Цели:
- Углубление знаний об именах собственных, закрепление знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных.
- Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся.
- Воспитание познавательного интереса; любви к родному краю.
Оборудование: слова для деформированного предложения, тексты для чтения, наборы букв для составления названия рек, названия озер, фотографии с видами озер родного края.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Оформление тетради
II. Графическая минутка
1. Написание элемента «палочка с закруглением внизу», а также букв и, й, а, н, м.
2. На доске слова: Риддер
Астана Курчатов Семей Зыряновск.
– Запишите слова.
– Что объединяет эти слова? (Это названия
городов)
– Докажите, что заглавная буква в словах
употреблена правильно. (Названия городов
относятся к именам собственным)
– Какое слово здесь «лишнее» и почему? ( Лишнее
слово – Астана, т.к. оно начинается с гласной
буквы, а также потому, что все остальные города
находятся в Восточном Казахстане, а Астана – нет)
– Название какого города можно было бы
добавить? (Название нашего города –
Усть-Каменогорск)
– Запишите это название. С какой буквы
записали слово?
3. На доске предложение, но слова в
предложении рассыпались. Восстановите порядок
слов: в живем Восточном мы Казахстане.
– Запишите предложение, обозначив
орфограммы.
– Какие орфограммы встретились в
предложении?
– Какие слова написали с заглавной буквы и
почему? Что такое имена собственные?
III. Сообщение темы урока
– А сегодня на уроке вы узнаете, какие еще слова относятся к именам собственным, и научитесь их правильно писать.
IV. Наблюдение за именами собственными
– У вас на столах карточки. Прочитайте текст:
Мама подарила мне карту. Я учусь ей пользоваться. Я уже могу найти на карте реки Иртыш, Волгу, Днепр. Увидел, где находятся озёра Балхаш и Байкал. Нашел Чёрное море. Узнал, что самый большой океан – это Тихий. Именно в нём располагается остров Сахалин.
– Какие названия рек встретились в тексте? С
какой буквы они написаны?
– Какие озера упоминались? Название какого моря
и океана вы увидели?
– Прочтите название острова.
– Попробуйте сформулировать правило о том,
какие еще слова относятся к именам собственным.
– Прочитайте правило на с. 51
V. Закрепление изученного
1. – Сегодня мы записали предложение о
том, что живем в Восточном Казахстане. Скажите, а
в Восточном Казахстане есть реки и озера?
Составьте из предложенных вашей группе
букв название реки, протекающей в Восточном
Казахстане. (работа в группах, дети составляют
слова: Иртыш, Ульба, Уба, Курчум, Нарым, Бухтарма.)
– Запишите ее название в первый столбик. Запишите названия рек, которые составили другие группы. (дети записывают). С какой буквы вы написали слова?
Физкультминутка
– А какие озера есть в Восточном Казахстане, вам расскажут ребята, которые приготовили сообщения. По ходу их рассказа вы будете записывать названия озер во второй столбик.(учитель после каждого сообщения вывешивает на доску карточку с названием озер)
Сообщение 1. На территории Восточного Казахстана находится один из самых удивительных уголков страны — Маркакольский национальный заповедник. Жемчужиной этого края по праву называют озеро Маркаколь. Оно расположено во впадине между хребтами Курчум и Азутау. Вода в Маркаколе пресная и очень мягкая. Но главное его богатство — это рыба ускуч . Живописные горы покрыты лесами, луга богаты травами, редкими лекарственными растениями
Сообщение 2. Озеро Алаколь
Алаколь (в переводе на русский «Пестрое озеро»)
— одно из красивейших озер Казахстана. Это
соленое озеро. На его берегах много полуостровов,
заливов, бухт. Озеро является лечебным, потому
что богато лечебными грязями и минеральными
солями.
В озере водится 8 видов рыб, а на необитаемом
Птичьем острове можно наблюдать стаи фламинго и
40 других видов птиц. Птицы, летящие с севера на юг,
останавливаются на отдых именно здесь. Это
озеро для птиц настоящий рай.
Сообщение 3 Озеро Зайсан
Озеро Зайсан – огромный пресноводный водоем,
богатый рыбой. В Зайсан впадает Черный Иртыш, а
вытекает Иртыш. Это места с экзотическими
пустынными пейзажами. Зайсан является
заповедными рыбацкими угодьями, где еще
сохранились большие щуки, где жирует судак, а на
песчаных пляжах гоняют рыбу горбатые окуни.
Призайсанская впадина – уникальный природный
объект с удивительным животным и растительным
миром.
Сообщение 4. Озеро Сасыкколь
Озеро Сасыкколь (в переводе
«гнилое озеро») расположено на границе Талды
–Курганской и Восточно-Казахстанской областей
образовалось когда-то под действием
землетрясения. Берега Сасыкколя низкие. Ветры
над озером могут достигать скорости до 45 метров в
секунду, а высота волн –двух метров.
В прибрежной зоне обитают различные виды птиц, а
в зарослях тростника водятся кабаны, лисы,
пятнистая кошка.
В водах Сасыкколя обитают промысловые рыбы.
Сообщение 5. Рахмановское озеро
Рахмановское озеро расположено в глубокой
долине р.Арасанки. Вода озера красивого
зеленовато-синего цвета, даже летом это озеро
холодное, потому что оно находится высоко в горах
и глубокое, а также притоком в него воды из
холодных ключей.
Дно озера покрыто бурым илом. На берегу песок,
галька и крупные валуны. На берегу озера, на
небольшой прибрежной площадке находятся теплые
источники, которые носят название «Арасан» Эти
источники имеют лечебное значение.
Сообщение 6. Озеро Дубыгалинское
Расположено у подножья северных склонов горы
Дубыгалы. Озеро занимает неглубокую
котловину. Берега невысокие, но кое-где есть
обрывы до 10 м высоты. Дно твердое, ил серого цвета.
Вода слабосолоноватая, мягкая.
Вода пригодна для хозяйственных нужд. В озере
водится линь, окунь, карась. Вьет гнезда
водоплавающая птица, водится ондатра. В народе
озеро называется «Окуньки»
– В Восточном Казахстане много и других озер (Бухтарминское, Маралье или Чабан-Бай, Язовое, Черновое, Кемирколь, Айир, Аблайкитские(Сибинские) озера) Но о них всех мы не успеем поговорить на этом уроке, но обязательно познакомимся с ними при дальнейшей учебе.
2. Самостоятельная работа.
Выполняется упражнение 196 (фронтальная проверка).
– Названия каких морей и океанов встретились?
Рек? Озер?
– Какое правило вспомнили, когда писали эти
названия?
VI. Подведение итога урока
– Что нового узнали на уроке об именах собственных? Названия каких озер родного края узнали и запомнили?
VII. Домашнее задание: № 199.