Цели и задачи урока:
- продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
- способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
- синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
- совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
- прививать любовь к чтению.
Оборудование урока:
- портрет писателя К.Д. Ушинского;
- выставка книг писателя;
- оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
- папки по чтению;
- индивидуальные задания;
- компьютер, магнитофон;
- календарь настроений.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).
II. Проверка домашнего задания.
(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” - пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).
Учитель:
- Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.
Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).
Учитель:
- Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.
А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.
Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.
Учитель:
- А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.
Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).
Истина – ложь. (1-0)
- Два козлика встретились на тропинке – 0
- Мужик вез дрова – 0
- Девочка взяла у брата юлу – 1
- Козлики пошли вместе гулять – 0
- Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” - 1
- Сено – сухая трава – 1
- В рассказе о детях герои – два брата – 0
Проверка работы (ответ) 0010110.
А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).
Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).
Лист 1.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?
Вот дуб и говорит: ….
Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.
Лист 2.
Я всем деревам царь.
Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.
Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою...
Лист 3.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.
Лист 4.
Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Лист 5.
Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.
Предположения учеников.
Лист 6.
Погодите, - говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.
Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.
Определяем жанр произведения.
Работа с текстом.
Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.
Начало Основная часть Концовка Лист 1 Листы 2,3,4,5,6 ?
Учитель.
Почему автор не сочинил окончание (ответы уч-ся).
Работа в группах – придумать свой конец рассказа. (По одному человеку от каждой группы заслушать).
III. Итог урока.
Подведем итог урока. Какие проблемы решали. Чему научились.
Отметки. Спасибо за активную работу.