Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, сложение, вычитание, однозначные числа, переход через десяток


ЦЕЛИ:

  • совершенствование навыков устного счета в пределах 100;
  • развитие познавательного интереса к предмету, используя игровую форму урока;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • сплочение детского коллектива с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Вид урока: закрепление

Форма урока: урок-путешествие по станциям математической смекалки

Оборудование:

  • карточки-билеты,
  • картина с изображением Сказочного города,
  • плакат с изображением вагонов поезда,
  • наглядные пособия:
  • три тоннеля,
  • цветочная поляна,
  • золотые рыбки,
  • карточки к логическим играм.

Ход урока

1. Организационный момент

Постановка целей и задач урока.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по станциям математической смекалки. А путешествовать мы отправимся в Сказочный город, где живут сказочные герои и исполняются мечты.

Путь нам предстоит сложный и длинный, в дорогу мы с собой возьмем наше внимание, память, наблюдательность, сообразительность и смекалку. Они будут вашими помощниками.

- Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочным станциям, на которых мы встретимся со сказочными героями. Они вас ждут и приготовили для вас сюрпризы-задания по математике.

2. Игра “Составим поезд”

Учитель:

- Вагоны стоят, надо составить поезд – решить примеры и расставить значение выражений в порядке возрастания.

На каждом вагоне записано по одному примеру:

20-10 11-9 13-10 12-6 18-9 12-5 18-9 20-10

Учитель:

Поезд готов к отправлению, а готовы ли пассажиры? У всех ли есть билеты?

6 + 4
5 + 6
6 + 6
7 + 6
6 + 8
9 + 6
6 + 10
3 + 7
7 + 4
5 + 7
15 – 8
11 – 5
12 – 6
13 – 7
14 -8
16 – 10
13 – 6
11 – 6
14 – 6
16 – 6
7 + 6
13 – 6
6 + 7
7 + 7
8 + 7
7 + 9
10 + 7
16 – 7
17 – 10
16 – 7
10 – 3
11 – 7
12 - 5
14 – 7
11 – 4
10 – 7
12 – 7
13 – 6
15 – 7
13 – 7
16 – 9
17 – 7
8 + 2
3 + 8
6 + 4
5 + 6
6 + 6
7 + 6
6 + 8
9 + 6
6 + 10
3 + 7
7 + 4
5 + 7
15 – 8
11 – 5
12 – 6
13 – 7
14 – 8
16 – 10
13 – 6
11 – 6
14 – 6
16 – 6
7 + 6
13 – 6

1-я станция “Расшифруйка!”

Учитель:

- Надо догадаться, кто живет в избушке? Этот кто-то приготовил для вас задания.

Если выполните, узнаете, кто живет в избушке.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

  • Чему равна сумма чисел 20 и 40?
  • Чему равна разность чисел 54 и 4?
  • Подумайте, какое число на 2 меньше, чем 40?
  • Какое число на 3 больше, чем 12?
  • Увеличьте 7 на 9.
  • Уменьшите 51 на 30.
  • 12 плюс 12.
  • 19 плюс 19.
  • 68 минус 38.

При каждом правильном ответе открывается соответствующая буква слова “лесовичок”

л е с о в и ч о к
15 16 21 24 28 30 38 50 60

Есть на свете старичок,
Старичок Лесовичок,
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.

Если мы сосчитаем, сколько прямоугольников в домике лесовичка, он даст нам записку – подсказку.

2-я станция “Решайка!”

Учитель:

Мы получили записку от лесовичка: “Когда на следующей станции встретите поле цветов, не забудьте сорвать один. Сумма чисел на лепестках равна числу на листе от цветка.”

1+1+4+1+3+8; 3+1+2+2+1+2; 5+1+2+3+4; 1+1+1+1+1+1+1; 2+2+2+2+2

(должна получится сумма, равная 15)

3-я станция “Отгадайка!”

Учитель:

- Ребята, отгадайте загадку:

Посреди двора
Стоит копна.
Спереди – вилы,
Сзади – метла. (корова)

Корова не пропускает путешественников, пока они не дадут ей цветок. Корова подсказывает путешественникам число “1”. Оно пригодится нам у тоннелей.

4-я станция “Соображайка!”. Три тоннеля

Учитель:

К тоннелям путь предстоит сложный, надо выполнить задания-цепочки и решить задачи на смекалку:

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Решение задач на смекалку:

  • В первом тоннеле сидят 3 паука. У второго паука ноги длиннее, чем у первого. У третьего ноги короче, чем у первого. У какого паука самые длинные ноги?
  • Во втором тоннеле сидят 3 лягушки. Первая квакает тише, чем третья, а вторая – тише, чем первая. Какая лягушка квакает громче всех?
  • В третьем тоннеле сидят 3 мыши. Первая толще, чем вторая, а третья тоньше, чем вторая. Какая мышь самая толстая?

Физкультминутка

Я веселый паровозик – чух-чух-чух.
Я руками кручу чух-чух-чух,
Я ногами кручу чух-чух-чух,
Головою верчу чух-чух-чух
А еще я пыхчу чух-чух-чух.

5-я станция “Думайка!”

Учитель:

- Найдите золотую рыбку и мы поместим ее в аквариум, когда прибудем в Сказочный город. Сумма чисел в примере у золотой рыбки отличается от всех остальных. 15+10 22+2 21+3 20+4 19+5

Золотая рыбка выполнит ваши желания, если вы выполните задания на карточках. Учащиеся выполняют задания на карточках. (У каждого ученика своя карточка)

Рисунок 17

6-я станция “Поиграйка!”

Учитель проводит игры на развитие логического мышления

“КОЛОБКИ”

У каждого ученика на парте по 10 колобков.

Задание1: по рисунку построить пирамидку

Задание2: передвинуть 3 колобка таким образом, чтобы пирамидка перевернулась

Рисунок 1

Рисунок 2

“ПУГОВИЦЫ”

Задание: Определить, у какой пуговицы наибольшее число “соседей”?

Рисунок 4

“ЛАБИРИНТ”

Задание: пройти лабиринт, набрав сумму, равную 20

Рисунок 3

7-я станция “Проверяйка!”

Ученики проверяют свои билеты, как они выполнили задания (правильные ответы записаны на доске)

8-я станция “Сказочный город”

В Сказочном городе ученики помещают золотую рыбку в аквариум. Золотая рыбка исполняет желания детей. Все дети на свете любят сладости, поэтому в сказочном городе рыбка каждому ученику дарит шоколадную медаль.

Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке

Учитель:

- Понравился вам урок?

- Все вы – молодцы! Всем спасибо за работу на уроке!

(смотри приложения1-6: фото урока)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6