Исследовательский подход в обучении физики

Разделы: Физика


Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Функции исследовательского подхода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Создание положительной мотивации учения и образования;
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • Развитие интеллектуальной сферы личности;
  • Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.

Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.

Содержание теоретического материала:

  • Соответствует программе обучения физики в 9 классе (программа С.В. Громова).
  • Урок сопровождается компьютерной презентацией материала в PowerPoint.

Цель урока:

Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.

Основные задачи урока:

  • изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
  • рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
  • показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции;
  • продолжить формирование умений, наблюдать, выделять главное, объяснять увиденное.

Ход урока.

Урок проходит с использованием компьютерной презентации (приложение 1). В классе установлена интерактивная доска, часть заданий выполняется учащимися с использованием возможностей данной доски.

  Действия учителя Планируемые действия учеников
1 Организационный этап. Найти в РЭС слово “исследование”, объяснить найденное определение.

Выделить составные части процесса исследования.

3. Обсуждение целей и задач урока: учащимся предлагается разгадать ребус, слова которого помогут сформулировать цель урока.

2 Проверка знаний, обобщение и систематизация.
Актуализация знаний, которые необходимы при изучении новой темы.
Краткая информация о Фарадее и его открытиях.

Краткая информация об Эрстеде и его открытии.

/информация подготовлена учащимися заранее/.

3 Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. Актуализация знаний, необходимых для обобщения.
4 Формирование новых знаний. Обсуждение задач урока и плана проведения исследования.

Деление класса на две группы- теоретики и практики, обсуждение задач каждой из групп.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Группа теоретиков выдвигает гипотезы, которые предстоит подтвердить или опровергнуть при проведении опытов, формулирует вопросы, на которые надо дать ответ при проведении опытов.

“Практики” работают с приборами, ищут ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся получают лист, на котором им предстоит оформить результаты исследования;

(приложение 2) опыты №№ 4, 5 проводятся учителем, дается образец заполнения отчета.

5 Этап закрепления знаний. Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет групп о проведенных исследованиях, заполнение листка- отчета о проведенных опытах.

Учащимся предлагается решить кроссворд по теме “Электромагнитные явления”, работа проводится с использованием интерактивной доски. Кроссворд представлен на доске, вопросы к кроссворду раздаются учащимся в печатном варианте (приложение 3)

Подведение итогов урока.

Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Проводя уроки - исследования, я заметила, что этот процесс происходит на эмоциональном уровне, ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию.

Использование кроссворда на этапе закрепления знаний придает особый, занимательно – мотивационный аспект процессу обучения, способствует развитию поисково-творческих способностей обучающихся, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях.

Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.