Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.
Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.
Функции исследовательского подхода в обучении:
- Воспитание познавательного интереса;
- Создание положительной мотивации учения и образования;
- Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- Развитие интеллектуальной сферы личности;
- Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.
Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.
Содержание теоретического материала:
- Соответствует программе обучения физики в 9 классе (программа С.В. Громова).
- Урок сопровождается компьютерной презентацией материала в PowerPoint.
Цель урока:
Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания и осуществлять их перенос в новые условия при изучении нового материала, формирование умений работать с физическими приборами и оформлять результаты опытов.
Основные задачи урока:
- изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения;
- рассмотреть историю вопроса о связи магнитного поля и электрического;
- показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции;
- продолжить формирование умений, наблюдать, выделять главное, объяснять увиденное.
Ход урока.
Урок проходит с использованием компьютерной презентации (приложение 1). В классе установлена интерактивная доска, часть заданий выполняется учащимися с использованием возможностей данной доски.
Действия учителя | Планируемые действия учеников | |
1 | Организационный этап. | Найти в РЭС слово “исследование”, объяснить
найденное определение. Выделить составные части процесса исследования. 3. Обсуждение целей и задач урока: учащимся предлагается разгадать ребус, слова которого помогут сформулировать цель урока. |
2 | Проверка знаний, обобщение и систематизация. Актуализация знаний, которые необходимы при изучении новой темы. |
Краткая информация о Фарадее и его открытиях. Краткая информация об Эрстеде и его открытии. /информация подготовлена учащимися заранее/. |
3 | Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. | Актуализация знаний, необходимых для обобщения. |
4 | Формирование новых знаний. | Обсуждение задач урока и плана проведения
исследования. Деление класса на две группы- теоретики и практики, обсуждение задач каждой из групп. Объяснение нового материала с использованием презентации. Группа теоретиков выдвигает гипотезы, которые предстоит подтвердить или опровергнуть при проведении опытов, формулирует вопросы, на которые надо дать ответ при проведении опытов. “Практики” работают с приборами, ищут ответы на поставленные вопросы. Учащиеся получают лист, на котором им предстоит оформить результаты исследования; (приложение 2) опыты №№ 4, 5 проводятся учителем, дается образец заполнения отчета. |
5 | Этап закрепления знаний. | Контроль и самоконтроль усвоения знаний. Отчет
групп о проведенных исследованиях, заполнение
листка- отчета о проведенных опытах. Учащимся предлагается решить кроссворд по теме “Электромагнитные явления”, работа проводится с использованием интерактивной доски. Кроссворд представлен на доске, вопросы к кроссворду раздаются учащимся в печатном варианте (приложение 3) Подведение итогов урока. |
Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Проводя уроки - исследования, я заметила, что этот процесс происходит на эмоциональном уровне, ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию.
Использование кроссворда на этапе закрепления знаний придает особый, занимательно – мотивационный аспект процессу обучения, способствует развитию поисково-творческих способностей обучающихся, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях.
Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.