Программирование - это наиболее важный раздел курса “Информатика и ИКТ”, изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Как и математика, программирование очень хорошо тренирует ум, развивает у человека логическое и комбинаторное мышление. Может быть, не последнюю роль в формировании нового человека XXI в. сыграют основы логического и комбинаторного мышления, заложенные в школьные годы на уроках программирования.
Современная система программирования Visual Basic позволяет легко создавать полноценные Windows-приложения. Это не только полезное, но и очень интересное занятие. Программирование осуществляется на современном диалекте языка Бейсик - Visual Basic. Этот язык программирования наиболее прост и доступен для школьников. Бейсик выгодно отличается от других языков своей простотой и наглядностью. Как показала многолетняя практика обучения этому языку, школьники 14-16 лет легко осваивают его основные конструкции, быстро начинают писать работающие программы. Бейсик - живой, динамично развивающийся язык. С помощью Visual Basic 6 можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: бизнес-приложения, игры, мультимедиа, базы данных. При этом приложения могут быть как простыми, так и очень сложными, в зависимости от поставленной задачи. В настоящее время Basic уже не считается учебным языком -знание Visual Basic и его диалектов (VBA, VBScript) становится необходимостью для современного программиста любого уровня.
Систему программирования Visual Basic называют также средой проектирования или просто средой Visual Basic. Почему в этом термине слово “программирование” заменено словом “проектирование”? Учащиеся должны научиться создавать пусть не очень сложные, но настоящие программные приложения, работающие в системе Windows. Программирование - это лишь один из этапов создания приложения. Есть и другие этапы, которые бывают не менее сложными, трудоемкими и ответственными, чем программирование. В частности, этап разработки интерфейса будущего приложения, с использованием различных элементов управления - кнопок, текстовых: графических нолей, полос прокруток и многого другого. Программы на языке Visual Basic пишутся по большей части именно для того, чтобы управлять этими элементами. Поэтому программирование вместе с другими этапами создания приложения называют проектированием, а само создаваемое приложение - проектом Visual Basic. По этой же причине систему программирования Visual Basic называют системой или средой проектирования.
Основные задачи курса:
- формирование практических навыков работы с интегрированной средой программирования языка Visual Basic;
- развитие навыков алгоритмизации и программирования;
- формирование образного и теоретического мышления;
- формирование умения ориентироваться в информационных потоках;
- формирование умения планировать свою деятельность.
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе являлся метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализовывалась в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.
Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагались практические задания для самостоятельного выполнения.
Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществлялся по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых приводится ниже. В начале курса каждому учащемуся было предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащиеся представили проект на языке объектно-ориентированного программирования.
Организация учебного процесса. Организация учебного процесса строилась в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма , в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Перечень проектов, выполненных учащимися:
- Проект “Обычный калькулятор”.
- Проект-задание “Расположение формы и управляющих элементов”.
- Проект “Переменные”.
- Проект-задание “Переменные_2”.
- Проект “Перевод чисел”.
- Проект-задание “Мультисистемный калькулятор”.
- Проект “Инженерный калькулятор”.
- Проект-задание “Треугольник”.
- Проект “Строковый калькулятор”.
- Проект-задание “Строковый калькулятор_2”.
- Проект “Проверка знаний”.
- Проект-задание “Игра Баше”.
- Проект-задание “Поиск большего из двух чисел”.
- Проект “Отметка”.
- Проект-задание “Тест с выборочным ответом”.
- Проект “Коды символов”.
- Проект-задание “Факториал”,
- Проект “Количество символов”.
- Проект-задание “Слово-перевертыш”.
- Проект “Построение графика функции”.
- Проект-задание “График функции_2”.
- Проект-задание “Графический редактор”.
- Проект-задание “Установка цвета”.
Знания и умения, которые приобрели учащиеся в процессе изучения данного элективного курса:
- объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
- описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного);
- знать основные принципы объектно-ориентированного программирования;
- знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
- уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы,
- знать основные конструкции языка программирования в соответствии с задачами курса; знать свойства алгоритма и основные алгоритмические конструкции.
Преподавание элективного курса “Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic”
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма , в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма , в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Программа элективного курса “Основы объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic”
Классы: 9
Количество часов в неделю: 1 час в неделю в течении полугодия, всего 17 учебных часов.
Образовательная область: “Информатика”.
Цель курса: научить учащихся основам объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic
1. Основы объектно-ориентированного программирования – 17 часов
Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных. Функции.
Интегрированная среда разработки систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы.
2. Требования к знаниям и умениям учащихся
- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей (типа "Черепашка", "Робот" и т.д.);
- описывать основные особенности различных технологий программирования (алгоритмического, объектно-ориентированного, логического);
- знать основные принципы объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, полиморфизм, наследование);
- знать основные типы данных и операторы (процедуры) для Visual Basic;
- уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Дата проведения |
Тема |
Учащиеся должны знать Учащиеся должны уметь |
Программное обеспечение |
Вводный инструктаж по технике безопасности Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. |
|
|||
Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. | Visual Basic |
|||
Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие элементы. Событийные процедуры. | Visual Basic |
|||
Проект “Форма и размещение на ней управляющих элементов”. | Visual Basic |
|||
Тип, имя и значение переменной. Присваивание. | ||||
Проект “Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных”. | Visual Basic |
|||
Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. | ||||
Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор, цикл) и их кодирование на языке программирования. | ||||
Проект “Ветвление. Проверка знаний”. | Visual Basic |
|||
Проект “Выбор. Выставление оценки”. | Visual Basic |
|||
Проект “Цикл. Коды символов”. | Visual Basic |
|||
Графические возможности языка программирования. | Visual Basic |
|||
Проект “Графический редактор”. | Visual Basic |
|||
Практикум. Выполнение проекта. | Visual Basic |
|||
Практикум. Выполнение проекта. | Visual Basic |
|||
Практикум. Выполнение проекта. | Visual Basic, |
|||
Защита проекта. | Visual Basic |