Тип урока: объяснение нового материала
Данный урок является вторым уроком в разделе программы “Творческий проект”. На первом уроке учащиеся знакомятся с понятием “творческий проект”, с этапами выполнения проекта. На следующих уроках ученики будут проводить исследование, изготавливать изделие, заниматься оформлением дизайн-папки.
Цели урока:
Образовательные:
- научить учащихся выбирать объект для проектирования.
- закрепить знания, полученные на уроках информатики, по теме “Компьютерная графика”.
Дидактические:
- отрабатывать навыки работы с графическими редакторами.
- уметь применять теоретический материал при выполнении практической работы.
Развивающая:
- развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус, развивать потребность пополнять свои знания.
Воспитательная:
- воспитывать интерес, ответственность за свой выбор; воспитывать умение отстаивать свое мнение.
Диагностическая:
- оценивать свои возможности; уметь выбирать объект для работы
Знания и умения учащихся:
Технология
Знают: свойства древесины, виды пиломатериалов, способы обработки древесины, основные этапы проектирования.
Умеют: работать столярными инструментами, использовать приспособления для выпиливания, читать простые чертежи.
Информатика
Знают: среду Power Point, гиперссылки, слайд, показ слайдов, понятия: графический редактор, инструменты графического редактора, палитра цветов. Знакомы с этапами создания графического изображения.
Умеют: пользоваться прикладными программами Paint и Microsoft Word, Power Point, создавать растровые и векторные рисунки, выбирать инструменты, цвета, редактировать изображения. Имеют навыки работы с файловой системой.
Возраст учащихся: 5 класс.
Средства обучения:
- технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows, мультимедийный проектор, цветной принтер, экран, школьная доска, образцы разделочных досок.
- программные средства: Microsoft Word, Paint, Power Point.
- раздаточные материалы: памятки, дизайн-папки, алгоритм выполнения практической работы на компьютере.
Структура урока:
- Организационный момент (1 минута).
- Повторение изученного материала (5 минут)
- Формирование новых умений (7 минут)
- Физкультурная пауза (3 минуты).
- Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (20минут).
- Задание на дом (2 минуты).
- Подведение итогов урока (7 минут).
Основные методы:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый (эвристический)
- Исследовательский
Литература
- Симоненко В.Д. “Технология” - 5 класс, Москва, “Просвещение”, 2001 г.
- Жданов Т.А. “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения” “Учитель-АСТ” Волгоград, 2003 г.
- Босова Л.Л. “Информатика” Учебник для 5 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2006.
Ход урока
I Организационный момент (1 минута)
Учитель технологии:
Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока:
“Цель нашего урока – научиться выбирать объект для творческого проекта и создавать его модель с помощью компьютера”. (Приложение №1 слайды 1,2)
Ученики:
Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на урок, воспринимают информацию. Записывают число и тему урока.
II Повторение изученного материала (5 минут)
Учитель технологии:
“Сегодня на уроке мы продолжим работу над творческим проектом. Рассмотрим один из этапов проектирования “Выбор и обоснование проекта”. Знакомство с новой темой поможет вам в выборе идеи собственного проекта. Тема рассчитана на 2 урока.
Прежде чем перейти к изучению новой темы по выбору проекта, давайте вспомним основные понятия, которые будут необходимы в процессе изучения новой темы.
Что называется творческим проектом?
Из каких частей состоит проект?
Каковы цели проекта?”. (Приложение №1 слайды 3-5)
Ученики:
Обдумывают поставленные вопросы. Отвечают ученики, поднимающие руку. Остальные дополняют.
III. Объяснение нового материала (7 минут).
Учитель технологии:
“Выбор проекта рекомендуется начинать задолго до его реального выполнения. Нужна конкретная идея!
Ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении дома, квартиры или школы? Может быть, вы хотите сделать подарок родителям, другу? Выбранное изделие для проекта должно быть полезным. Не надо изготавливать ненужные изделия.
Кто для вас самый дорогой человек? Конечно же, мама. А почему бы не приготовить сюрприз для неё? Вот вам и идея! А что подарить маме? Ей будет приятно получить от вас подарок, который вы изготовите своими руками.
Изделие должно приносить и практическую пользу. Таким изделием может служить набор разделочных досок. Им можно украсить кухню, решив тем самым одновременно несколько задач.
А сколько можно выбрать вариантов наборов?”
Ученики:
Отвечают, что много.
Учитель технологии:
“Сейчас мы рассмотрим несколько вариантов наборов разделочных досок”.
Демонстрирует варианты разделочных досок с помощью проекционного оборудования. (Приложение № 1 слайды 6-12)
Ученики:
Внимательно слушают, наблюдая за соответствующими страницами презентации на экране.
Учитель технологии:
“Вариант №1.
Одинаковые ли эти доски? Чем они отличаются?”
Ученики:
Отвечают, что размерами.
Учитель технологии:
“Вариант №2.
Как вы, видите эти доски, в отличие от первого варианта, имеют одинаковые размеры. Они отличаются друг от друга тем, что каждая из представленных досок имеет своё назначение: “Рыба”, “Хлеб”, “Мясо”. Вы не будете резать хлеб на доске, на которой резали рыбу, или резали мясо”.
Ученики:
Внимательно слушают, участвуют в обсуждении вариантов.
Учитель технологии:
“Вариант №3.
Этот вариант отличается от предыдущего конфигурацией. Это вариант более сложный.
Вариант №4.
Опишите форму и назначение досок представленного набора”.
Ученики:
Ученик, первый поднявший руку, решает поставленную задачу.
Учитель технологии:
“Вариант №5.
Кто опишет этот вариант?”
Ученики:
Желающий отвечает.
Учитель технологии:
“Какой из предложенных вариантов выбрали бы вы?”
Ученики:
Участвуют в обсуждении вариантов.
Учитель технологии демонстрирует варианты разделочных досок, изготовленных учениками школы в предыдущие годы
Учитель технологии:
“А, может быть, у вас есть свои идеи? Тогда не забывайте главное правило. Запишите это правило в тетрадь”.
Ученики:
Записывают правило в тетрадь с экрана.
IV. Физкультурная пауза (3 минуты)
Учитель информатики:
Предлагает ребятам отдохнуть, расслабиться, выполнить несложные упражнения. (Приложение №2). Дежурный по классу проводит зарядку.
Далее учитель просит провести гимнастику для глаз (офтальмотренаж).
Ученики:
Слушают ведущего и по его команде выполняют упражнения.
Самостоятельно выполняют зарядку для глаз.
V. Закрепление и систематизация знаний, практическое применение (20 минут).
Учитель информатики:
“Вторая часть урока у нас практическая. Ваша работа будет состоять из двух этапов. Сначала вы проработаете одну из идей и соберете понравившуюся вам доску, как мозаику, из отдельных частей (Приложение №1 слайд 16).
Выбирайте те варианты досок, которые сможете собрать, так как уровень сложности у них разный.
Не забывайте правильно (в свою папку) сохранять результаты работы.
Затем переходите ко второму этапу работы. Можно придумать и нарисовать свой вариант разделочной доски, выбрав заготовку без рисунка, а можно нарисовать доску по предложенному образцу (Приложение №1 слайд 18).
Окончательный вариант покажите учителю технологии и с его разрешения выводите на печать. Затем сохраните свою работу.
У вас на столах лежат листы с алгоритмом выполнения практической работы”. (Приложение №4).
Учитель инструктирует учащихся о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе за компьютером.
Ученики:
Внимательно слушают, приступают к выполнению практической работы. (Приложение №3)
Из среды Power Point c помощью гиперссылок на соответствующие файлы (Приложение №5) осуществляются переходы в среды Microsoft Word и Paint, в которых учащиеся выполняют работу.
VI. Задание на дом (2 минуты).
Учитель технологии:
“Дома проработайте выбранные варианты проекта”
VII. Подведение итогов (7 минут).
Учитель технологии:
“Понравился ли вам урок? Что именно? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Давайте подведем итоги нашей работы”.
Ученики:
Отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют листы с полученными результатами. Анализируют свою работу (в том числе с точки зрения дальнейшего изготовления данного изделия).
Оба учителя выставляют и комментируют оценки.