Открытый урок "Проецирование"

Разделы: Технология


Тип урока: Урок по методу КСО.

Цели:

  1. Образовательная. В занимательной форме закрепить полученные знания на предыдущем уроке.
  2. Развивающая. Формировать конструкторско-практическую деятельность. Продолжить развитие у учащихся пространственных представлений, воображения, конструкторской смекалки.
  3. Воспитательная. Способствовать развитию трудовых и эстетических качеств личности.
  4. Воспитание дружелюбия и взаимовыручки.

Задачи: Обогащение политехнического кругозора учащихся, закрепление навыков составления, чертежей, эскизов, работа от руки и инструментами.

Развитие коллективной и групповой деятельности.

Материалы и инструменты: готовальня, простой карандаш, калька. тетрадь, формат, домашние заготовки.

Для учителя: карточки заданий, шаблоны, компьютер, презентация.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Закрепление материала о проецировании. Использование программированного опроса.
  3. Моделирование из бумаги.
  4. Практическая работа с применением разнообразных заданий.
  5. Задания, которые задают ребята друг другу.
  6. Подведение итога урока, анализ ответов, проставление оценок, задание на дом.

Ход урока

Презентацию можно взять у автора

Вот как Гайавата, вождь племени ирокезов, учил своих соплеменников искусству письма.

Всех цветов он вынул краски
И на гладкой, на бересте
Много сделал тайных знаков…
Все они изображали
Наши мысли, наши речи…
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти…
Для земли нарисовал он
Красной линией прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода точку слева,
Для заката точку справа,
А для полдня - на вершине.
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре - время ночи,
А волнистые полоски -
Дождь, туман и непогоду.

Так в уроке отразился в действительности долгий и сложный процесс создание картинного письма.

Длинный путь пролёг между картинным письмом и современным чертежом. Но они не чужды друг другу. Оба вида изображений служат одной цели: передать сообщение от одного человека другому. Мы и сейчас заменяем буквы картинками, когда они для нас удобнее, выразительнее слов. Слайд 2

Чертежи дают возможность точно изобразить любой предмет: от кирпича до целого здания.

Почему же техникам потребовалась специальная наука об изображении предметов на плоскости?

Почему они не воспользовались теми способами, которыми пользуются художники, создавая картины? Дело в том, что художник изображает предмет таким, каким он его видит. Легко заметить, что линии стен, крыши, оконных проёмов и других элементов здания, параллельные в действительности, на рисунке потеряли параллельность, а ширина оконных проёмов по мере удаления от наблюдателя уменьшилась. По такому рисунку можно судить о внешнем виде дома, но построить дом нельзя. (Не знаем истинных размеров здания, его стен, дверей, окон).

Чертежи дают возможность точно изобразить любой предмет: от отдельного кирпича до целого здания.

Чертежи и другие конструкторские документы содержат те необходимые изображения, без которых невозможно строительство здания, изготовление механизмов, машин.

Сегодня на уроке мы постараемся закрепить материал по теме проецирование.

Класс поделён на пять микрогрупп по уровню подготовленности, в которых есть сильные, средние и слабые учащиеся. В каждой группе есть мой ассистент, из сильных ребят.

Вопросы для групп:

  1. Приемлемо ли на чертеже произвольное размещение проекций?
  2. Как фамилия человека, который предложил метод прямоугольного проецирования?
  3. Что называется проецированием?
  4. Что такое проекция?
  5. Чем отличается чертёж от рисунка?

Задания для групп:

Задание I. Каждая группа готовит свой вопрос 1—>2; 2—>3; 3—>4; 4—>5.

Задание II.

Для 1 группы. Учитель показывает чертежи с ошибками. В чём ошибка этого чертежа?

Слайд 3.

Для 2 группы. Изображён чертёж древнего художника. Какие виды художник совместил? Слайд 4.

Для 3 группы. Как называется такая зависимость? Слайд 5.

Сказанное однако не мешает провести некоторое упрощение чертежа.

Для 4 группы. В чём упрощение? Не изображаются рамки ограничивающие плоскости проекций, не проводят осей и проецирующих линий. Слайд 6.

Задания для всех групп: программированный опрос. Используются карточки задания под редакцией В. В. Степаковой.

Задание для всех групп. Напишите номера видов сверху, соответствующие главным видам деталей. Слайд 7.

Задание 1 группе. Моделирование из бумаги размер 40 на 60. Дана заготовка прямоугольник с надрезом посередине. Слайд 8.

Задание 2 группе. Ученик по ошибке разорвал чертёж, на котором изображены три проекции модели, необходимо восстановить. Слайд 9.

Задание 3. Попробуйте восстановить взаимное расположение проекций и начертить модель.

Задание 4. Из кубиков, на гранях которых написаны буквы, сложена фигура, напоминающая пирамиду. Начертите три проекции пирамиды, сдвиньте их вплотную, не меняя взаимного расположения и не поворачивая их. Прочитайте на проекциях лозунг.

Задание 5. На доске пирамида. Кто прочитает? Что написано?

Для тех, кто приступает к изучению черчения, важно развивать в себе конструкторскую смекалку. Вопросы на смекалку.

Вопрос 1. Почему таким странным сделано отверстие в замке? Слайд 10.

Вопрос 2. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки, а под ней на стержне нескольких рисок? Слайд 10.

Вопрос 3. Какая из двух линеек, изображённых на рисунке деревянная, а какая стальная? Слайд 11.

Вопрос 4. Перед вами посуда. Почему у бутылке с водой горлышко уже, чем у бутылке с молоком? (Рисунок)

Вопрос 5. Кривизна лезвия очерчена разным радиусом: топора, лопаты и других инструментов. Попытайтесь это объяснить? Слайд 12.

Итак, все эти задачи вы решили, без каких либо геометрических построений. Для того чтобы научиться выполнять простейшие операции с проецированием, вы должны познакомиться с основными законами начертательной геометрии. Эта тема следующего занятия.

Подведение итогов по группам, анализ ответов по группам. Ассистенты в группах дают объективную оценку каждому учащемуся, учитель, если нужно корректирует, дополняет, ставит оценку. Благодарит за активную работу. Учитель задаёт задание на дом. Урок окончен.

Список литературы:

  1. Занимательное черчение И. А. Воротников.
  2. Инженерная графика А. А. Чекмарёв.
  3. Черчение И. А. Ройтман, Я. В. Владимиров.
  4. Основы проецирования А. Д. Ботвинников.
  5. Карточки-задания по черчению В. В. Степаковой.