Час занимательной математики – это коллективная форма организации внеклассной работы по математике в 5-6 классах, сходная с КВН, направленная в первую очередь на привитие интереса к математике у младших школьников. На подготовку таких занятий уходит совсем немного времени. Лучше такой час проводить в конце учебной четверти, когда чувствуется усталость ребят и им нужна своего рода разрядка. Привожу разработки двух таких занятий: по математике и по геометрии.
Час занимательной математике в шестом классе.
Подготовка к занятию:
Выбрать в классе команды по 6-8 человек.
Задания командам:
- Название команды, приветствие, эмблема.
- Пять встречных вопроса для соперника.
- Приготовиться к “Аукциону загадок”.
- Подготовить “живую” математическую газету для болельщиков.
- Один номер художественной самодеятельности.
Ход занятия
1. Выбрать жюри.
2. Ведущий:
Кем бы вы ни стали, после окончания школы, вам всегда будут нужны глубокие и широкие знания, хорошая память, сообразительность, настойчивость, аккуратность, наблюдательность, острый глазомер, фантазия, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать.
Наш сегодняшний, необычный урок можно назвать “комплексом” умственной гимнастики.
3. Идет представление команд друг другу.
Команды задают противнику по три вопроса (учитывается то, чтобы вопросы были не очень сложные, но оригинальные).
4. Конкурс первый.
Ребята, мы с вами прошли осевую симметрию.
Вопрос командам “Плюс” и “минус”.
Что будет в объединении фигуры, нарисованной на чертеже, и ей симметричной относительно оси а?
С завязанными глазами нарисовать фигуры, симметричные данным относительно прямой а.
5. “Аукцион загадок” - математических.
6. Конкурс второй.
Математическая эстафета.
На доске написано по 10 выражений. Нужно найти их значения. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее найдет все их значения.
-5-3 -3-4 -10+5 -18-12 -35,75+35,75 15:(-3)-2 5*(-3) -34,2+0 -40:(-10) -8:(-4) 0*(-15,75) -30*3 0:(-3) 0*(-40,011) -4:0 0: (-40) -3*(-5)-5 -5:0
7. Номер художественной самодеятельности.
8. Конкурс третий.
“Умеете ли вы считать до тридцати?”
На плакате нарисованы (или наклеены картинки) новогодние персонажи – кот, медведь, заяц, петух, лиса, дед Мороз.
Ребята из каждой команды по одному считают: первый кот, первый медведь, первый петух, второй кот, первая лиса и т.д. Выигрывает тот, кто без остановки сосчитает всех зверей.
9. Ведущий:
Ребята, на ваше имя поступило в школу письмо. Позвольте мне его прочесть. (Достает из большого красочного конверта с печатью).
“ О, наимудрейшие, юные математики!”
Я знаю, что вы любите старика Хоттабыча. Я вас тоже люблю и по этому дарю вам ценнейший напиток – напиток мудрости.
Человек, который отведает хотя бы глоток этого напитка, сможет убедиться, что он стал сообразительнее и, что теперь может справиться со многими трудными задачами. Но испробовать мой напиток имеет право только тот, кто ответит на следующие вопросы:
1). Три дачника пользуются одной лодкой. Они привязывают ее цепью, которую замыкают тремя разными замками. Это позволяет каждому дачнику, имея ключ только от одного замка в любой момент отвязать лодку и поехать кататься, не дожидаясь своих товарищей. Как дачники замыкали лодку?
2). В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (Десять).
3). На столе стоят шесть стаканов. Три из них пустые, а в трех налита вода. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руки разрешается только один стакан. (Надо перелить воду из второго стакана в пятый, и поставить пустой стакан на место).
4). Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, что первым очутится внизу? (Куб).
Кто правильно ответит, тот выпивает напитка Хоттабыча. (Сок, лимонад).
10. Конкурс четвертый.
Попробуйте найти все ошибки в примерах. Если вы управитесь с этой проблемой за две минуты, значит вы хорошо умеете сосредоточиться.
3+12=15 4+18=22 15+9=25 14+9=23 13+3=10 16-5=11 19+5=24 11+4=14 16-9=7 7+7=23 14-9=5 16+4=22 12-6=6 14-8=6 7+18=25 13-4=11 15-2=13 18-4=12 6+15=22 13-2=11 15+5=10 14+6=20 12-7=5 15-4=11 5+17=22 15-8=7 19-6=13 12-4=16 16+8=23 16+9=28 16+6=22 12-9=3 2+11=13 18-7=13 13-5=8 12+9=21 18-8=10 5+13=18 16-2=13 12+10=32
Ошибки подчеркните карандашом.
11. “Живая” математическая газета для болельщиков (команда “Плюс”)
(“Живая” математическая газета – это минутный рассказ участников команды о математиках и математике, шуточные, веселые вопросы по математике для болельщиков, при этом выходит вся команда с приготовленными яркими плакатами, которые сопровождают их рассказ и вопросы.)
12. Конкурс пятый.
Какая исчезла геометрическая фигура? (с помощью кодоскопа)
Показываю геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, угол, круг, отрезок, и т.д. Ученик отворачивается через 15 секунд, убираю 1-2 фигуры. Нужно определить какая фигура исчезла. (По очереди из каждой команды).
13. “Живая” математическая газета для болельщиков (команда “Минус”)
14. Конкурс шестой.
Всего 5 секунд внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведенном рисунке. Запомните их, когда закроем рисунок, сложите и запишите сумму. Теперь не открывая рисунка, скажите на каких фигурах какие числа были написаны. (В качестве фигур – квадраты, круги, треугольники, прямоугольники.)
Подводятся итоги.
Награждается команда победительница и самые активные ребята.
Час занимательной геометрии в 5-6 классах.
Программа геометрического часа.
- Аукцион “Угол”.
- ОТК (отдел технического контроля).
- Опыты с листом бумаги.
- Проверка глазомера.
- Художественная мастерская.
- Научные сказки.
- Эксперимент.
- Лавка “Фокус-покус”.
- Сюрприз!
Выбираются две команды. Программа часа занимательной геометрии вывешивается за неделю до занятия, командам дается два домашних задания: подготовиться к аукциону “Угол” и сочинить каждому члену команды научную сказку, оформив ее красочно.
Ход занятия
1. Выбирается жюри (нечетное количество) из учащихся старших классов.
2. Ведущий:
Дорогие друзья! Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилищи и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон одним из девизов своей школы провозгласил: “Не знающие геометрии не допускаются!” Было это примерно 2400 лет тому назад. Эти слова мы возьмем девизом и нашего праздника (они написаны на доске).
Сегодня мы встретимся с интересными головоломками и занимательными задачами, вашими спутниками будут наблюдения и опыт. От вас потребуется усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость. Успеха вам и победы в наших геометрических конкурсах!
3. Конкурс первый: “Аукцион”.
Ребята, назовите простейшие геометрические фигуры.
Так же как самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших геометрических фигур.
На аукцион выставляется набор треугольников. Каждая команда по очереди называет сведение по теме: “Угол”! По треугольнику получает та команда, которая последней назовет сведение об угле.
4. Конкурс второй: “ОТК”.
Командам предлагаются следующие задания:
1) Проверьте прямолинейность линейки. Дайте теоретическое обоснование метода, с помощью которого вы выполнили это задание.
2) Проверьте, является ли прямым угол чертежного угольника. Почему так?
5. Конкурс третий: “Опыты с листом бумаги”.
- У команд имеется несколько листов бумаги произвольной формы и по квадрату. Предлагаются следующие задания:
- Перегибанием листа бумаги получите прямой угол.
- Перегибанием листа бумаги получите угол в 45 и 135 градусов.
- Перегибанием листа бумаги получите прямоугольник.
- Возьмите квадрат, перегните его по диагоналям и разрежьте по линиям сгиба.
Сложите из получившихся фигур:
а) два квадрата;
б) прямоугольник;
в) треугольник;
г) четырёхугольник, не являющийся прямоугольником;
д) шестиугольник
6. Конкурс четвертый: “Проверка глазомера”.
Этот конкурс проводится с помощью кодоскопа. На экран проецируется несколько разных углов из прозрачной цветной пленки и предлагается всем членам команд на листочке написать их градусные величины. Затем с помощью прозрачного транспортира эти углы измеряются и рядом на листочке все участники со своим результатом записывают точный. Листочки сдаются в жюри для подведения итогов.
7. Конкурс пятый: “Художественная мастерская”.
В художественной мастерской команды встретил стенд, собранный из продукций знаменитых картин. Каждой команде предлагается выбрать понравившиеся ей репродукции. Вместе с ними они получают и геометрическое задание на обратной стороне открытки.
Примеры таких заданий:
- Участок с четырьмя кольцами, имеющий форму правильного треугольника, надо разделить на такие участки, чтобы они были одинаковы по форме, равны по площади и чтобы на каждом из них было по колодцу. Как это сделать?
- Как четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги, перечеркнуть девять точек, расположенных так, как показано на рисунке?
- Изображенный на открытке выпуклый четырехугольник разделить на шесть частей двумя прямыми.
- Сколько граней у шестигранного карандаша?
- Дан бумажный круг. Перегибанием бумаги найдите его центр.
- Сделайте в тетрадном листке разрез так, чтобы в образовавшуюся дыру можно было бы пролезть.
8. Конкурс шестой: “Научные сказки”.
Каждой команде предлагается прочитать по две, сочиненные ими сказки. Остальные передаются в жюри для подведения итогов домашнего конкурса.
Пример сказки, сочиненной Карповой Оксаной – 5д класс:
Смежные углы.
Жили в одном доме два угла. Они были не похожи друг на друга, потому что один был тупой, а другой острый. Звали их так: угол АОВ и угол СОВ. Их невозможно было разлучить, так как одна сторона у них была общая, а две другие, составляли прямую. Жили братья углы очень дружно, один никогда не покидал другого. Им очень хотелось придумать своему дому имя. Долго они думали и назвали свой дом в честь самих себя – “Смежные углы”.
9. Конкурс седьмой: “Эксперимент”.
Много полезного можно получить из экспериментов перегибанием листа бумаги.
Каждой команде дается задание:
1). Дан бумажный треугольник. Перегибанием (проведите) покажите все биссектрисы углов треугольника. Сделайте вывод.
(бумажные треугольники имеются у каждого участника игры)
Вывод: биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке.
2). Дан бумажный треугольник (остроугольный). Перегибанием покажите все высоты треугольника. Сделайте вывод.
Выводы: высоты треугольника пересекаются в одной точке.
10. Конкурс восьмой: лавка “Фокус-покус”.
У каждой команды несколько бумажных полосок примерно 30 см. в длину и 3 см. в ширину. У каждого участника по две полоски. Всем предлагается сделать опыт.
Склейте два кольца: одно простое и одно перекрученное. На каждом кольце возьмите по точке А. Представьте муравья, находящегося на поверхности кольца. Удастся ли муравью попасть на обратную, “изнаночную” сторону кольца, не переползая через край? Что вы получили?
Вывод: у перекрученного кольца имеется только одна сторона.
Ведущий говорит, что вы проделали опыт, который провел в середине прошлого века немецкий астроном и геометр Август Мебиус. И перекрученное кольцо в честь его называют листом Мебиуса.
11. Конкурс девятый: “Сюрприз!”
Ведущий: Друзья! К нам в гости прилетела геометрическая птичка Квадрик, в клюве которой вам письмо. (Птичка сделана из картона). Читает. Кто решит сегодня задачу, которую вам прислал Смекалкин, тот получит от него приз.
Задача о пауке и мухе.
На согнутом листе бумаги с одной стороны от линии сгиба сидит муха (М), а с другой - паук (П). Паук стремится как можно быстрее доползти до мухи. Как ему выбрать кратчайший путь? Помогите.
Праздник заканчивается подведением итогов и награждением победителей.