"И это все змеи…"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Лисий полоз

Цель: расширение знаний детей по классу пресмыкающихся (змея).

Оборудование: конверт с заданием; террариум с живой змеей; информационный лист; иллюстрации животных (змей).

Литература:

  1. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для 6 – 7 классов. Сост. С.А. Молис. М., “Просвещение”, 1971.;
  2. Удивительное в жизни животных /под. Редакцией проф. А.С. Константинова и проф. Н.И. Лариной. С – 245-251.

Ход занятия

Погружение в занятие.

1.1. Чтение стихотворения

Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю ни окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому – песок, кому – под куст.

О ком говорится в стихотворении? (о животных)

1.2. На доске расположены иллюстрации змей.

Внимательно посмотрите на иллюстрации.

  • О каком животном мы поведем речь? (змее)
  • Дайте название змеям представленным на слайде. Что затрудняетесь? Тогда я помогу вам. (На иллюстрациях представлены: зеленый питон, молочная змея, амурский и лисий полозы).

2. Изучение нового материала.

2.1. Озвучивание темы занятия.

Тема нашего занятия называется “И это все змеи…”.

Эпиграфом к нашему занятию будут слова Игоря Акимушкина

“Змея – удивительное создание, которое вызывает интерес у многих людей”.

Сегодня в гостях одна из этих удивительных змей королевская калифорнийская. Её родина штат Калифорния в Северной Америке.

Вот и письмо от змеи.

“Дорогие друзья!

Обращаюсь к вам в надежде, что мы действительно подружимся. Я так одинока, мне никогда не приходилось получать письма, вот я и написала вам первая. Большинство людей меня почему-то недолюбливает. Постараюсь убедить вас, что мы змеи заслуживаем любви, глубокого уважения”.

Ребята, хотите дружить со змеей? (ответы детей)

Зеленый питон

2.2. Фронтальная беседа.

Многие люди панически боятся змей и оттого заранее их не любят. Их преследуют взрослые и дети.

Как вы считаете, за что же люди не любят змей?” (ответы детей)

В ходе фронтальной беседы ребята указывают признаки змей, вызывающие у них отвращение и боязнь (холодные, некрасивые, ядовитые и т.п.).

Педагог доказывает необоснованность этих взглядов, демонстрируя изображения наиболее красивых змей. Он подчеркивает, что все признаки змей, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания. Одновременно вводится или закрепляется понятие: среда обитания организмов – это комплекс окружающих условий, влияющих на их жизнедеятельность. А под приспособленностью понимают совокупность тех особенностей строения, которые обеспечивают им возможность жизни в этих условиях (готовые записи имеются на информационном листе).

Информация для учителя

У зеленого питона окраска изумрудного цвета, которая позволяет ему маскироваться среди листвы, чтобы не заметил его хищник. А врагов у него много – птица секретарь, варан, а самый большой враг человек. И маскируется он среди листвы, чтобы добыть пищу.

Молочная змея в своей окраске имеет красный, черный и белый цвет. Эту окраску она заимствовала у самой ядовитой змеи – аспида. Это помогает ей не попасть в лапы хищников.

Амурский и лисий полоз - один из самых крупных видов змей фауны России. Амурский полоз бесспорно, это самый нарядный полоз нашей фауны. Лисий полоз назван за свою необычную окраску – рыжую, такую же, как у лисы.

2.3. Рассматривание живой змеи (в террариуме находится живая Королевская калифорнийская змея).

Ученые, давая титул “Королевский”, хотят этим подчеркнуть превосходство, великолепие окраски, изысканность формы. Другое её название – цепная, или цепочная змея.

Обратите внимание, змея постоянно высовывает язык. Зачем ей это нужно? Ведь ни одно животное больше так не делает. (Так змея получает необходимую информацию о том, что происходит вокруг нее. Понаблюдайте: если кругом все спокойно змея сыта и отдыхает, то и языка ее не видно. Но, как только животное что-то заметит, ощутит малейшие колебания почвы, она немедленно включает свой анализатор).

2.4. Факты из жизни змей.

В мире существует 2700 видов змей. И каждый вид по-своему интересен.

А знаете вы, что:

  • Есть и летающая змея. Она способна прыгнуть в воздух и пролететь 20 и более метров с одного дерева на другое, но управлять своим “полетом” не умеет.
  • Есть змеи, которые всю жизнь проводят в море, и никогда не выползают на сушу.
  • Оказывается змеи, никогда не закрывают глаза, они даже спят с открытыми глазами.
  • Змеи очень проворные и ловкие животные. Они передвигаются, не имея ни рук, ни ног. Никогда сами первыми не нападают, а только защищаются.
  • Есть и еще одна особенность змеи. Когда змея растет, она скидывает с себя кожу - линяет. Эта кожа называется выползок.

Амурский полоз

2.5. Достижения змей.

Действительно змеи – это поистине удивительные создания. Если бы животным давали награды они бы по праву их получили.

Учитель сообщает, что многие из изобретений змей оказались настолько совершенными, что заинтересовали ученых. У змей обнаружен орган, работающий как термолокатор, который позволяет улавливать тепло на расстоянии, исходящее от тела добычи. С его помощью змеям удается находить пищу в полной темноте. На основе этих особенностей были сконструированы электронные приборы. Например, прибор для улавливания теплового излучения тепловизор; на этой основе работают головки наведения ракет и ряд других предметов.

Особенность передвижения змей, позволило конструкторам изобрести различные виды змеевиков, которые используются в машинах, в химических лабораториях, некоторых моделях труб.

В швейной промышленности – сточка зигзаг.

Не случайно об этих животных сложены легенды и мифы, где правда пересекается с вымыслом. С древних времен у многих народов змея служит символом власти, мудрости и могущества. В некоторых странах даже существуют посвященные змеям храмы, где им поклоняются и заботятся о них.

2.6. Работа в группах.

На столах лежит конверт с текстом.

Задание: Внимательно прочитать, выбрать интересный факт.

  • В Центральной Европе почетом и уважением пользуются ужи, а в Южной Европе – их родственники, полозы. Этих змей считают вестником счастья, покровительствующим людям. Поэтому нельзя их ни убивать, ни причинять им вред.
  • В Индии змеи относятся к разряду священных животных. Они никогда не нападают первыми, не было случая, чтобы кобра укусила человека, застывшего в молитвенной позе.
  • На Ближнем Востоке змея была вроде как стражем — охраняла клады, сокровища, а заодно и души людей.
  • Традиция держать змей дома была уже у древних греков и римлян.
  • В Южной Америке обыкновенный удав заменяет в домах кошек.
  • В Сиднее владельцы магазинов охотно используют змей в качестве сторожей, которые прекрасно их охраняют.
  • В южной Индии имеется храм, посвященный кобре. В домах индийцы сооружают алтари для поклонения змее. К ним подносятся – молоко, фрукты и даже деньги. Ремесленники просят у змеи силы и умения для своих рук и надежность для инструментов, а девушки вымаливают богатого жениха.
  • В Греции змея считается символом удачи.

В ходе знакомства с фактами учащиеся приходят к выводу, что во многих странах змею почитают, бережно её охраняют.

Учитель продолжает разговор о том, что в нашей стране тоже имеется символ: чаша со змеей. Недаром эмблемой медицины является змея, обвивающая чашу, в которую опущена голова с раздвоенным языком. И не случайно на ней присутствует змея.

Чаша со змеей олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, и сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала, которыми должен обладать врач.

Между тем яд змей обладает целебными свойствами. Давно уже существуют препараты, изготовляемые из змеиного яда, их используют при лечении ряда серьезных заболеваний, например астмы. Яд имеет болеутоляющие свойства и применяется для приготовления лекарств. Из яда змеи приготавливают сыворотку против их же укусов. Однако добывать змей в природе из-за постоянного преследования их человеком становится все труднее. Поэтому, прежде чем убить "отвратительную гадину", остановитесь и подумайте о том, что, может быть, и вам когда-нибудь придется воспользоваться целительными свойствами ее яда. Лучшей наградой змеям за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение.

Молочная змея.

3. Итог занятия.

Завершая знакомство со змеями, учитель обращает внимание на то, что змеи заслуживают любви и глубокого уважения.

Учитель подводит итог урока: “Помните, творения природы так удивительно хрупки, и оттого, насколько разумно и бережно мы будем сегодня к ним относиться, зависит не только развитие мысли человека, но и самой жизни”.
Педагог отмечает, что сегодняшнее занятие изменит отношение к этим необычным животным.

Фильм.

Презентация.