Цели мероприятия:
- расширение знаний о Пушкине, лицейском периоде его жизни;
- пропаганда творчества поэта;
- сотворчество учителей и учащихся;
- расширение предметных связей.
Оборудование: портреты Пушкина, его родителей, таблички с фамилиями лицейских друзей поэта, магнитная доска, свечи.
Звучит музыка. Затем исполнитель встает из-за пианино и читает стихотворение.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?Встречали вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали ль вы?Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
Ведущий: Когда в мир приходит осень,
когда желтые листья начинают кружить в воздухе,
мы зажигаем свечи, открываем любимый томик
стихотворений Пушкина и молчим. Мы вспоминаем
великого поэта, вспоминаем его друзей, мысленно
оказываемся в тех местах, где любил бывать и
бывал Пушкин.
Итак, Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837).
Ведущий записывает даты на доске.
Ведущий: А собрались мы сегодня здесь,
чтобы вспомнить великую дату 19 октября –
годовщину Лицея, который подарил миру великое
братство друзей-единомышленников.
Лицей открылся 19 октября 1811 года и располагался в
Царском Селе, под Петербургом, в одном из
флигелей Екатерининского дворца. Там Пушкин
познакомился с несколькими сверстниками,
будущими своими друзьями. Давайте вспомним их
имена.
ТАБЛИЧКИ:
Антон Дельвиг
Иван Пущин
Вильгельм Кюхельбекер
Николай Корсаков
Федор Матюшкин
Горчаков
Таблички прикрепляются учениками к доске по ходу рассказа.
Первый учащийся: Пущин выделялся прежде всего великой искренностью и простотой. У него было чудесное, открытое сердце. С Пушкиным у него не было и самого маленького недоразумения. Жанно – так звали Пущина товарищи.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье,
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Второй учащийся: Первым из лицеистов стал печатать свои стихи Антон Дельвиг. Он был толст, очень неуклюж и ленив.
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Третий учащийся: Вильгельм Кюхельбекер впоследствии примкнет к декабристам. Его сошлют в Сибирь, где он закончит свои дни. А пока долговязого, нескладного, всегда стесняющегося Вильгельма друзья ласково зовут Кюхля.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! И уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат по музе, по судьбам?
Четвертый учащийся: Пушкин с большой теплотой вспоминал о своем товарище Матюшкине, который избрал себе необычный путь жизни: он тотчас после окончания курса наук отправился в кругосветное плавание, да так и остался путешественником-мореплавателем.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный,
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь! С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ведущий: В Лицее были строгие порядки / рассказать, когда вставали лицеисты, какие учебные предметы изучали/
Пятый учащийся: На каникулы лицеистов не отпускали. Свидания с родителями разрешались, но Пушкины не имели возможности навещать сына. Денежные дела их были весьма плачевны. Сергей Львович Пушкин был майор в отставке. Он тонко объяснялся по-французски, знал все новые французские романы, питал интерес к отечественной словесности. Отец поэта был великолепным чтецом, а маленький Пушкин – благодарным его слушателем. Деньги в руках Сергея Львовича, однако, не держались, и Пушкины постоянно меняли квартиры в поисках дешевого жилья.
Шестой учащийся: Надежда Осиповна, мать поэта, была существом необыкновенным. В обществе ее звали прекрасная креолка или прекрасная африканка, поскольку она была внучкою арапа, камердинера Петра Великого. Надежда Осиповна имела переменчивый характер. Могла целыми днями бесцельно бродить по дому, могла вдруг начать переставлять мебель. Она то не замечала детей в доме, то принималась за их воспитание.
Седьмой учащийся: Недостаток родительского внимания возмещали учителя. Пушкин был благодарен им. И эта благодарность – в его стихотворениях.
Другой пускай поет героев и войну,
Я скромно возлюбил живую тишину,
И, чуждый призраку блистательному славы,
Вам, Царского Села прекрасные дубравы,
Отныне посвятил безвестный музы друг
И песни мирные и сладостный досуг.
Ведущий: Каждой годовщине 19 октября Пушкин посвящал свое творение. Читая строки пушкинских произведений, мы чувствуем радость и горе, мы любим и отчаиваемся вместе с поэтом, мы разлучаемся и вновь надеемся на встречу.
«Погасло дневное светило…»
Ведущий: Пушкин – поэт надежды. На лучшее, на светлое, на доброе. Все мы помним картину Репина «Пушкин на лицейском экзамене» / рассказ о картине/.
Ученик:
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Ведущий: Летом 1817 года Пушкин заканчивает Лицей. В последний раз лицеисты, соединив руки, прошли шеренгой по старинным аллеям парка. Давайте и мы возьмемся за руки в знак уважения лицейского братства.
«Друзья мои, прекрасен наш союз…» (чтение учащимся отрывка)
Ведущий: Прощай, пруд с белыми лебедями! Прощай, комната №14! Прощай, детство! Впереди была взрослая жизнь.
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
Затем учащимся предлагается конкурсная программа. Участвовать могут две-три команды. Заранее выдаются ручки и листы бумаги.
1. Разминка
За каждый правильный ответ дается 1 балл. Вопросы задаются командам поочередно.
- Когда родился Пушкин? (6 июня 1799 г.)
- Были ли у Пушкина братья и сестры? Назовите их имена. (Лев, Ольга)
- Кто отвез Пушкина в Лицей? (Дядя – Василий Львович Пушкин)
- Сколько было лет поэту, когда впервые опубликовали его стихотворение? (15 лет, стихотворение «К другу стихотворцу»)
- Как называлось стихотворение, которое прочитал Пушкин на экзамене в Лицее 8 января 1815 г.? («Воспоминания о Царском Селе»)
- Где похоронен Пушкин? (Псковская область, Святогорский монастырь)
- Кому принадлежат слова, сказанные о Пушкине: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (Жуковский)
- Назовите фамилии любимых лицейских учителей Пушкина? (Куницын, Малиновский, Кошанский, Будри, Галич, Энгельгард)
- Он взял смертельно раненного Пушкина на руки и, горько плача, понес его по лестнице. Грустно тебе нести меня? – спросил у него Пушкин. О ком идет речь? (Дядька – Никита Козлов)
2. Знатоки сказок
Командам предлагается записать на листе бумаги названия сказок Пушкина. На этот конкурс отводится 3 минуты. За каждую верно названную сказку дается 1 балл.
– Итак, назовите сказки Пушкина. (Перу Пушкина принадлежит 7 сказок: «Жених», «Сказка о попе…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о царе Салтане…».)
Болельщики могут принимать участие. Если у команды не названа сказка, то за дополнение болельщиков – 0,5 балла.
3. Эрудит
– Вспомните полное название «Сказки о царе Салтане…» Запишите название на листе. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4. Конкурс чтецов
Предлагается болельщикам поддержать команду: прочитать внепрограммное стихотворение. Максимальная оценка – 5 баллов.
5. Откуда эти строки?
По 1 баллу за правильно названное произведение. Спрашивать того, кто быстрее поднимет руку. Если ответ неправильный, две другие команды получают возможность ответить.
Люблю тебя, Петра творенье… (« Медный всадник»)
Скажи мне, кудесник, любимец богов … («Песнь о вещем Олеге»)
Вся комната янтарным блеском озарена,
Волшебным треском трещит затопленная печь. («Зимнее утро»)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя. («Зимний вечер»)В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал,
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго… («Руслан и Людмила»)Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась. («Сказка о рыбаке и рыбке»)Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане»)Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она. («Зимнее утро»)Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала». («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. Конкурс капитанов
Каждому капитану предлагается карта с вариантами ответов и набор карточек с цифрами 1, 2, 3. Услышав вопрос, капитан поднимает карточку с номером выбранного ответа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
КАРТА
1.
1) Москва
2) Санкт-Петербург
3) одно из родовых имений
2.
1) Арина Прокофьевна
2) Анна Родионовна
3) Арина Родионовна
3.
1) няне
2) жене
3) матери
4.
1) Дельвиг
2) Пущин
3) Кюхельбекер
5.
1) Михайловское
2) Кишинев
3) Болдино
6.
1) родителям
2) жене
3) учителям
Вопросы:
1. Где родился Пушкин?
2. Как звали няню поэта?
3. Кому посвящены строки « Подруга дней моих
суровых»?
4. Назовите фамилию лицеиста, чье прозвище звучит
Жанно?
5. Где написано стихотворение « Узник»?
6. Кому Пушкин не посвятил ни одной стихотворной
строчки?
7. Допиши строку
За каждую верно написанную строчку дается 1 балл. Время конкурса ограничивается. Командам предлагаются листы с рифмами.
……………………………………………….успела,
…………………………………………….....заскрипела,
……………………………………………….царь,
……………………………………………… государь.
……………………………………………….разговора
……………………………………………….забора;
……………………………………………….по сему
……………………………………………….ему.
……………………………………………….девица,-
……………………………………………….царица
……………………………………………….богатыря
……………………………………………….сентября.
……………………………………………….сестрицы
……………………………………………… из светлицы,
……………………………………………….за мной,
……………………………………………….за сестрой:
……………………………………………….ткачиха,
……………………………………………….повариха.
Если позволяет время, можно инсценировать отрывки из сказок Пушкина, играть в буриме. Важно, подводя итоги, отметить активность учащихся, их желание знать больше.