Классный час в группе продленного дня на тему "Вместо напутствия, или От «хочу» к «могу»"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Формировать нравственные качества младших школьников (отзывчивость, честность и правдивость, самокритичность и трудолюбие, веру в свои силы и позитивное отношение к миру).
  2. Развивать умение анализировать сложившуюся жизненную ситуацию (отделять главное от второстепенного, находить связь и зависимость между причиной и следствием), принимать самостоятельные решения.
  3. Воспитывать чувство взрослости, ответственности за принимаемые решения, уважительное отношение к успехам своих товарищей.

Задачи:

  1. Предупредить и помочь учащимся преодолеть возможный психологический дискомфорт от неудовлетворённости оценками за вторую четверть.
  2. Установить взаимосвязь между успешностью в обучении и вложенным в учёбу трудом.
  3. Дать возможность учащимся объективно оценить себя и сделать прогноз на следующую четверть.
  4. Настроить детей на дальнейший самоконтроль и самоорганизацию в своём развитии.

Оборудование:

  1. Вырезанные из плотной белой бумаги цветы для каждого ученика, на лепестках которых записаны названия предметов: чтение, математика и т.д.
  2. Сказка Л. Пантелеева “Две лягушки”.
  3. Видеокассета с мультфильмом “Цветик-семицветик” по сценарию В. Катаева.
  4. Аудиокассета с музыкой П. И. Чайковского “Времена года” (“Святки”).
  5. Плакаты с пословицами и поговорками.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент и сообщение темы.

Учитель: Скоро заканчивается вторая четверть, впереди ещё третья и четвертая. Поэтому я подумала о необходимости поговорить сегодня с вами на тему: “Вместо напутствия или от хочу к могу”.

2. Основная часть.

2.1. Работа над лексическим значением слова.

– Кто может объяснить значение слова “напутствие”? (Добрые пожелания, советы близких людей, которые помогут преодолеть трудности, возникающие в пути)

– Как вы считаете слова “хочу” и “могу” имеют одинаковое или разное значение? (Разное)

– Всегда ли то, что вы хотите и то, о чем мечтаете, исполняется? (Нет)

2.2. Создание мотивационного настроя на занятие.

– Вы хотите узнать секрет, как любое ваше “хочу” может превратиться в “могу”? (Да)

– Обычно в канун Нового года люди говорят друг другу добрые пожелания, тёплые слова, напутствия. Я не буду давать в конце второй четверти напутствия на третью и четвёртую четверть, а помогу вам открыть сегодня очень важный секрет превращения любого вашего “хочу” в “могу”. Для этого мы познакомимся с замечательной авторской сказкой Л. Пантелеева “Две лягушки”. (Учитель читает сказку)

2.3. Анализ сказочной ситуации.

– Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи обе лягушки? (Выслушиваются мнения детей)

– Как вы думаете, все ли животные хотят жить? (Конечно, все)

– А лягушки были исключением? (Нет)

– Какую трудность, какое испытание встретили они на своём пути? (Выслушиваются ответы детей)

– В равных ли условиях оказались обе лягушки? (Да)

– Что нужно было делать, чтобы выжить? (Нужно продолжать трудиться даже тогда, когда кажется, что всё бесполезно. Никогда, как бы ни было трудно, нельзя терять надежду. Тогда всё получится)

– Что же помогло одной из лягушек превратить своё огромное желание жить, своё “хочу” в “могу”? (Труд)

– Потому что “Терпение и труд всё перетрут”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Выслушиваются рассуждения детей)

2. 4. Создание предпосылок для самоанализа.

– Подумайте, все ли вы находились в одинаковых условиях на занятиях в школе? (Да)

– Вы сидели в одном классе? (Да, в одном классе.)

– Выполняли задания по одинаковым учебникам? (Да)

– Вам один и тот же учитель объяснял тему? (Да)

– А вот оценки за вторую четверть будут у всех одинаковые? (Нет. Оценки за четверть будут у каждого свои. У кого-то будут все “5”, у кого-то “5” и “4”, а у некоторых даже “3”)

– Почему? Разве не все из вас хотят получать “5”? (Пятёрки-то все хотят получать)

– Что же за причина, из-за которой четвертные оценки будут разными? (Не все одинаково трудились)

– Кто считает, что он ещё недостаточно трудился для достижения своей цели? (Выслушиваются ответы детей). Учитель корректирует их рассуждения с помощью наводящих вопросов. Например: “Что тебе помешало? Какие рекомендации можешь себе дать? Что нужно делать, чтобы твоё “хочу” превратилось в “могу”? Если же за вторую четверть оценки будут ещё не все, такими как ты хотел, можно ли опускать руки?”

– Так какой же секрет вы открыли? Как может любое “хочу” превратиться в “могу”? (Для этого нужно трудиться)

– У каждого из вас не одно желание и не одна мечта. Как выбрать самое главное, важное? Для этого вспомним сказку Валентина Катаева “Цветик-семицветик”. (Просмотр фрагмента мультфильма “Цветик-семицветик”, когда у девочки остался последний лепесток и то, как она его использовала)

– Чему учит нас эта сказка? (Выслушиваются мнения детей)

– Из всех “хочу”, какое нужно выбирать в первую очередь? (Нужно выбирать те желания, которые приносят пользу и радость не только тебе, но и другим людям)

2.5. Физкультминутка.

Проводится под музыку П. И. Чайковского “Времена года” (“Святки”) и сопровождается словами учителя: “Давайте представим себя маленькими волшебными цветочными семенами. Вот пригрело солнышко, и вы стали расти, тянетесь к нему, распускаете лепестки. Ваши пальчики – это лепестки волшебных цветочков. В них ваша сила. С их помощью вы настоящие волшебники. Подул ветерок, и стебельки цветочков стали наклоняться”. Дети повторяют за учителем наклоны вправо, влево, вперёд, назад и тихо садятся за парты.

2.6. Прогноз на следующую четверть.

– Вы почувствовали себя волшебными цветочками? (Да)

– У вас на партах лежат обычные белые цветочки. Они пока ещё не волшебные, но вы их можете превратить в волшебные “цветики-семицветики”. Для этого подумайте и напротив названия каждого предмета поставьте оценку, какую вы постараетесь получить в следующей четверти. (Дети выполняют задание)

– Как вы думаете, когда можно будет закрасить лепесток в какой-нибудь цвет? (Тогда, когда получим такую же оценку за четверть по данному предмету, как запланировали)

– Я думаю, что у некоторых детей этот цветочек может уже в третьей четверти превратиться в семицветик, а у некоторых лепестки могут остаться ещё белыми. Можно ли разочаровываться и опускать руки? (Выслушиваются ответы детей)

– Интересно, как вы поступите, если вам захочется посмотреть мультфильм или поиграть в компьютерную игру, но у вас ещё не выучено стихотворение? (Выслушиваются ответы детей)

– Поверьте, что ваши папы и мамы порой оказываются перед выбором ещё в более трудной ситуации.

2.7. Сценка “Непростая ситуация” (выходит группа заранее подготовленных детей).

– Представьте себе семью: папа, мама, дочь, дедушка и бабушка. Неожиданно папа приносит премию – 50 тысяч рублей. Вдруг выясняется, что у каждого своё желание, но денег хватит только на одно. Мама хочет новую шубку, дочь – новый компьютер, папа – отремонтировать машину, дедушка – пройти лечение в санатории, бабушка – купить дачу.

(После просмотра инсценировки дети высказывают своё мнение о том, чьё желание нужно выполнить и почему)

– Чему учит нас эта сценка? (Нужно уметь выбирать из всех желаний самое главное, которое сейчас важнее всего и его нельзя откладывать)

– Даже, если тебе хочется что-то другое, нужно заставить себя сделать то, что важно сейчас. Потому что: “Любишь кататься, люби и саночки возить”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Выслушиваются рассуждения детей)

– Чему нас учит народная мудрость? (Выслушиваются мнения детей)

2.8. Подведение итогов занятия.

– Какой секрет превращения “хочу” в “могу” открыл народ? (Для того чтобы что-то в жизни получать, нужно трудиться)

– Совпадает ли он с тем секретом, который открыли для себя на этом занятии вы? (Да)

– Как вы думаете, этот секрет вам пригодиться на один день, на год или на всю жизнь? (Этот секрет нам пригодится на всю жизнь)

– Главное никогда не унывать, не опускать руки и помнить прекрасные слова: “Прекрасно всё на небе, прекрасно на земле, прекрасно всё вокруг меня, прекрасно всё во мне!” (Дети повторяют стоя слова и движения рук за учителем)

– Спасибо за хорошую работу на занятии!