Оборудование и материалы:
- Тесто песочное,
- 2 яйца,
- 1 стакан сахара.
- 1 пачка маргарина.
- Пословицы про весну.
Ход занятия
1. Приветствие всем.
Сегодня у нас необычное занятие, мы будем учиться встречать весну по старинным традициям, научимся лепить птичек - жаворонков.
2. Вводная беседа.
Отшумела веселая масленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весть приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды.
Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. “На сретенье зима с весной встречаются впервой”- говорили в народе. Но первый весенний месяц стоит на перепутье между зимой и весной. Про него говорят, что март- не весна, а подвесенье. Март - зимобор, протальник, грачевник, березозол.
“В марте с крыше капает, а за нос цепляет” “Марток - натянешь семеро порток”.
Но вот наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ.
Вторая встреча весны. “На сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается” - прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько и жаворонков. Говорят, что “сорока мучеников - сорок утренников” (предстоит сорок заморозков).
Исстари на Руси в день сороков пекут из хлебного теста “жаворонков”; таким птичкам вставляли глазки из изюма. Любящие бабушки дарили “жаворонков” своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали окликать весну.
Ой, кулики, жаворонушки, Прилетайте к нам у воронушки. Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков,
Кулик, кулик, замыкай зиму.
Отпирай весну, тепло летечко.
Чувилъ-виль-виль-жаворочек.Прилети к огням,
Принеси ты нам
Ты весну-красну.
Красно солнышко
Тепло петушко.
Зелен покос.
Третью встречу весны отмечают 7 апреля на Благовещение.
Благовещение - птиц на волю отпущение. Это один из больших праздников весны и о нем мы поговорим в другой раз. А сегодня у нас 21 марта - это канун сороков. И мы сегодня будем лепить и печь жаворонков.
З. Беседа про жаворонка.
Кто из вас видел жаворонка?
- А вот просмотрите, ребята* как выглядит жаворонок в природе. (Показ рисуъ ков).
- Кто из вас знает где живет, чем питается жаворонок? (Ответы детей). -А сейчас Лиза прочтет стихотворение о жаворонке.
4. Физкулътминутка.
1. Теперь представьте, что вы сами жаворонки. А стол, за которым вы сидите ваше гнездо. У каждого гнезда есть свой цвет. У вас желтый, красный и тд. По команде вы вылетаете из гнезда, пока вы летаете, я меняю ваши цвета, вы будете должны найти свое гнездо. Полетели. На места свои прилетели Молодцы.
4. Инструктаж выполнения работы,
А сейчас мы будем лепить жаворонков. План работы:
1. Повторение Т. Б.
- воронка:
- тельце;
- крылышки;
- хвостик;
- головка,
2. Примерные этапы работы:
- изготовление головки и хвостика;
- делать глазки(вставить изюм);
- оформление хвостика с помощью зубочистки;
- оформление крылышков;
- оформление всего жаворонка,
3. Во время выполнения работы дети слушают музыку “Звуки леса”. Выставка готовых жаворонков.
5. Подведение итогов занятия.
6. Награждение лучших работ.