Информационные технологии при изучении электромагнитных колебаний

Разделы: Физика


В последние годы значительно снизилось количество часов на физику, а требования с введением ЕГЭ возросли. Приходится искать пути повышения качества обучения, увеличивать темп урока. Необходимо, чтобы с первой минуты урока учащиеся включились в учебную деятельность, чтобы у каждого ученика возникло желание познавать.

В течение последних шести лет работаю над осуществлением деятельностного подхода на уроках физики. Продумывала различные формы уроков, для того, чтобы каждый ученик на уроке был включен в учебную деятельность. Урок стараюсь разнообразить и совершенствовать с помощью компьютера. На всех этапах подготовки урока и его проведения организую индивидуальные и групповые формы работы учащихся с информационными и коммуникационными технологиями, а также общеклассные формы проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран с помощью мультимедийного проектора.

В случае выбора общеклассной формы проведения занятий использую различные библиотеки электронных наглядных пособий и созданные на их основе презентации по теме урока. Повышается качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц), сокращается время на повторение, организационный момент.

Урок изучения нового. Класс11

Цели:

  • образовательные – повторить знания учащихся о видах колебаний, способствовать развитию интереса к изучению физики; показать тождественность механических и электромагнитных колебаний. Познакомить с устройством генератора на транзисторе.
  • развивающие – в целях формирования научного мировоззрения подчеркнуть реальность и объективность существования электромагнитных колебаний; развивать интеллектуальные способности учащихся через формирование умения читать схемы, сравнивать, делать выводы; уметь излагать в доступной научной форме свои мысли; уметь выдвигать предположения, обобщать материал и представлять информацию в различных видах; развивать свой кругозор.
  • воспитательная – воспитывать умение преодолевать трудности, выслушивать оппонентов, отстаивать свою точку зрения, уважать окружающих.

Оформление доски: число и месяц (левый верхний угол доски), домашнее задание (на обратной стороне правой доски).

На экране: вопросы

План урока:

  1. Организационный момент 1-2мин.
  2. Постановка цели и повторение 5-6мин.
  3. Новый материал по учебнику и по слайдам.
  4. Повторение по слайдам и по учебнику.
  5. Рефлексия.

Оборудование

  1. Компьютер с проектором.
  2. Экран.
  3. Модель часов с маятником.

Пояснения.

Презентация

Урок начинаю с вопросов, которые высветились на экране и по мере ответов они исчезали. Таким образом, мы пришли к теме урока. Из большого количества вопросов к началу изучения темы они не знали ответ только на один вопрос. На самом деле по мере изучения мы ответили на множество вопросов, но это такой психологический момент настроя на изучение. На данном уроке я попыталась показать, как я учу ребят, используя опыт и знания предыдущих уроков, логически, используя аналогии получать новые знания. Мы рассматривали и прослеживали тождественность между механическими и электрическими колебаниями. Замечательна тождественность общего характера процессов различной природы. И эта тождественность, как мы видели, сильно облегчает изучение колебаний.

На экране: вопросы.

Приложение №1

Учитель: Прочитайте вопросы. На какие вопросы вы можете ответить?

Вопросы:

  • Какие виды механических колебаний вам известны?
  • Какие условия необходимы для возникновения свободных колебаний?
  • Какие колебания называются вынужденными?
  • Какие колебания называются автоколебаниями?
  • Какие колебания называются электрическими?
  • Где образуются свободные электрические колебания?
  • Почему колебания в колебательном контуре затухают?
  • При каком условии колебания будут незатухающими? Приведите пример.
  • Назовите основные элементы автоколебательной системы
  • Как устроен генератор высокочастотных электромагнитных колебаний?

Учащиеся постепенно отвечают на вопросы.

Учитель: Из большого количества вопросов к началу изучения темы они не знали ответ только на один вопрос. Таким образом, мы пришли к теме урока: Генератор высокочастотных электромагнитных колебаний.

На экране появляется сначала тема, а затем блок-схема автоколебательной системы.

Подумайте, какие устройства могут послужить в качестве элементов данной блок схемы для создания механических автоколебаний.

Учитель: Рассмотрите блок-схему автоколебательной системы. Подумайте, какие устройства могут послужить в качестве элементов данной блок схемы для создания электромагнитных автоколебаний.

По мере обсуждения постепенно на экране появляются элементы схемы, затем и вся схема генератора на транзисторе.

Учитель: А теперь посмотрите на вопросы на экране. На какой вопрос вы могли бы дать ответ? Какие вопросы вызывают у вас затруднение?

Приложение №2

Вопросы:

  • Сравните рисунок 2.30 стр. 94 с рисунком на экране
  • Чем отличаются схемы генераторов? Что общего?
  • Отчего зависит амплитуда автоколебаний?
  • От чего зависит частота в автоколебательной системе?
  • Где применяются генераторы на транзисторе?
  • В чем преимущества и недостатки таких генераторов?

Домашнее задание: записать назначение элементов схемы генератора на транзисторе (таблица на экране) стр. 95 учебника

Элементы схемы Назначение
Колебательный контур  
Источник тока  
Транзистор  
Катушка Lсв  

Рефлексия.

Ответьте на вопросы.

На все и вопросы, поставленные в начале урока, вы нашли для себя ответ?  
Как вы оцениваете свою работу на уроке?  

Подведение итогов.

Список используемой литературы:

  1. И.Я.Ланина. “100 игр по физике”.- М. “Просвещение”,1995.
  2. Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков “Физика” Колебания и волны. Учебник 11 класс Учебник для углубленного изучения физики.М., “Дрофа”, 2002.