1. Организация кружковой работы в школе.
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.
По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.
С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную и внеклассную работу по предмету.
Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся 5 класса проходила интересно выполняю следующие требования:
- Систематичность в работе;
- Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;
- Организация соревнования в процессе кружковых занятий;
- Изготовление учащимися различных форм пособий;
- Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.
Цели работы кружка
- Повышение уровня математического мышления;
- Углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по предмету;
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
- Формирование познавательного интереса
- Организация досуга учащихся
Игровые формы проведения кружковых занятий
Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.
Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, Математический турнир.
Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.
Виды деятельности на занятиях кружка
- Дети решают много задач повышенной сложности, олимпиадные задачи. Эти задачи развивают логическое мышление “тренируют ум”.
Итогом работы по решению задач повышенной сложности является школьная олимпиада, участие в международном конкурсе “Кенгуру – математика для всех” (2007 год, Вильгельм Э. 6 класс 67 баллов, 1 место в школе, 1 место в районе, 159 место в регионе; 93,99%).
– Средний школьный возраст – самый творческий. Ребята любят резать, рисовать клеить. Их руками изготовлено математическое лото “десятичные дроби”, наглядные пособия по теме “симметрия”, изделия из бумаги (оригами). Все поделки хранятся в кабинете до отчета кружка.
- Каждое занятие кружка начинается с устного счета, где ребята учатся новым приемам рационального вычисления. Практика показала, что велика эффективность использования исторических сведений. Это вызывает у учащихся большой интерес. Ребята готовят биографические миниатюры великих математиков, узнают об их вклады в развитие математики. Итогом является викторина “Знаешь ли ты математиков”.
- Ежегодно члены кружка принимают активное участие в конкурсах: “Лучший кроссвордист”, плакатов “Занимательная математика”, в интеллектуальном марафоне. Все эти мероприятия входят в Фестиваль школьных наук.
- Такие страницы как “Стихотворная”, “Занимательная”, “Юмористическая”, “Поэтическая” придают занятию окраску и занимательность.
В конце года члены кружка готовят отчет на который приглашают учителей и родителей.
Отчет проходит в виде праздника. Оформление кабинета: на доске плакат “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий”. На стене – газета “Юный математик”. На столах – выставки творческих работ учащихся за год по темам: “Симметрия”, “Координатная плоскость”, “Оригами”, а также кроссворды, задачи – схемы.
Под звуки музыки члены кружка открывают праздник, ребята рассказывают в стихотворной форме кратко о том, что они узнали на занятиях в течении года. Звучат авторские стихи, выдержки из сочинений “За что я люблю математику”, “Математика в жизни человека”. Идет демонстрация складывания фигур из бумаги – результат изучения темы “Оригами”, все присутствующие слушают исторические легенды о созвездиях, демонстрируются практические работы по теме “Астрономия на координатной плоскости”.
Вторая часть вечера это КВН между командами “Радиус” и “Фигура”. Очень интересно и увлекательно проходят домашние задания – инсценирование сказки “Истина всегда торжествует, пьеса среднее арифметическое. В заключение праздника – подведение итогов, награждение, и, конечно же, сладкий приз – всеми любимый торт к чаю.
2. Поисково-исследовательская деятельность по математике.
Сотрудничество учителя и учащихся предполагает не только работу кружка, организацию и проведение интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей учащихся, но и индивидуальную и групповую работу.
Уже к 7 классу выявляю, у учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень. Таких детей немного и все они становятся членами школьного научного общества “эврика”.
Цели поиско-исследовательской деятельности:
- Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью
- Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
- Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.
- Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы.
- Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Работаю с учащимися поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия.
Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъект- субъектных отношений помогает мне уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый.
Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Самая интересная работа, по словам моих “юных исследователей” – это сбор материала, работа в архивах, библиотеках, общение с людьми, практические опыты.
Уровень сотрудничества учитель-ученик – это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися.
Оформление выполненных исследований доставляют большое удовольствие ребятам. Когда трудный путь исследования закончен, они приступают к оформлению своих работ в кабинете информатики или в домашней обстановке. Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практиеская конференция в школе, на которую приглашаются учителя и учащиеся, не являющиеся членами НОУ “Эврика”. Определяются победители, идет награждение и рекомендация на районную конференцию.
Ежегодно мои юные исследователи выступают на школьной научно-практической конференции с докладами и проектами: “Число Пи”, “Система мер”, “Теорема Пифагора”, “Числа”, “Экология в цифрах и задачах”, “Математические мотивы в художественной литературе”, проект “Портрет моего класса” и др.
Ученик 10 класса Деревянко Юра совместно с ведущим специалистом МО “Одесский район” по природным ресурсам и охране окружающей среды Вишневским С.А. изучил экологическую обстановку в Одесском районе. “В работе Деревянко Ю. “Экология в цифрах и задачах представлен большой класс математических задач, в условия которых входят проблемы экологии, что невольно заставляет решающего задуматься над этим вопросом. Учеником грамотно проведен анализ состояния природной среды в Одесском районе, построены диаграммы факторов, негативно влияющих на окружающий мир. Работа очень интересная и увлекательная, рекомендуется к использованию на уроках алгебры и факультативных занятиях по математике”, – такой отзыв был дан Р.Ю. Симанчевым – председателем экспертной комиссии ХХХ научно-практической конференцией Омской области.
Результаты:
2005 г. – 2 место в научно-практической конференции
2006г. – участник ХХХ научно-практической областной конференции
2007г. – участник фестиваля творческих и исследовательских работ “Портфолио” г. Москва (диплом).
Отличную оценку за свою работу “Математические мотивы в художественной литературе” получила ученица 11 класса Чайко Юлия.
2005г. – 1 место в школьной научно-практической конференции
2006г. – 1 место в районной научно-практической конференции
2007г. – участник ХХХ научно-практической конференции Омской области
2007г – лучшая работа в секции “математика” в Томской сетевой региональной научной конференции. (диплом).
2007г – участник конкурса творческих и исследовательских работ “Портфолио” г. Москва (диплом).
Эти ребята не могли ограничиться одним годом, и шаг за шагом ,продолжая свои исследования, пополняя свой багаж знаний добились определенного успеха. Обе работы занесены в сборник творческих и исследовательских работ “Портфолио” и записаны на диски.
Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
- учебно-познавательная (знание и умение организации целе- полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)
- информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)
- коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя и т.д.).
- компетенция личностного самосовершенствования и др.