Заключительный урок по геометрии в 8-м классе по теме "Четырехугольники" "Парад четырехугольников"

Разделы: Математика


Тема урока: «Парад четырехугольников».

Цель урока:

  • систематизация знаний учащихся по теме, совершенствование навыков решения задач;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, вести исследовательскую работу;
  • привитие интереса к предмету, воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: учебники «Геометрия 7-9 кл.» Атанасян А.С., таблицы, эмблемы и атрибутика у команд, стенд с кроссвордами, карточки с заданиями на разрезание и составление фигур («Мозаика»), карточки с задачами, бумага, ручки, линейки, ножницы, мел, доска, фигуры четырехугольников, магниты.

Подготовка к уроку.

Класс делится на 5 команд по числу изучаемых в 8 классе четырехугольников. Каждая команда получает название: «Параллелограмм», «Прямоугольник», «Ромб», «Квадрат» и «Трапеция».
Каждая команда готовит свою атрибутику, свой эпиграф к выступлению, составляет кроссворд, готовит теоретический материал по всей теме и особенно тщательно то, что касается их фигуры, решает задачи (их 25). Задачи даются заранее (за неделю), вывешиваются на стенде. Решение задач сдается учителю перед заключительным уроком. Приглашается жюри, в которое войдут учителя математики школы и учащиеся 10-го класса.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Учитель говорит о важности темы в процессе изучения геометрии, о том, как будет проходить урок, как будет оцениваться каждый ученик и в целом вся команда.

II. Глашатай

Ой, ты гой еси, весь честной народ, собирайтесь добры молодцы да красны девицы, в школьных кельях ученые, презамученные. Нынче в царстве – государстве Петра-Дубравская школа – зрелище невиданное – урок открытый по геометрии.
Приходите к нам, будем рады всем!
Надевайте наряды парчовые, сапоги да туфли сафьяновые, захватите настроение приподнятое, веселье да задор доброжелательные.
Ну а наше жюри – бояре думные – оценят ваши мысли умные, дадут наставления мудрые и оценку поставят объективную.

III. Ведущий

Как во той-то во сторонушке математической по прозванью Петра-Дубрава-то, как в великом царстве – государстве геометрическом – Петра-Дубравская средняя школа, как в большом-то семействе многоугольников жил да был вельможа, по прозванью «Параллелограмм». Господин очень важный и довольный собой, т.к. свойства имел превосходные! А как стороны-то его противоположные – равны и параллельны, да и углы-то противоположные тоже равные, диагонали-то делят его на два равных треугольника и сами-то пересекаются в одной точке и делятся-то этой точкой пополам! И свита-то у него была под стать ему!!
И жила-поживала вместе с ним мирно и преспокойно его сестра родная – «Трапеция», мягкая, добрая и терпеливая! Две противоположные-то ее стороны параллельны, а две другие не параллельны. И равняли ее и поправляли ее: и становилась она то равнобедренной, то прямоугольной-то. И поясом-то красивым подпоясывалась. Назывался этот пояс – средней линией. Не спорила она с братцем – подчинялась ему, ведь была она нрава кроткого, да и одинокая, безропотная.
А у «Параллелограмма»-то было три сына – три молодца-красавца. Старший «Прямоугольник» – важный и довольный (как папа) с четырьмя прямыми углами. Зная «цену» себе в жизни – очень заносчив был. Средний – «Ромб» с четырьмя равными сторонами – задиристый и «колючий». Ну а младшенький «Квадрат» - веселый, озорной и, как колобок, увертливый – с равными сторонами и углами.
Получили они в наследство от отца свойства важные и превосходные, но стали и свои свойства иметь – особые: так у «Прямоугольника» выровнялись диагонали, у «Ромба» они не выровнялись, но стали взаимно-перпендикулярными, да и углы-то они стали пополам делить! Ну а «Квадратику» достались все свойства отца своего и братьев старших.
Жили они счастливо, весело и радостно. Задачи решали, кроссворды придумывали и отгадывали, загадки загадывали, песни и стихи сочиняли.

IV. Учитель. А теперь посмотрим и послушаем, как все четырехугольники о себе и своих свойствах расскажут. Слово предоставляется команде «Параллелограмм». (Члены других команд внимательно слушают, готовят замечания и вопросы.)

V. Команда «Параллелограмм». Их одежда: строгий черный костюм – тройка, черный галстук, на голове шапка «Магистра наук».

Эпиграф.

1. Мы «Параллелограммы» –
Важная фигура!
Достоинством и честью одарены,
Ведь у нас четыре стороны,
А противоположные из них
Попарно параллельны и равны.

2. Особая есть точка в нас –
Диагоналей пересеченья –
Так в ней диагонали пополам делятся
И центром симметрии он называется.

Капитан.

3. Я – Параллелограмм!
Хоть стороны мои попарно и равны и параллельны
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам.

Капитан. Послушайте о нас

  1. Капитан дает точное определение параллелограмма;
  2. 2 ученик рассказывает 1 свойство параллелограмма;
  3. 3 ученик рассказывает 2 свойство параллелограмма;
  4. 4 и 5 ученики рассказывают признаки параллелограмма. (Доказательство признаков предлагается команде «Квадрат» во время их выступления).

Учитель: Какие вопросы будут к команде «Параллелограмм»? Какие замечания?

VI. Учитель. Команда «Прямоугольник».

Эпиграф.

1. В жизни нет важней фигуры!
Прямоугольник всюду есть.
С ним любые процедуры
Угол равен, ему – честь!

2. Дом и Стол, тетрадь и книжка
Прямоугольника пример…
Без фигуры этой – крышка!
Не построишь – мерь, не мерь!

(Выступление команды по тому же плану, что и команда «Параллелограмм»).

VII. Учитель. А теперь немного отдохнем. Задание на преобразование фигур. Даются конверты с заданиями и четырехугольниками.

В конвертах:

1) параллелограмм;
2) прямоугольник;
3) ромб;
4) квадрат;
5) трапеция равнобедренная.

Задание: Одним разрезом нужно переделать доставшийся четырехугольник в другой равновеликий ему:

  • параллелограмм – в прямоугольник;
  • прямоугольник – в параллелограмм;
  • ромб в прямоугольник или параллелограмм;
  • квадрат в параллелограмм;
  • трапецию в прямоугольник.

Вновь составленные фигуры прикрепляются к магнитной доске магнитами. Выводы делаются жюри.

VIII. Учитель. Команда «Ромб».

Эпиграф.

1. Ромбики – солдатики,
Дружны, словно братики.
Диагонали хоть не равны,
Но зато перпендикулярны.

2. Мы фигурою гордимся,
И повсюду мы годны:
Мы в значках, и мы в медалях –
Этим очень мы горды!

(Выступление команды по тому же плану, что и предыдущих команд).

IX. Учитель. Команда «Квадрат».

Эпиграф.

1. Мы, квадраты, всем забавны:
Углы и стороны у нас равны.
Диагонали таковы же
Пополам углы делят они же!

2. Нет красивее фигуры!
Поверни нас хоть куда –
Вокруг своей оси верчусь я
И любуюсь на себя!

Определение, свойства квадрата говорят члены команды. А потом кто-то из членов команды доказывает один из признаков параллелограмма.

X. Учитель. Команда «Трапеция».

Эпиграф – частушки.

Озорные мы девчата
Всем рассказывать начнем,
Что красивее трапеций
Мы фигуры не найдем!

У трапеций-то у наших
Параллельны стороны
Ну а две другие вовсе
Ну не параллельные!

Подпоясались мы лентой –
Средней линией зовем.
Свойство мы ее все знаем
И сейчас о нем споем.

Середины двух сторон
Она соединяет,
А другим двум параллельна –
Это каждый знает.

Ты сложи-ка основанья,
Раздели их пополам…
Вопреки всем упованьям
Среднюю линию даст нам.

(Выступление команды по тому же плану).

XI. Учитель: «А теперь посмотрим, как команды готовы к решению задач».

Капитаны выходят к столу, вытягивают карточку с задачей и команда решает ее. Время ограничено (5-7 мин.) Текст задач прилагается. Решение задач отдается в жюри.

XII. «Экспресс-викторина»

  1. Что называется ромбом?
  2. Если один из углов параллелограмма равен 70о, чему равны другие углы? (110о, 70о, 110о)
  3. Чем отличается прямоугольник от параллелограмма? (Углы по 90о)
  4. Одна из сторон ромба равна 5 см. чему равен его периметр? (20 см.)
  5. Квадрат – … (закончить фразу)
  6. Одна сторона прямоугольника 3 см., другая в 2 раза больше. Чему равен периметр прямоугольника и его площадь? (18 см. и 18 см2.)
  7. В ромбе один из углов его 100о. Чему равен угол между его диагоналями? (90о)
  8. Какая фигура называется параллелограммом?
  9. Существует ли в прямоугольнике точка, равноудаленная и от сторон, и от его вершин? (Да, точка пересечения диагоналей)
  10. В чем сходство ромба и прямоугольника?
  11. У ромба и квадрата равны стороны. У какой фигуры больше периметр? А площадь? (Периметр одинаков, площадь квадрата больше площади ромба)
  12. В чем отличие ромба от прямоугольника?
  13. Если у трапеции два прямых угла, а третий равен 60о, чему равен четвертый угол? (120о)
  14. Как называется трапеция, у которой две боковые стороны равны?
  15. У прямоугольника одна диагональ 10 см. Чему равна половина второй диагонали? (5 см.)
  16. Сколько осей симметрии у 1) параллелограмма; 2) прямоугольника; 3) ромба; 4) квадрата; 5) равнобедренной трапеции? (1) – нет; 2) 2; 3) 2; 4) 4; 5) 1. )
  17. Есть ли центр симметрии у каждой из этих фигур?
  18. В ромбе один из углов равен 60о. Что можно сказать о его меньшей диагонали? (Равна меньшей стороне)
  19. Чем отличается квадрат от ромба?
  20. Чем отличается квадрат от прямоугольника?

XIII. Заключение:

  • Выводы по уроку;
  • Оценки;
  • Мнение жюри.

Задачи к уроку «Парад четырехугольников»

  • Найти углы параллелограмма, если один из них больше другого в 3 раза.
  • В параллелограмме ABCD проведена биссектриса угла С, пересекающая AD в точке M. Определить отрезки AM и MD, если CD = 10 см. и AD = 17 см.
  • Стороны параллелограмма равны 8 см. и 3 см.; биссектрисы двух углов параллелограмма, прилегающих к большей стороне, делят противолежащую сторону на 3 части. Найти каждую из них.
  • В параллелограмме ABCD через точку пересечения диагоналей проведена прямая, которая отсекает на сторонах BC и AD отрезки BE = 2 м. и AF = 2,8 м. Определите стороны BC и AD.

  • Середины E и F параллельных сторон BC и AD параллелограмма ABCD соединены отрезками с D и B. Доказать, что четырехугольник BEDF – параллелограмм.
  • В параллелограмме разность двух сторон 3 дм., а периметр его 26 дм. Найти его стороны.
  • меньшая сторона параллелограмма равна 4 см. Биссектрисы углов, прилежащих к большей стороне, пересекаются в точке, лежащей на противолежащей стороне. Найдите периметр параллелограмма.
  • В прямоугольнике диагональ образует со стороной угол, равный 36о. Определить угол между диагоналями, обращенный к меньшей стороне.
  • Стороны прямоугольника относятся между собой, как 1:5. Найти их, если периметр прямоугольника равен 36 см.
  • Доказать, что любой прямоугольник делится диагоналями на 4 равнобедренных треугольника, попарно равных между собой.
  • Большой угол между диагоналями прямоугольника равен 110о. Найдите углы между диагональю и стороной прямоугольника.
  • Найти периметр прямоугольника, если его большая сторона равна 15 см., диагональ 20 см., а угол между диагональю и стороной прямоугольника равен 60о.
  • В ромбе одна из диагоналей равна стороне. Определить углы ромба.
  • Определить углы ромба, если один из них в 4 раза больше другого.
  • В ромбе ABCD биссектриса угла BAC пересекает сторону BC в точке M, а диагональ BD в точке N. Найдите угол ANB, угол AMC = 120о.
  • Диагонали ромба KMNP пересекаются в точке О. найдите углы треугольника КОМ, если угол MNP = 80о.
  • Найдите периметр ромба ABCD, если угол В = 120о, а диагональ BD равна 8 см.
  • Дан квадрат, сторона которого 10 дм., диагональ его служит стороной другого квадрата. Найти диагональ последнего.
  • В равнобедренной трапеции большее основание равно 2,7 м., боковая сторона равна 1 м., угол между ними 60о. Определить меньшее основание.
  • В равнобедренной трапеции большее основание равно 2,7 м., боковая сторона равна 1 м., угол между ними 60о. Определить меньшее основание.
  • В прямоугольной трапеции меньшая боковая сторона 12 дм., а меньший острый угол 30о. Найдите большую боковую сторону.
  • В трапеции ABCD периметр равен 44 см., боковые стороны равны 10 см. и 12 см. Найдите среднюю линию трапеции.
  • В равнобедренной трапеции боковые стороны равны по 10 см., большее основание 16 см., а угол при большем основании 60о. Найдите меньшее основание.
  • Найти среднюю линию трапеции, если ее основания равны 6 см. и 9 см.
  • В прямоугольной трапеции меньшая боковая сторона 12 см., меньшее основание 7 см., а один из углов трапеции 135о. Найдите ее большее основание.

Приложение