Цели:
- Учить детей выразительному, беглому, осознанному чтению,
- Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись, выразительное чтение, умение формулировать идею текста, воспитывать в детях добрые качества: сопереживание, радость за успехи других, чувства локтя,
- Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас необычный урок чтения. Это урок-мастерская, где каждый из нас будет сочинять, слушать, читать, разгадывать, создавать своё, т.е. творить. Тема нашей встречи … Отгадайте её, пожалуйста, сами. Первое слово – это существительное, лексическое значение которого существование человека, проявление его деятельности, энергии. Образовано от глагола жить. Четвёртое слово – прилагательное. Так называют отзывчивых, душевных, положительных, хороших людей, делающих полезные поступки. Пятое – синонимы : работа, занятие, труд, деятель-ность. Тема нашей мастерской: Жизнь дана на добрые дела. А легко ли быть добрым, ре-бята? (Ребята читают стихотворение Трутневой “Доброта”).
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Можно ли стать добрым на время? Докажи.
3. Проверка домашнего задания:
Вам нужно было вспомнить произведения, ко-торые мы прочитали в разделе “Оглянись вокруг”. Из шкатулки, где живут только добрые слова тебе нужно прочитать отрывок, назвать автора, название произведения. Можно ли героев этих рассказов назвать добрыми людьми? Докажи.
4. Изучение нового материала:
Всегда приятно встретиться с добрыми и чут-кими людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца. Вот с таким человеком и встретилась маленькая девочка Дагни в еловом лесу. Как называется этот рассказ и кто его автор? Паустовский К.Г. (учитель по-казывает портрет автора и его произведения.) В его произведениях мы ощущаем сердечного, душевно-щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. В шкатулке добрых слов находятся карточки с выдержками из произведений Паустовского. (дети чи-тают). А теперь вернёмся к произведению Паустовского “Корзина с еловыми шишками”. Природу какой страны описывает в своём рассказе автор? Этот рассказ о норвежском композиторе Эдварде Григе (портрет). Григ первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны, благодаря Григу, самобытное искусство, быт и нравы маленькой страны стали культурным достоянием всего мира. Оказывается Григ любил русскую музыку, которая оказала большое влияние на его творчество. Ребята, ви-дите какое интересное культурное явление мы наблюдаем! Музыка норвежского компо-зитора понятна нам, она нравится так же, как и башкирская музыка, русская, татарская. Э.Григ проводил осень в лесах около Бергена. Закройте глаза и постарайтесь представить себе тот осенний лес, ощутить его запах. (Учитель читает отрывок под музыку Грига). Что вы почувствовали? Чем пахнет осенний лес? Зачем приходил в этот лес композитор? (Полюбоваться красотой природы). Эта красота вдохновляла его на написание музыки. А что девочка делала в осеннем лесу? (Она собирала еловые шишки). Еловые шишки лечебные, из его масла делают лекарства, мази, принимают внутренне и мажут им больные места. Зачитайте отрывок разговора Дагни с композитором (чтение по ролям). Почему композитору захотелось сделать подарок Дагни? Что надеялась получить в подарок Дагни? Подарки ждут всегда с нетерпением. Почему Григ отсрочил свой подарок, пообещав подарить его только через десять лет? Легко дарить материальные подарки – вещи, игрушки. Григ же решил подарить музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор решил сделать подарок к 18 – летию девочки. О чём была музыка? (Дети читают отрывок, в котором выражена главное настроение мелодии ). Послушайте это настроение в музыке. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Созвучна ли музыка тексту? (Слушание музыки Грига “Утро”). Какая это музыка по характеру? Как меняется музыка? (Солнышко восходит и небо светлеет. Природа проснулась и утро пришло. Мотив повторяется, звучит нежно, прозрачно в верхних и средних регистрах). Найдите в тексте строчки, где описывается, что услышала Дагни в музыке? Почему же Дагни плакала, слушая музыку? (Да, это были слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от радости, от больших хороших чувств. Дагни жаль, что Григ умер, что не скажет ему спасибо за чудесный подарок. Так за что же Дагни была благодарна ему? (Чтение отрывка наизусть). Чем же должен жить человек? Человек должен видеть красоту окружающего мира, быть внимательным, совершать благородные поступки, дарить свои творения людям. Э.Григ умер. Он похоронен на своей родине – в Норвегии – в скале, над вечно волнующемся морем, но он живёт в своих бессмертных произведениях. Мы должны быть благодарны и писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э.Григе – этом добром волшебнике и большом музыканте. Оба они великие мастера! Один – словом, другой – музыкой пробуждает в нас добрые чувства.
5. Творческая работа учащихся:
Наверное, и вы ребята встречали в жизни людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку. Приведите примеры. Каждый из вас дома написал слово о доброте, Это ваши творческие зарисовки, сказки, рассказы (дети зачитывают). Перед вами волшебный лепесток, напишите, на нем какое доброе дело вы совершили за свою жизнь, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно. (За то время, пока звучит песня “Дорога добра” муз. Минкова, сл. Энтина, вы не отвлекаясь должны успеть написать). Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит потому что, как гласит английская пословица: Кто добр поистине, добро творит в молчании. Добрые дела понятны и ценятся всеми народами, Пословицы разных народов подтверждают эту истину ещё раз. Какие пословицы о доброте вы подобрали?
6. Обобщение:
Посмотрите на наш сказочный цветок доброты, который может расцвести в душе каждого из нас. Дети читают стихотворение Татьяничевой “Что ты сделал хорошего?”.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?Этой мерой измеряются все земные труды.
Может вырастишь деревце на земле Кулунды?
Может строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом?Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!
В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вам вырасти добрыми и надежными людьми.