Игры на развитие слухо-зрительно-моторной координации

Разделы: Начальная школа


В своей практике логопед часто встречается со слабоуспевающими детьми, и для кого не секрет, что число детей с трудностями в обучении увеличивается. В дошкольном детстве эти ребята вроде бы не отличаются от других. Но как только ребёнок поступает в школу, начинаются сложности. Особенно трудно идёт обучение грамоте. Обратимся к самому началу букварного периода. Аналитико-синтетический звукобуквенный метод обучения грамоте предполагает слоговое деление. Другими словами, прежде чем определить, какие в слове звуки, нужно поделить это слово на слоги. Для некоторых ребят определить количество слогов в слове бывает очень сложно. Ритмическая организация речи ускользает от них. Другая беда, подстерегающая наших ребят: они могут ошибиться при подсчете слогов. В итоге в слове оказывается больше или меньше слогов, чем есть на самом деле. Слабые дети требуют в этом случае разнообразных приёмов работы с ними. Очень хорошо, если учитель умело сочетает учёбу с игрой.

Итак, первый аспект проблемы – трудности слогового деления.

Далее, в школьной практике встречаются дети, не умеющие устанавливать дистанцию. Это кинестетики – люди, воспринимающие мир органами чувств. Им хочется прикоснуться, потрогать другого при общении. Физический контакт кинестетику необходим. Но тесное взаимодействие не всем нравится. Со стороны это чаще воспринимается как навязчивость, прилипчивость. В заданиях скопировать таким детям не удаётся держать заданный интервал. Копируя фигурки, они их то слепят, то слишком далеко расположат друг от друга.

Это другая группа детей.

При обучении слоговому делению и отработки умения удерживать интервал при копировании есть разные пути.  Количество слогов можно отхлопывать или считать, держа руку у подбородка, сколько раз мы широко открываем рот. Но тут нужно учитывать ещё и функциональную асимметрию головного мозга.

В психологии существует термин зрительно-моторная координация. Это согласованная работа глаз и руки. Для такого содружества необходимо, чтобы расположение зрительного, слухового и двигательного центров в коре головного мозга было классическим или традиционным. Напомню, что у правши эти центры находятся в левом полушарии, а у левши в правом. Но среди праворуких много таких, у которых наблюдается «скрытая леворукость», (термин, введённый А.Р.Лурия). Это те случаи, когда, например, ведущая рука и ведущее ухо правые, а ведущий глаз левый. Налицо перекрёстная, или порочная латерализация полушарий. Неправомерно требовать от школьника слаженной работы глаз и руки при таком рассогласовании. Он обязательно будет допускать ошибки на письме. При этом безразлично, пишет ли он буквы, цифры или просто перерисовывает фигурки по клеточкам. Предполагается, что ребёнок, поступающий в первый класс, должен уметь копировать, и специально отработкой этого умения школа занимается мало. Тогда как зрительно-моторная несоотнесённось будет отрицательно сказываться на учёбе очень долго. И задачу педагога я вижу в улучшении зрительно-моторной координации ребят. Игры из Приложения как раз и служит этой цели. Использовать в работе их могут учителя начальных классов, логопеды, психологи.