Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Основываясь на результатах логопедической диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Мной был создан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками и родителями.

Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”

Цели работы:

  • Знакомство детей с приёмом картиннография.
  • Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.
  • Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.

Описательные рассказы.

Представляю картинно-графические схемы:

Описание признаков зимы.

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Рисунок 1

Описание посуды.

Название и вид посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из стекла – стеклянная; из железа – железная)

Цвет посуды.

Форма посуды.

Размер посуды.

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Рисунок 2

Описание птиц.

Название птицы.

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части, размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая – качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).

Рисунок 3

Описание животных.

Название животного.

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное, пушистое, серое – употребление качественных прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).

Рисунок 4

Описание овощей, фруктов, грибов, ягод.

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).

Рисунок 5

Повествовательные рассказы.

Представлен ряд рассказов цепной организации предложений.

“Машина герань”.

Маше на день рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Рисунок 6

“Новые сапоги”.

Мите, мама купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Рисунок 7

Картинно-графические схемы стихов.

Представлен ряд стихов для заучивания.

“Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

Рисунок 8

“Заяц – портной. С. Михалков.

Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
- Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Рисунок 9

Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.
  • Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.
  • Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” - употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” - глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
  • Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.

II этап: Детское проектно-творческое моделирование.

Создание игрового центра “Страна фантазий”, который будет дарить детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него войдут игровые модули:

- “Сцена” - дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.

- “Чудо-избушка” - данную конструкцию ребёнок может трансформировать в любой из объектов. Если это овощной магазин – дети по картинно-графическим схемам составляют описательные рассказы об овощах; если школа – придумывают рассказы о школьных принадлежностях; и вот ребята захотели просто поиграть в дом – усаживаются на мягкий ковёр в своём “чудо домике” и начинают фантазировать, составляя повествовательные рассказы, где на помощь приходит великолепный приём картиннография.

- “Сказочная полянка” - все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.

- “Стена фантазий” - это проявление творческих способностей. Дети, из многочисленного набора картинных схем составляют собственные рассказы, которые представляются ими на взрослую и детскую аудиторию.

III этап: Детско-взрослая деятельность.

Создание компьютерной игры “Страна Фантазий”.

Мы живем в стремительно меняющемся мире и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего!

В компьютерную игру, вошли компоненты знакомых для детей игр, со II этапа проекта.

Описание игры: Малыш вместе со своей мамой и папой, оказываются на загадочной планете “Страна фантазий”. Чего там только нет! Они шагают вместе по фантастической дороге под мелодии из мультфильмов.

На сказочной полянке растут необычные цветы, внутри которых спрятаны рассказы-загадки, которые необходимо собрать и связно рассказать.

Попав в “Чудо-избушку”, которая может превратиться в сказочную школу, в магазин сладостей, в больницу “Доктора Айболита”, малышу придется составить интересные рассказы.

В театральной студии на “Сцене”, ребенок с помощью картинно-графических схем легко вспомнит и расскажет маме и папе знакомое стихотворение.

А на стене фантазий, малыш вместе с папой и мамой нарисует свои впечатления, и составит по ним повествовательный рассказ “Моё путешествие по стране Фантазий”.

Данная игра, позволит осуществить совместную работу “ребенок и родитель”, а в дальнейшем вызовет интерес и побудит к созданию собственных творческих семейных проектных работ.

Создание семейной газеты для родителей и детей “Страна фантазий”.

В страничку “Детская развивалочка”, войдут, как знакомые детям картинно-графические схемы рассказов и стихов, так и новшество. И как же интересно будет ребёнку вместе с папой и мамой открыть завесу нового рассказа-схемы. Да, надо попробовать! Ведь быть первооткрывателем, да ещё вместе со своей семьёй – это удивительно интересно.

Родителям будет посвящена информационная страничка. Здесь можно познакомиться с инновационными методиками в развитии связной речи детей. А так же – эта газета будет долгожданной, потому, что родители могут увидеть своего ребёнка на фото презентации “Вот как мы, играя, развиваемся”.

IV этап: Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.

Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж:  где и от кого можно, услышать данный звук.

2 этаж:  дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” - помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” - гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог - это конечно изучаемая буква - хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

- Идет сильный дождик: ККК.

- Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).

- губки свободны;

- кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

- горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам

- звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).

- звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.

- звук “К” бывает твёрдый, как карандаш - живёт под синей крышей и мягкий, как травка - живёт под зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой “К”.

- припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.

- на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” -
Хочет скушать паука.
Про букву “К” скажу вам смело -
На стену бабочка присела.
В.Ковшиков И. Бломкина

- школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:

- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;

- значительное расширение активного словаря;

- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

- улучшение монологической и диалогической речи.