оркестром)

– Ребята, на улице холодно, наступила настоящая зима, чтобы нам было комфортно на уроке, давайте подарим друг другу и нашим гостям теплоту своих сердец через наши улыбки.
– В народе о зиме есть такое выражение:
Береги нос в большой мороз!
– Предлагаю разогреть его и помассировать ушки.

Под музыку входят в класс и садятся за парты.

Дети улыбаются учителю, друг другу, гостям.

Растирают нос (точку смеха, смеются), массируют ушки.

Для эмоционального настроя.

Физминутка поднимает настроение, активизирует мыслительную деятельность, ободряет, настраивает на работу.

2. Организация подготовки художественного восприятия – Прочитайте тему урока. Задумайтесь над словами.
– Как вы её понимаете?
– Действительно, ребята. Любая сказка нас чему-нибудь учит.
– Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…
– Ребята, сегодня к нам в гости пришла зимняя сказка.
– Прочитайте её название.
– Послушайте, ребята сказку и попытайтесь определить, чему же учит она нас?
Читают с доски:

Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок…

А.С.Пушкин.

«Дети Деда Мороза»

(сказка)

– Любая сказка чему-то нас учит.

Учитель обеспечивает условия для создания целостного образа произведения.
3. Организация художественного восприятия Читает сказку. Пауза.

– Поделитесь своими первыми впечатлениями, настроением, чувствами (Если дети молчат, то вопрос:
– Ребята, вам разве не понравилась сказка? Чем? Поделитесь.)

Дети слушают (учебники закрыты)
Учащиеся делятся своими первыми впечатлениями, настроением, чувствами
 
4. Организация художественного анализа – Как поняли, чему учит эта сказка? (Учитель принимает все ответы без комментариев).
– Сказка – это мудрое произведение, поучение спрятано, чтобы его понять, надо внимательно прочитать сказку самостоятельно. Откройте учебник на 128 странице (см. Приложение 1).
– Читая, постарайтесь ответить на вопрос:
– Что волновало Деда Мороза?
– Что волновало Д.М.?
– Каким вы его представляете?
(Учитель вывешивает на доску картинку с Дедом Морозом и помогалочку после ответов учеников, см. Приложение 2)
– Ребята, чтобы ответить на главный вопрос «Чему учит эта сказка, мы постараемся понять характеры героев. Это же нам поможет приготовить выразительное чтение по ролям.
– Какую работу сделали сыновья Деда Мороза? – Какими вы их представляете?
– Работать будем по рядам.

1 ряд – читает и понимает про ветер
2 ряд читает и понимает про лёд,
3 ряд читает и понимает про иней.

– Как поняли задание?

(Учитель вывешивает картинку героя выслушивает детей, вывешивает помогалочку с «ловушкой» см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5)

– Найдите и прочитайте, что рассказала снежинка?

– Как эти слова характеризуют снежинку?
Вывешивает картинку помогалочку с «ловушкой» (см. Приложение 6).

– Вы знаете. Что такое милосердие?

Учитель зачитывает из словаря.

– Ребята, мы зачитывали всего по несколько слов о каждом из героев, и как много рассказали они о характере каждого!

Свободные высказывания детей

Читают самостоятельно, пытаются ответить на поставленный вопрос.

Вычитывают ответ из текста.
– Свободные высказывания детей.

Работают с текстом.
Дают характеристику героев.

– Читают.
– Свободные высказывания детей.

– Дети отвечают на главный вопрос сказки.

Дети находят лишнее слово в характеристике героя

Учитель обеспечивает условия для: проникновения, проживания, понимания смыслов, для открытия детьми жизненной истины, что милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие – самые ценные качества в человеке; для формирования выразительного чтения, передающего характер и настроение героев.

Учитель использует помогалочки для обогащения словаря детей, в помощь при передачи настроения и характера героев.

Делает акцент, чтобы дети понимали, что каждое слово несёт глубочайший смысл.

5. Физминутка Включает музыку (Бах, сюита №2 для флейты с оркестром).
– Встаньте, пожалуйста, и изобразите ветер.
– Покажите глазками, как дует ветер. (Учитель показывает карточки с упражнениями для глаз)
– Закройте глаза, представьте лёд.
– Покажите его.
– Давайте полюбуемся инеем на вершинах деревьев, на земле (повторение).
– Покружитесь, как снежинки.
– Спасибо, вы очень точно смогли изобразить героев сказки.
Дети выполняют. Физминутка, чтобы лучше понять характер героев можно представить, изобразить, попытаться перевоплотиться, для переключения деятельности.
6. Организация художественного исполнения – Почему Дед Мороз похвалил Снежинку больше всех?
– Я согласна с вами. И в человеке, ребята, доброта, сочувствие, сопереживание, милосердие очень ценные качества.

– Ребята, а кому захотелось сыграть какого-нибудь героя из этой сказки?
– Представьте, что нам надо разыграть мини-спектакль по этой сказке.
– Сколько артистов нам потребуется?
– Сейчас вы попробуете прочитать эту сказку по ролям в группах.(1 и 3 ряды)
– Вам нужно распределить роли и подготовить выразительное чтение по ролям.
– Чтобы точно передать характер и настроение героев обратитесь к помогалочке (см. Приложение 7)

– Второму ряду предлагаю поработать в парах. Вы будете учиться отвечать на вопросы плана в учебнике. Один читает вопрос – другой отвечает на него. Можно по учебнику.
– Как поняли задание группы? Пары?
Учитель даёт время на подготовку.
Помогает по необходимости и проверяет, как идёт подготовка.
– Итак, послушаем чтение по ролям.
– Постарайтесь передать характер героев.
– Мы все слушаем внимательно, чтобы потом оценить выступающих.
– За что мы можем похвалить группу?
Оцениваю детей.

– Кто хочет представить работу в паре?
– Мы будем внимательно следить.
Оцениваем, с какой интонацией прочитаны вопросы и верно ли подобраны ответы.

– Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Вы прочитаете пословицы, постараетесь понять смысл и определить, какие из них подходят к сказке и почему?
– Жизнь дана на добрые дела.
– Хлеб всему голова.
– Азбука – к мудрости ступенька.
– Быть добрым сердечным, человеком – это большое умение.
– Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Ответы:  добрая, заботливая, внимательная…

Ученики открывают жизненную истину.

– Желающие поднимают руки.

5 героев и рассказчик

Дети говорят, как поняли.

Группа представляет чтение по ролям.

Желающие представляют свою работу.

Высказываются про чтение товарищей.

Дети читают пословицы, определяют те, которые подходят к сказке.

Создаются условия для открытия детьми жизненной истины.

Учитель создаёт условия для выбора детьми роли, интонации, выражающей характер и настроение героя.

Для осознания цели работы.

Учитель создаёт условия для формирования оценки выразительного чтения по выработанным критериям.

7. Организация художественного творчества Дома вы сможете:
– подобрать свои пословицы или поготовить ответы на вопросы плана или
– разыграть сказку с членами семьи или
– выполнить творческое задание в тетради.
Дети выбирают задание. Учитель создаёт условия для развития художественного творчества детей, для осознания своих возможностей.
8. Итог урока – Ребята, наш урок подходит к концу (пауза).
– Сейчас положите головки на парты и прислушайтесь к состоянию своей души.

– Какие открытия в себе помогла вам сделать эта сказка? (Какие черты характера вам захотелось в себе воспитывать?)
– Ребята, вы очень чуткие к слову.
– Мне было очень приятно с вами общаться.
– Спасибо за урок!

 

– Дети делятся чувствами, говорят, какие уроки они открыли.

 

 

Проводит рефлексию для формирования самооценки.