Цели урока:
- повторение и расширение сведений учащихся о тригонометрических уравнениях и способах их решений;
- развитие умений самостоятельно приобретать новые знания и использовать уже полученные для решения более сложных задач;
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умения обобщать и систематизировать.
Ход урока
I. Организационная работа на уроке:
Учитель объявляет тему урока, предупреждает, что большую часть работы они выполнят самостоятельно или работая в группах по 4-5 человек. Состав каждой группы произволен. На протяжении двух уроков будет работать группа консультантов, в которую войдут учащиеся, вернее и быстрее других выполнившие тест по решению простейших тригонометрических уравнений.
Каждая группа все свои результаты по самооценке и взаимооценке должна занести в оценочный лист (Приложение 1). Это даст возможность оценить свою работу на уроке. В конце второго урока будет предложена проверочная самостоятельная работа.
II. Актуализация опорных знаний:
а) повторение основных тригонометрических формул, формул корней тригонометрических уравнений (фронтально, “перекрестный” опрос – вопросы задают сами учащиеся друг другу);
б) консультация по выполнению домашней работы (по необходимости).
III. Самостоятельная работа (тестирование); (тест – Приложение 2).
а) выполнение работы (не более 5 минут);
б) самопроверка результатов теста; оценивание. Запись на доске (критерии оценки):
- “5” за 5 верных ответов;
- “4” за 4 верных ответа;
- “3” за 3 верных ответа;
- “2” за количество верных ответов, меньшее 3.
Количество набранных баллов выставляется в оценочный лист.
в) определение группы консультантов, рабочих групп (по результатам тестирования);
г) оформление оценочных листов групп.
IV. Работа в группах:
Задание 1: составить опорную таблицу к теме “Решение тригонометрических уравнений”.
а) составление таблицы (один из вариантов – Приложение 3);
б) “защита” опорной таблицы. Требования к составлению (запись на доске):
- верность всех записей;
- лаконичность;
- объемность информации;
- зрительность (оформление);
в) оценивание группой участия каждого в данной работе (оценка выставляется в оценочный лист).
Задание 2:
а) Решение уравнений (Приложение 4) (35 мин.). Каждой группе предлагается 5 уравнений различной сложности. Учитель консультирует по необходимости группу консультантов, остальные группы обращаются за помощью к “своему” консультанту.
б) Проверка решений: учитель назначает по одному ученику из каждой группы, который записывает решение одного из уравнений на доске. В это же время группа готовится к “защите” своего решения уравнения. Они должны в быстром темпе ответить на вопросы:
- какие тригонометрические формулы использованы при решении?
- анализ способа решения.
- привести примеры других способов.
Обсуждение решений идет по этим же вопросам, другие группы предлагают свои способы решений (если они есть). В результате каждой группе выставляется 1 оценка, общая для каждого члена группы (могут приниматься и обсуждаться “особые мнения”).
V. Рефлексия:
- реализовала ли группа себя?
- оцени свою работу на уроке (выставляется оценка за всю работу на уроке).
VI. Проверочная самостоятельная работа (30 мин.) (Приложение 5).
VII. Итог урока: выставление оценок из оценочных листов учителем; задание на дом.