Цели:
- совершенствовать навыки решения задач в виде выражения;
- продолжить работу по формированию навыка выполнения действий в выражениях; совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать математическую логику и речь;
- воспитывать
Ход урока
I. Организационный момент.
Точечный самомассаж лица и шеи (профилактика гриппа).
II. Устный счет.
1) Алгоритм: – Какие условия заданы в алгоритме?
а 0 2 4 6 8 10 х
Ответы: 4, 22, 40, 4, 22, 40.
III. Проверка домашнего задания
(Математика, 3 класс. Н.Б. Истомина, стр. 65, № 194)
- Что использовали для оформления краткого условия задачи? (Нагляднее использовать модель.)
Слайд № 2
- У кого из девочек денег всех меньше? (У Тани денег меньше, отрезок, обозначающий деньги Тани – 1 часть.
Тогда у Оли две части, а у Светы денег больше в 2 раза больше, чем у Оли – это две части, таких как у Оли или 4 части, таких, как у Тани. Значит, у Светы в 4 раза денег больше, чем у Тани.)
- Можем ли мы узнать, сколько рублей у каждой из девочек? (Нет, для этого не хватает данных.)
- Если мы будем знать, что у Тани 10 рублей, то, что мы узнаем такими выражениями?
IV. Работа над темой.
1. Тема и цели урока.
- Итак, кто уже догадался, какой теме мы посвяти урок сегодня? Чему главному будем учиться? (Решать задачи выражением.)
2. Актуализация знаний.
- Что вы уже знаете о задачах?
Слайд № 4
Задачи
(Задачи бывают: логические, геометрические, текстовые и алгоритмы. Краткое условие мы записываем в виде моделей и отрезков.
Задачи умеем решать по действиям, по вопросам, учимся решать задачи выражением.)
Дети анализируют схему выражения:
3. Восстановить выражение и найдите его значение.
- Сначала мы смотрим на нижнюю строку: в выражении 3 блока. В 1 блоке из произведения 7 и 8 нужно вычесть 26, отделяем блок круглыми скобками.
(Анализ 2 и 3 блоков аналогичен)
Физминутка
4. Геометрическая задача. Составить задачу по данному чертежу и решить её.
(У папы был лист фанеры прямоугольной формы, длиной 40 дм и шириной 7 дм, он вырезал прямоугольник, длиной 20 дм и шириной 5 дм.Найдите площадь получившейся фигуры.).
- Как найти площадь фигуры?
(Сначала мы узнаем площадь каждого прямоугольника. Затем нужно из площади большего прямоугольника вычесть площадь меньшего).
(Решение самостоятельно. Проверка со слайда).
Дано: пр-ки Решение а = 40 дм, b = 7 дм S = a x b a = 20дм, b = 5 дм Sф = S – S Найти: Sф = ? дм2 Sф = 40 х 7 – 20 х 5 Sф = 180 дм2
Ответ. Sф = 180 дм2
Задача: с. 171, № 596.
- Проанализируйте задачу.
(Краткое условие удобнее выполнить в виде схемы-отрезка. Нам известно, что в книге 64 страницы – это целое, записываем данное над целым отрезком. 1 часть – это 16 страниц, 2 часть – то, что Люда прочитала во 2 день – 64 : 8 (стр.), третью часть (сколько осталось прочитать) нужно узнать.)
В результате анализа появляется слайд:
- Как будем рассуждать?
- Нам неизвестна третья часть.
Чтобы найти третью часть, нужно из целого вычесть сумму двух частей.
Для этого нам нужно узнать, сколько страниц прочитала Люда во 2 день (64 : 8).
- Решим задачу по действиям и составим выражение. Сначала составим план действий.
(1-м действием мы узнаем, сколько страниц Люда прочитала во 2 день. Затем – сколько страниц она прочитала за два дня. Третьим действием найдем количество страниц, прочитанных в третий день.)
Проверка со слайда:
- 64 : 8 = 8 (стр.) – прочитала во 2 день.
- 16 + 8 = 24 (стр.)– прочитала за два дня.
- 64 – 24 = 40 (стр.) – осталось прочитать.
Выражение: 64 – (16 + 64 : 8) = 40 (стр.)
V. Итог урока.
– Чему учились мы на этом уроке?
– Как вы думаете, достигли мы сегодня цели научиться решать задачи выражением?