ЦЕЛИ:
- совершенствование навыков устного счета в пределах 100;
- развитие познавательного интереса к предмету, используя игровую форму урока;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- сплочение детского коллектива с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Вид урока: закрепление
Форма урока: урок-путешествие по станциям математической смекалки
Оборудование:
- карточки-билеты,
- картина с изображением Сказочного города,
- плакат с изображением вагонов поезда,
- наглядные пособия:
- три тоннеля,
- цветочная поляна,
- золотые рыбки,
- карточки к логическим играм.
Ход урока
1. Организационный момент
Постановка целей и задач урока.
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по станциям математической смекалки. А путешествовать мы отправимся в Сказочный город, где живут сказочные герои и исполняются мечты.
Путь нам предстоит сложный и длинный, в дорогу мы с собой возьмем наше внимание, память, наблюдательность, сообразительность и смекалку. Они будут вашими помощниками.
- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочным станциям, на которых мы встретимся со сказочными героями. Они вас ждут и приготовили для вас сюрпризы-задания по математике.
2. Игра “Составим поезд”
Учитель:
- Вагоны стоят, надо составить поезд – решить примеры и расставить значение выражений в порядке возрастания.
На каждом вагоне записано по одному примеру:
20-10 11-9 13-10 12-6 18-9 12-5 18-9 20-10
Учитель:
Поезд готов к отправлению, а готовы ли пассажиры? У всех ли есть билеты?
6 + 4 5 + 6 6 + 6 7 + 6 6 + 8 9 + 6 6 + 10 3 + 7 7 + 4 5 + 7 15 – 8 |
11 – 5 12 – 6 13 – 7 14 -8 16 – 10 13 – 6 11 – 6 14 – 6 16 – 6 7 + 6 13 – 6 |
6 + 7 7 + 7 8 + 7 7 + 9 10 + 7 16 – 7 17 – 10 16 – 7 10 – 3 11 – 7 12 - 5 |
14 – 7 11 – 4 10 – 7 12 – 7 13 – 6 15 – 7 13 – 7 16 – 9 17 – 7 8 + 2 3 + 8 |
6 + 4 5 + 6 6 + 6 7 + 6 6 + 8 9 + 6 6 + 10 3 + 7 7 + 4 5 + 7 15 – 8 |
11 – 5 12 – 6 13 – 7 14 – 8 16 – 10 13 – 6 11 – 6 14 – 6 16 – 6 7 + 6 13 – 6 |
1-я станция “Расшифруйка!”
Учитель:
- Надо догадаться, кто живет в избушке? Этот кто-то приготовил для вас задания.
Если выполните, узнаете, кто живет в избушке.
Учащиеся устно отвечают на вопросы:
- Чему равна сумма чисел 20 и 40?
- Чему равна разность чисел 54 и 4?
- Подумайте, какое число на 2 меньше, чем 40?
- Какое число на 3 больше, чем 12?
- Увеличьте 7 на 9.
- Уменьшите 51 на 30.
- 12 плюс 12.
- 19 плюс 19.
- 68 минус 38.
При каждом правильном ответе открывается соответствующая буква слова “лесовичок”
л | е | с | о | в | и | ч | о | к |
15 | 16 | 21 | 24 | 28 | 30 | 38 | 50 | 60 |
Есть на свете старичок,
Старичок Лесовичок,
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
Если мы сосчитаем, сколько прямоугольников в домике лесовичка, он даст нам записку – подсказку.
2-я станция “Решайка!”
Учитель:
Мы получили записку от лесовичка: “Когда на следующей станции встретите поле цветов, не забудьте сорвать один. Сумма чисел на лепестках равна числу на листе от цветка.”
1+1+4+1+3+8; 3+1+2+2+1+2; 5+1+2+3+4; 1+1+1+1+1+1+1; 2+2+2+2+2
(должна получится сумма, равная 15)
3-я станция “Отгадайка!”
Учитель:
- Ребята, отгадайте загадку:
Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла. (корова)
Корова не пропускает путешественников, пока они не дадут ей цветок. Корова подсказывает путешественникам число “1”. Оно пригодится нам у тоннелей.
4-я станция “Соображайка!”. Три тоннеля
Учитель:
К тоннелям путь предстоит сложный, надо выполнить задания-цепочки и решить задачи на смекалку:
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Решение задач на смекалку:
- В первом тоннеле сидят 3 паука. У второго паука ноги длиннее, чем у первого. У третьего ноги короче, чем у первого. У какого паука самые длинные ноги?
- Во втором тоннеле сидят 3 лягушки. Первая квакает тише, чем третья, а вторая – тише, чем первая. Какая лягушка квакает громче всех?
- В третьем тоннеле сидят 3 мыши. Первая толще, чем вторая, а третья тоньше, чем вторая. Какая мышь самая толстая?
Физкультминутка
Я веселый паровозик – чух-чух-чух.
Я руками кручу чух-чух-чух,
Я ногами кручу чух-чух-чух,
Головою верчу чух-чух-чух
А еще я пыхчу чух-чух-чух.
5-я станция “Думайка!”
Учитель:
- Найдите золотую рыбку и мы поместим ее в аквариум, когда прибудем в Сказочный город. Сумма чисел в примере у золотой рыбки отличается от всех остальных. 15+10 22+2 21+3 20+4 19+5
Золотая рыбка выполнит ваши желания, если вы выполните задания на карточках. Учащиеся выполняют задания на карточках. (У каждого ученика своя карточка)
Рисунок 17
6-я станция “Поиграйка!”
Учитель проводит игры на развитие логического мышления
“КОЛОБКИ”
У каждого ученика на парте по 10 колобков.
Задание1: по рисунку построить пирамидку
Задание2: передвинуть 3 колобка таким образом, чтобы пирамидка перевернулась
Рисунок 1
Рисунок 2
“ПУГОВИЦЫ”
Задание: Определить, у какой пуговицы наибольшее число “соседей”?
Рисунок 4
“ЛАБИРИНТ”
Задание: пройти лабиринт, набрав сумму, равную 20
Рисунок 3
7-я станция “Проверяйка!”
Ученики проверяют свои билеты, как они выполнили задания (правильные ответы записаны на доске)
8-я станция “Сказочный город”
В Сказочном городе ученики помещают золотую рыбку в аквариум. Золотая рыбка исполняет желания детей. Все дети на свете любят сладости, поэтому в сказочном городе рыбка каждому ученику дарит шоколадную медаль.
Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу на уроке
Учитель:
- Понравился вам урок?
- Все вы – молодцы! Всем спасибо за работу на уроке!
(смотри приложения1-6: фото урока)