Урок русского языка. 2-й класс. "Правописание заглавной буквы в названиях рек, озер, морей, океанов"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Углубление знаний об именах собственных, закрепление знаний о правописании заглавной  буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся.
  • Воспитание познавательного интереса; любви к родному краю.

Оборудование: слова для деформированного предложения, тексты для чтения, наборы букв для составления названия рек, названия озер, фотографии с видами озер родного края.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Оформление тетради

II. Графическая минутка

1. Написание элемента «палочка с закруглением внизу», а также букв и, й, а, н, м.

2.  На доске слова: Риддер  Астана  Курчатов Семей Зыряновск.
– Запишите слова.
– Что объединяет эти слова? (Это названия городов)
– Докажите, что заглавная буква в словах  употреблена правильно. (Названия городов относятся к именам собственным)
– Какое слово здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее слово – Астана, т.к. оно начинается с гласной буквы, а также потому, что все остальные города находятся в Восточном Казахстане, а Астана – нет)
–  Название какого города можно было бы добавить? (Название нашего города – Усть-Каменогорск)
–  Запишите это название. С какой буквы записали слово?

3.  На доске предложение, но слова в предложении рассыпались. Восстановите порядок слов: в живем Восточном мы Казахстане.
–  Запишите предложение, обозначив орфограммы.
–  Какие орфограммы встретились в предложении?
–   Какие слова написали с заглавной буквы и почему? Что такое имена собственные?

III. Сообщение темы урока

– А сегодня на уроке вы узнаете, какие еще слова относятся к именам собственным, и научитесь их правильно писать.

IV. Наблюдение за именами собственными

– У вас на столах карточки. Прочитайте текст:

Мама подарила мне карту. Я учусь ей пользоваться. Я уже могу найти на карте реки Иртыш, Волгу, Днепр. Увидел, где находятся озёра Балхаш и Байкал. Нашел Чёрное море. Узнал, что самый большой океан – это Тихий. Именно в нём располагается остров Сахалин.

– Какие названия рек встретились в тексте? С какой буквы они написаны?
– Какие озера упоминались? Название какого моря и океана вы увидели?
–  Прочтите название острова.
–  Попробуйте сформулировать правило о том, какие еще слова относятся к именам собственным.
–  Прочитайте правило на с. 51

V. Закрепление изученного

1. – Сегодня мы записали предложение о том, что живем в Восточном Казахстане. Скажите, а в Восточном Казахстане есть реки и озера?
Составьте из предложенных  вашей группе  букв название реки, протекающей в  Восточном Казахстане. (работа в группах, дети составляют слова: Иртыш, Ульба, Уба, Курчум, Нарым, Бухтарма.)

–  Запишите ее название в первый столбик.  Запишите названия рек, которые составили другие группы. (дети записывают).  С какой буквы вы написали слова?

Физкультминутка

– А какие озера есть в Восточном Казахстане, вам расскажут ребята, которые приготовили сообщения. По ходу их рассказа вы будете записывать названия озер во второй столбик.(учитель после каждого сообщения вывешивает на доску карточку с названием озер)

Сообщение 1.    На территории Восточного Казахстана находится один из самых удивительных уголков страны — Маркакольский национальный заповедник. Жемчужиной этого края по праву называют озеро Маркаколь. Оно расположено во впадине между  хребтами Курчум и Азутау. Вода в Маркаколе пресная и очень мягкая. Но главное его богатство — это рыба ускуч . Живописные горы покрыты лесами, луга богаты травами, редкими лекарственными растениями

Сообщение 2. Озеро Алаколь

Алаколь (в переводе на русский «Пестрое озеро») — одно из красивейших озер Казахстана. Это соленое озеро. На его берегах много полуостровов, заливов, бухт. Озеро является лечебным, потому что богато лечебными грязями и минеральными солями.
В озере водится 8 видов рыб, а на необитаемом Птичьем острове можно наблюдать стаи фламинго и 40 других видов птиц. Птицы, летящие с севера на юг, останавливаются на отдых именно здесь. Это озеро  для птиц настоящий рай.  

Сообщение 3 Озеро Зайсан

Озеро Зайсан – огромный пресноводный водоем, богатый рыбой. В Зайсан впадает Черный Иртыш, а вытекает Иртыш.  Это места с экзотическими пустынными пейзажами. Зайсан является   заповедными рыбацкими угодьями, где еще сохранились большие щуки, где жирует судак, а на песчаных пляжах гоняют рыбу горбатые окуни.
Призайсанская впадина – уникальный природный объект с удивительным животным и растительным миром.

Сообщение 4. Озеро Сасыкколь

Озеро Сасыкколь (в переводе  «гнилое озеро») расположено на границе Талды –Курганской и Восточно-Казахстанской областей образовалось когда-то под действием землетрясения. Берега Сасыкколя низкие. Ветры над озером могут достигать скорости до 45 метров в секунду, а высота волн –двух метров.
В прибрежной зоне обитают различные виды птиц, а в зарослях тростника водятся кабаны, лисы, пятнистая кошка.
В водах Сасыкколя обитают промысловые рыбы.

Сообщение 5. Рахмановское озеро

Рахмановское озеро расположено в глубокой долине р.Арасанки. Вода озера красивого зеленовато-синего цвета, даже летом это озеро холодное, потому что оно находится высоко в горах и глубокое, а также притоком в него воды из холодных ключей. 
Дно озера покрыто бурым илом. На берегу песок, галька и крупные валуны. На берегу озера, на небольшой прибрежной площадке находятся теплые источники, которые носят название «Арасан» Эти источники имеют лечебное значение.

Сообщение 6. Озеро Дубыгалинское

Расположено у подножья северных склонов горы Дубыгалы.   Озеро занимает неглубокую котловину. Берега невысокие, но кое-где есть обрывы до 10 м высоты. Дно твердое, ил серого цвета. Вода слабосолоноватая, мягкая.
Вода пригодна для хозяйственных нужд. В озере водится линь, окунь, карась. Вьет гнезда водоплавающая птица, водится ондатра. В народе озеро называется «Окуньки»

– В Восточном Казахстане много и других озер (Бухтарминское, Маралье или Чабан-Бай,  Язовое, Черновое, Кемирколь, Айир, Аблайкитские(Сибинские) озера) Но о них всех мы не успеем поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними при дальнейшей учебе.

2.  Самостоятельная работа.

Выполняется упражнение 196 (фронтальная проверка).

– Названия каких морей и океанов встретились? Рек? Озер? 
– Какое правило вспомнили, когда писали эти названия?   

VI. Подведение итога урока

– Что нового узнали на уроке об именах собственных?  Названия каких озер родного края узнали и запомнили?

VII. Домашнее задание: № 199.