Уроки-прогулки по математике в адаптационный период первоклассников

Разделы: Начальная школа


Урок № 1

Прогулка-наблюдение “ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ”

Цели:

  • изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки
  • предметов: цвет, форма, размер;
  • формировать у учащихся приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе программного материала;
  • адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;
  • способствовать совершенствованию мышления, речи;
  • поддерживать и углублять интерес к учению.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.

2. Беседа. Посмотрите вокруг.

- Какое время года наступило? (Осень)

- Что вы видите такого, что позволяет вам так считать? (Ответы детей.)

- Попробуйте отгадать загадку:

Падают с ветки золотые монетки.

- Что это такое? (Листья).

- Представили, что вы осенние листочки и повторяйте слова и движения вместе со мной.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
(Руки в стороны.)
(Присели.)
(Встали.)
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)

- Сейчас вы погуляете среди деревьев и наберете разных листочков, а потом соберетесь около меня

3. Формирование новых знаний.

Задание 1.

- Как много красивых листочков подарила нам осень! Они разного цвета, формы, размера. Пусть каждый из вас выберет любые два листика, но одинакового цвета.

Дети выполняют задание и становятся в круг вокруг учителя.

Учитель. Кто хочет показать свои листочки? (Дети показывают свои листики).

- Назовите, какого они цвета.

Учитель. А теперь поднимите руки все, у кого желтые листочки. Кто ошибся?

- Красные листочки? Кто ошибся?

- Зеленые листочки? Кто ошибся? Никто не ошибся! Молодцы!

Задание 2. Учитель подзывает к себе троих учеников. У всех листочки разного цвета: зеленые, красные, желтые.

Учитель. Сейчас мы с вами разобьемся по группам: по выделенному признаку – цвету листочков: зеленые, красные, желтые.

- Посмотрите еще раз, какого цвета у каждого из вас листочки. Как только я дам команду, каждый бежит в свою группу.

Посмотрим, какая группа выполнит задание правильно и быстрее.

- Раз, два, три – беги! (Каждый ученик бежит в свою группу, либо в группу с желтыми листочками, либо с красными или с зелеными).

- По какому признаку объединялись в группы? (По цвету)

Аналогично проводится игра “Кто быстрее?” при знакомстве с размером.

Учитель. Выполняй мою команду: “На две группы “Большие и маленькие” разделись!” (Дети выполняют команду.)

- По какому признаку сейчас разбивались на группы? (По размеру)

Учитель. А сейчас мы с вами разделимся по другому, но для этого вам надо отгадать загадки. Слушайте:

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красный наряд.

- Догадались? Это рябина. Посмотрите, какой формы у нее листочки. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в группу.

- Слушайте вторую загадку:

По весне в лесу высоком,
На опушке и в глуши
Всех я вкусным, сладким соком
Угощаю от души.

- Узнали это дерево? Да, это береза. У кого есть листики этого дерева, соберитесь во вторую группу.

- Предлагаю третью загадку:

А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой.

- Угадали, о каком дереве идет речь? Это клен.

- Посмотрите, какие у него листочки: резные, красивые. На что похожи? Верно, листья клена похожи на звезды. У кого есть листики этого дерева, соберитесь в третью группу.

- По какому признаку объединялись в группы? (По форме)

- Скажите, по какому признаку разбивались на группы? Чем наши листики отличались? (Цветом, размером и формой).

Следует иметь в виду, что могут остаться дети, у которых листочки другого цвета или другого размера и другой формы. Их следует объединять в отдельную группу: “разный” цвет, “разная” форма, “разный” размер.

Игру “Ищу свою группу” можно провести в другом варианте. Ученик находит листочек того дерева, название которого он знает. После того, как все дети выберут листочки, каждый ищет свою группу.

Игра “Кто самый внимательный?”

- Посмотрите внимательно на наше школьное здание. Найдите объекты одинаковой формы и размера.

- А что можно сказать об окнах спортивного зала и окнах первого этажа? Об окнах в бассейне и физкультурного зала на первом этаже?

- Посмотрите на двери входные и запасные. Что можете сказать?

- Посмотрите на спортивную площадку. Что вы можете сказать о воротах на футбольном поле? (Ворота одинакового размера, цвета и формы.)

А что можете сказать о турниках? Шведской стенке? (Они одинаковой формы, одинакового цвета, но разного размера.)

Итог урока.

Вы, ребята, меня сегодня удивили. Вы были на уроке очень внимательны!

Что запомнилось больше всего?

УРОК № 2

Тема прогулки - наблюдения “Признаки предметов”

Цели:

  • формировать у учащихся приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения;
  • изучать свойства предметов, с помощью которых выделяются признаки предметов: цвет, размер и форма;
  • упражнять в счете различных предметов;
  • развивать наблюдательность, внимание, память;
  • пробуждать познавательную активность всех учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок математики проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы собрали гербарий, поместили его между страницами старых книг. Но вот…

Подул осенний ветерок,
И листья полетели вниз.
Давайте вместе с вами мы

Рассмотрим их внимательно сейчас.

Достаю из своей коллекции лист сирени темно-зеленого цвета, показываю, даю задание.

Задание первое.

Учитель. Подойти ко мне тем детям, у которых есть лист, отличающийся по цвету и форме, от моего листа.

Подходят дети с листьями рябины, березы, бересклета.

Отбираю из группы тех, у которых в руках листья березы разного цвета: от ярко-желтого до желто-зеленого.

- Назвать признак сходства листьев, попавших в одну группу.

Дети. Резные, с зубчиками по бокам, кругловатые, как золотые монетки.

Учитель. Листья в ваших руках по цвету и размеру различны.

- Что вы можете сказать о форме? (ФОРМА у них одинаковая.) Вы безошибочно отличите ее от формы листочков рябины или сирени.

Задание второе.

Объединитесь в группы обладателей листьев, относящихся к одинаковой породе деревьев: клена, тополя, дуба, березы и т.д.

Каждой группе задать вопрос: по какому признаку объединились? (По форме)

Задание третье.

- Теперь давайте построимся в ряд, соблюдая такое правило:

  • ученик с желтым листочком, другой - с красным, третий – с зеленым;
  • продолжаем строиться в ряд, но уже самостоятельно, я буду наблюдать.

- Молодцы! Быстро поняли задание.

- По какому признаку строились? (По цвету)

Физкультминутка. Поупражняемся в счете. Считаем вместе со мной.

Один листочек полетел,
Кружится голова.
За ним дружок слететь хотел,
Теперь их стало два.
Соседям скучно так висеть,
Спешат, ты посмотри,
За ними вслед к земле успеть –
Уже листочков три,
Четыре, пять, и шесть, и семь…
Земли не вижу я совсем!
Их стало восемь, девять…
Что с осенью нам делать?!

Задание четвертое.

Построиться в ряд по следующим правилам:

а) 2 ученика с желтыми листочками, 2 – с зелеными, 2 – с красными;

б) 1 – с желтым листком, 2 – с зелеными, 2 – с красными;

в) 2 - с зелеными листочками, 1 – с желтым, 1 – с красным и т. д.

Учитель. Проводим игру “Измени”.

- Я поднимаю руку, например, с кленовым листочком и произношу слова: “Измени размер и цвет”.

Ученики должны показать соответствующий листик.

Снова произношу: “Измени размер и цвет”.

Можно провести игру “Измени цвет” или “Измени размер, цвет и форму”.

(Но не следует проводить игру “Измени форму” или “Измени форму и цвет”, так как в этом случае довольно трудно подобрать листочки разной формы, но одинакового размера.)

Игра “Создай фигуру”.

Класс делится на три группы. По сигналу каждая группа создает свою геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, круг.

Следует задание. “Измени форму”. Дети перестраиваются, создавая другую геометрическую фигуру.

Итог урока.

- Что понравилось на уроке больше всего?

- Какое задание было самым интересным?

Урок №3

Тема прогулки-наблюдения “Признаки предметов”

Цель:

  • находить математику вокруг себя, везде;
  • приучать к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;
  • учить уточнению пространственных отношений: слева, справа, за, под, между;
  • развивать наблюдательность, внимание, память;
  • адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться.

Ход урока

1. Организационный момент.

Урок математики проведем в скверике возле школы.

2. Формирование новых знаний.

Учитель. Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево понять он не мог,
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал,
“Победа!” - раздался ликуюший крик:
Где право, где лево узнал ученик.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Ответы детей.)

- Да, на уроке мы сегодня уточним, что находится слева, справа, за, перед школой.

Мы с вами поиграем в разные игры, для этого я предлагаю поделиться на три команды.

Задание №1. Игра “Будь внимательным”.

Три человека из первой команды встаньте слева от меня, два человека из второй команды – справа от меня, четыре человека из третьей команды – впереди меня. А теперь по одному человеку из каждой команды встаньте сзади меня. Какая команда лучше всех выполнила задание?

К сведению.

В старину солдатам-рекрутам, кто не умел определять лево и право, привязывали к рукам сено и солому. Вместо команды: налево или направо подавали команду: “Сено” или “Солома”. Так они выполняли повороты налево и направо.

Задание № 2.

Постройтесь в ряд так, чтобы:

а) перед каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

б) между мальчиками стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

в) за каждым мальчиком стояла девочка. Кто будет первым в этом ряду?

Детям надо сначала предоставить возможность самостоятельно выполнить эти задания, а после этого обсудить их.

Физкультминутка. Выполнять вслед за учителем.

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И – направо!
И еще -
Через левое плечо
(Повороты туловища влево, вправо)
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть.

Задание № 3. Игра “Назови предметы”.

Выберем объект – это наша школа. Назовите предметы слева от школы, справа от школы, перед школой, за школой.

Задание № 4. Игра “Кто больше назовет?”

Назвать как можно больше объектов, находящихся рядом со спортивной площадкой.

Задание №5. Игра “Выбери дорожку”.

а) Вам необходимо дойти от школы до светофора. Перед вами две дорожки. Надо выбрать такую дорожку, чтобы кусты, посаженные вдоль этой дорожки, находились слева от вас, а справа проезжая дорога.

б) На земле раскладывают кубики разного цвета (например, синие и красные). Надо выбрать такую дорожку, чтобы красный кубик находился всегда справа, а синий – слева.

В любом месте, где много объектов, - детская площадка, жилой двор, перекресток – ученики отвечают на вопросы типа: “Что находиться слева от …?”

Задание 6. Игра “Построение в шеренгу”.

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает следующие задания.

- Кто в классе самый высокий?

- Какой по росту Филипп?

- Кто твой сосед слева? Справа?

- Между кем и кем ты стоишь?

- Шаг вперед сделает Соня.

- Рядом с ней встанет ее сосед слева. Встаньте в затылок друг другу. Кто стоит впереди тебя? Кто за тобой? Позади тебя?

- Карина, сделай шаг влево.

- Сзади Карины станет Аня, а впереди Миша.

- Все сделайте шаг вперед.

(Дети учатся соотносить слова “влево”, “вправо”, “впереди”, “сзади”.)

Итог урока.

- Что понравилось на уроке?

- Поднимите руки те, кто сегодня хорошо потрудился на уроке.

Урок №4

Математическая экскурсия

Тема “Отношения. Столько же, больше, меньше”.

Цель:

  • раскрыть смысл отношений “больше”, “меньше”, “столько же”;
  • научить детей выявлять, не пользуясь счетом, в какой из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
  • строить предметные модели, моделировать отношения “столько же”;
  • упражнять в счете различных предметов;
  • развивать внимание, наблюдательность и зоркость

Ход урока

Организационный момент.

- Урок математики проведем на природе во дворе жилого дома.

Формирование новых знаний.

Задание 1.

- Мы сейчас разобьемся на три группы. Первая группа собирает камешки, вторая группа соберет листочки, третья группа - веточки. Каждая соберет столько, сколько я покажу осенних листочков (или пальцев). 1 группа - 5 листиков (5 камешков), 2 группа - 4 листика (4 ветки),

3 группа - 10 пальцев (10 листиков).

Задание 2.

- Ребята, посмотрите, кто-то раскидал камешки и ветки. Давайте камешки отложим в одну сторону, а ветки - в другую. Сравните, не определяя количества, не считая чего больше, а чего меньше. Как это можно сделать?

Дети. Давайте, к каждому камешку приложим веточку. (Один камешек остался без веточки.)

Учитель. Сделайте вывод о том, чего больше (чего меньше) – камешков или веточек.

Дети. Камешков больше, так как один из них остался лишним. А веток меньше на одну, поскольку одному камешку не хватило веточки.

Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Идем дальше.

Задание 3.

Посмотрите, сколько подъездов вы видите у дома? (5 подъездов.)

Выложите столько опавших листочков, сколько видите подъездов. Теперь положите столько палочек у каждого листика, сколько вы видите скамеек возле каждого подъезда. Сколько скамеек у каждого подъезда? (по 2 скамейки)

Дети составляют картинку из листиков и палочек. У каждого из пяти листиков появляются по две палочки.

Учитель. Чего больше? Чего меньше? Как определили? Сделайте вывод.

Дети. Скамеек больше, чем подъездов. А подъездов меньше, чем скамеек.

Физкультминутка.

Сколько раз в ладошки хлопнем,
Столько раз дрова разрубим.
Сколько веток будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Наклонитесь столько раз,
Сколько лавочек у нас.
Приседайте столько раз,
Сколько камешков у нас.
Сколько покажу листочков,
Столько сделайте прыжочков.

Задание 4.

Учитель. Посчитайте подъезды. (5 подъездов).

- Посчитайте скамейки. (10 скамеек).

- Рассмотрите, какие деревья растут у подъездов. (Березы, рябины, тополя)

- Выложите столько камушков, сколько видите рябинок у каждого подъезда.

- Что вы заметили? Что можно сказать о количестве подъездов и рябинок?

- Чего больше? Почему так считаете?

- Что можете сказать о количестве скамеек и рябинок?

Дети. Рябинок столько, сколько подъездов. Скамеек больше рябинок, значит рябинок меньше чем скамеек.

Учитель. Оглядитесь вокруг. Найдите вокруг группы предметов, про которые можно сказать “столько же”, “больше”, “меньше”.

Закрепление. - У меня два пакета с листьями.

Подумайте, как быстро узнать, в каком пакете листьев больше. (Надо вынимать по одному листочку из каждого пакета.)

Рассматриваются различные варианты: (два ученика выполняют действие, а другие наблюдают и хором считают).

1вариант: одновременно кончились листья в двух пакетах. Какой вывод можно сделать?

2 вариант: в одном пакете листья кончатся, а в другом останутся. Сделайте вывод.

Если занятие проходит в парке или лесу, можно собрать шишки, желуди и организовать парами игру “У кого больше?”, “У кого меньше?”, “Положи в пакет столько же”.

Рефлексия. Кого у нас больше: девочек или мальчиков? Как быстро ответить на этот вопрос? (Дети должны догадаться встать парами.)

Итог.

- Чем занимались на уроке?

- Что сегодня больше всего понравилось на уроке?

Вы хорошо поработали, а теперь стали парами. И парами мы отправимся в свой любимый класс.

Урок № 5

Математическая экскурсия-прогулка по теме “Длина предметов”

Цель:

  • повторять, закреплять и уточнять пространственные отношения “выше-ниже”, “наверху – внизу”, “шире – уже”, “длиннее – короче”, “ближе – дальше”;
  • дать возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание;
  • сравнивать реальные предметы по длине (ширине, высоте);
  • адаптировать детей к школе и мотивировать их желание учиться;
  • побудить познавательную активность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы проведем с вами урок не в классе, а на пришкольном участке.

2. Формирование новых знаний и повторение изученного материала.

Урок начнем с игры. Учитель начинает фразу, ученики заканчивают.

Скажу я слово “высоко”,
А ты ответишь … “низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь … “близко”.

- Когда мы в речи используем данные слова? (В то время, когда нам приходиться ориентироваться в пространстве).

- О чем же мы будем говорить и что будем наблюдать на экскурсии?

Вопросы-задания для уточнения понятий “ближе – дальше”

(Логические задания)

- Таня подойди ко мне ближе, чем Катя, а Маша подойди ближе, чем Таня.

- Станьте так. Петя от меня дальше, чем Сережа, а Коля дальше, чем Петя.

Вопросы-задания для уточнения понятий “выше – ниже”

- Что расположено выше – скамейка или дверь подъезда?

- Встаньте на ступеньки так, чтобы Сергей стоял выше, чем Дима, но ниже, чем Наташа.

- Кто стоит наверху, а кто внизу, если света встанет на поребрик тротуара, Виктор на тротуар, а Семен стоит на тропинке.

- Какой лист висит выше на этой ветке - зеленый или желтый?

- Что ниже расположено - самое нижнее окно этого дома или самый нижний его балкон?

Задание 1. Пусть теперь мальчики нашего класса найдут и назовут то, что находится выше таблички с номером дома и названием улицы, а девочки – все то, что находится ниже таблички.

Задание 2. Разделитесь на группы по четыре человека. Пусть каждая группа подбросит вверх шишку, листочек, камушек и сосновую иголку несколько раз, меняясь предметами. - Что всегда подлетало ниже?

- А что подлетало всегда выше?

Языковые особенности выражения “выше - ниже”.

Учитель. Столб длиннее дерева, а дерево …

Дети. Короче столба.

Учитель. Разве так говорят? О предметах вытянутых снизу вверх, лучше говорить “выше - ниже”. Тогда как нужно сказать?

Дети. Столб выше, дерево ниже.

Учитель. Я выше вас, а вы …

Дети. Мы ниже вас.

Учитель. Оглянитесь вокруг. А что еще можно сравнивать? Про что можно сказать “выше - ниже”?

Дети. Про деревья, кустарники, травы и т.д.

Физкультминутка.

Мы словно деревья
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
Тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.

Учитель. Про что еще можно сказать “выше - ниже”?

Дети. Про дома. (Кирпичный дом выше панельного).

Учитель. А можно ли дома сравнивать по длине?

Дети. Да, кирпичный дом длиннее, а панельный короче.

Учитель. Докажите. Почему кирпичный дом длиннее панельного? (Визуально)

Дети. У кирпичного 10 подъездов, а у панельного 5 подъездов.

(Учитель раздает детям палочки разной длины).

Учитель (показывая свою палочку). Пусть ко мне выйдут те дети, у которых палочка длиннее, чем моя.

Правильность задания проверяется. Дети прикладывают палочки друг к другу и сравнивают их по длине.

Учитель. Ребята, а как еще можно сравнивать предметы? Мы сейчас сравнивали по высоте, длине. А как еще можно сравнить?

Дети. По ширине.

Учитель. Да. Про предмет можно сказать, “шире” он или “уже”, чем предмет-эталон. Посмотрите на дорогу и тротуар, Как можете их сравнить?

Дети. Дорога шире тротуара. Тротуар уже дороги.

Учитель. Про какие еще предметы можно сказать “шире – уже”?

Дети. Про тропинку и тротуар. Тропинка уже, чем тротуар. Дорога и тротуар шире тропинки.

Про окна домов – на кухне окна уже, чем в зале.

Учитель. Сделайте вывод, о том, когда мы будем говорить про предметы “выше – ниже”?

Дети. Когда предметы вытянуты “снизу – вверх”.

Учитель. А когда мы говорим “короче - длиннее”, “шире – уже”?

Дети. Мы говорим “короче - длиннее”, когда предметы расположены произвольно, сравниваем по длине.

А когда сравниваем по ширине, то говорим “шире – уже”.

“Концовки”

Учитель говорит предложение, а ученики пытаются его закончить, при этом концовка должна быть правильной по смыслу.

  1. Если красный карандаш по длине равен желтому, то желтый карандаш.. (по длине равен красному);
  2. Если Саша выше Пети, то Петя … (ниже Саши);
  3. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… (короче линейки)
  4. Если Маша одного роста с Наташей, Наташа одного роста с Катей, то Маша … (одного роста с Катей; Маша, Катя и Наташа одного роста.)

Итог.

- Что нового узнали на уроке?

- А теперь построились по росту девочки, мальчики.

- Чья команда построится быстрее, та и пойдет в класс первой.

Урок № 6

Экскурсия в математический класс

Цель:

  • ввести детей в таинственный и прекрасный мир математики;
  • попытаться дать ответ, что изучает математика;
  • попытаться дать ответ, для чего изучают математику;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Ход урока

Когда вы пойдете в пятый класс, то все предметы у вас будут вести разные учителя. На каждый предмет вы будете ходить в разные кабинеты. Сегодня мы с вами познакомимся с кабинетом математики, совершив экскурсию. Математический кабинет – это царство чисел, формул, графиков, уравнений. (Дети входят в кабинет.)

Звучит “Песенка об арифметике”, музыка М. Вайнберга

Чтоб водить корабли, что в небо взлететь,
Надо многое знать, надо многое уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука – а-риф-ме-ти-ка!
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает а-риф-ме-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась а-риф-ме-ти-ка!

Арифметика - раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действий над ними.

Математика - одна из древнейших наук. Что изучает математика?

Математика изучает правила счета предметов. Так скажет школьник начальных классов только что приступивший к изучению арифметики.

Давайте, ребята,
Учиться считать:
делить,
умножать,
прибавлять,
вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета
Без счета
Не может подняться ракета.
Без счета письмо
Не найдет адресата.
И в прятки сыграть
Не сумеют ребята.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!

Задание.

Посчитайте.

Андрей ссыпал вместе песок из 4 кучек, а Алёнушка ссыпала вместе песок из 5 кучек. Сколько кучек песка получилось? (Две кучки песка)

Ученые говорят: математика – царица наук.

Перед вами портреты знаменитых ученых – математиков: Пифагор, Архимед, Декарт Евклид, Лобачевский, Ньютон, Ферма и т.д.

Прочитаем высказывания ученых о математике:

Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир. (Гете)

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества. (Роджер Бэкон)

Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного. (Аристотель)

В первом классе вы познакомитесь с симметрией.

Симметричен человечек
И увидеть можно:
Глаза и уха два
И руки две – точно!
Две ноги и две ноздри,
Щечки улыбаются,
Симметричен человечек,
Это всех касается.

Ученики постарше добавят к сказанному, что в понятие математики входят алгебра и изучение геометрических объектов: линий, их пересечений, плоских фигур, геометрических тел.

Вы уже знаете немножко из геометрии. (Показ геометрических плоских фигур.)

Назовите эти фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

- А какие вы знаете математические инструменты? (Линейка, циркуль, угольник)

- Послушайте стихотворение-шутку Е. Паина “Треугольник и Квадрат”

Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему:
“Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – квадрат”.
И сказал еще нежней:
Неизвестно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
“Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!”
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
…(восемь) новеньких углов!

Вот такая история приключилась с треугольником и квадратом.

В старших классах вы познакомитесь с алгебраическими и геометрическими формулами. 2 2

Показать алгебраические формулы: а – в = (а-в)(а+в) и др.

Математика изучает тела: призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и сферу.

(Показать различные тела.)

На уроках геометрии познакомитесь с многогранниками. Будете находить объем тел, площадь этих тел.

Среди всех многогранников выделяются своим совершенством пять правильных многогранников: тетраэдр (правильная треугольная пирамида , 4 грани), гексаэдр или куб (правильный квадрат, 6 граней), октаэдр (правильный треугольник, 8 граней), додекаэдр (правильный пятиугольник, 12 граней), икосаэдр (правильный треугольник, 20 граней). Показ этих многогранников. В старших классах вы даже сможете сами построить эти сложные фигуры.

Математика связана и с другими предметами: физикой, химией, биологией, астрономией, химией.

Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным. (Б.Паскаль)

Задания на сообразительность.

Шли семь старичков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов,
В каждом пироге семь воробьев,
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было старичков?

Какие числа при чтении не изменяются от их переворачивания? (8, 69, 88, 0)

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 – сзади. Сколько ног у животного?

- Интересная наука математика?

- Желаем вам отличных успехов в математике!

Вот и подошла наша экскурсия в кабинет математики. До свидания!

Литература

  1. Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии. – М., 2004.
  2. Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику. - Смоленск, 2001.
  3. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке. – М., 2001.
  4. Попова С.В. Уроки математической “гармонии”. - М., 2003.
  5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период: Письмо Минобразования РФ от 20 апреля 2001г. № 408/13-13 “Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы”. // Вестник образования. 2001.№ 15.
  6. Смолеусова Т. В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе. – М., 2005.
  7. Тарабрина Т. И. И учеба, и игра: математика. – Ярославль, 1997.
  8. Товпинец И.П. Роль экскурсии в развитии младших школьников // Нач. шк. 1987. № 1.
  9. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. - Ярославль, 1997
  10. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. - М., 1975.
  11. Энциклопедический словарь юного математика. – М., 1985
  12. Энциклопедия для детей. Аванта+, Математика. - М., 1998