Интегрированный урок "Литература Красноярского края" и "Экология Красноярского края" по теме "Нганасанская сказка «Домашний олень и дикий олень»". Многообразие животного и растительного мира

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с коренными народами, населяющими Красноярский край, их устным творчеством; учить высказывать в устной форме оценочные суждения о прочитанной сказке; различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народную сказку; называть сказочные приметы; находить представителей животного и растительного мира Красноярского края в сказках коренных народов; повторить символику Красноярского края;
  • развивать устную речь и творческое воображение учащихся; расширять кругозор; пополнять словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за него.

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Типология урока: урок-поход.

Оборудование:

  • иллюстрации,
  • картинки,
  • рисунки детей,
  • светофоры обратной связи,
  • индивидуальные папки,
  • метки из камуса,
  • символика Красноярского края,
  • видеоматериал,
  • аудиозаписи,
  • мультимедийный экран.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах.

Методы: вербальный, наглядный (по источникам информации), объяснительный, проблемно-поисковый (по характеру познавательной деятельности), закрепление (в зависимости от дидактической цели).

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Слайд “Тундра”. Звучит музыка – потом тише.)

- Ребята, мы с вами уже долго путешествуем по тундре. Нам нужно сделать привал. А вот и чум. (Слайд “Чум”)

Моу-нганаса: - Здравствуйте, ребята. (Слайд “Мальчик) Я приглашаю погостить у меня в чуме.

- Давайте зайдем в него погреться.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

- Давайте с познакомимся с мальчиком.

Маленький мальчик оленей пасет
Его называют … (оленевод).

Моу-нганаса: - Меня зовут Моу-нганаса, что в переводе с нашего нганасанского языка значит “человек Снега”.

- А из какого произведения этот герой? (Из сказки о мироздании).

- Ребята, посмотрите, а какая сегодня погода?

Моу-нганаса: - А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Слайд) (Картинки – по 2 у каждого ребенка. Солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое).

- Я вижу, что почти у всех хорошее солнечное настроение и можно начинать работу. (Щелчок)

Моу-нганаса: - Улыбки ваши очень светлые и теплые. Я рад, что в нашем чуме столько солнечного света. Давайте все вместе своими улыбками зажжем огонь. Ведь в чуме без очага никак не обойтись. (Включается камин).

- За каждый правильный ответ вы будете получать от Моу-нганаса специальные метки.

- Моу-нганаса, скажи, из чего же будут сделаны эти метки?

Моу-нганаса: - Пусть ребята сами угадают. Для этого всем нужно закрыть глаза. Я сейчас каждому позволю дотронуться до “этого”, а потом вы мне скажите, из чего же сделаны метки.

- Так из какого материала сделаны метки?

- Закройте все глазки. (Проносит шкуру оленя).

Моу-нганаса: - Верно, из шкуры оленя.(Слайд)

- Моу-нганаса, вот мы пришли к тебе в гости в чум. (Слайд) Скажи нам пожалуйста, что же такое чум? (Щелчок)

Моу-нганаса: - Чум – это наше жилище, можно сказать по-другому, что это – наш дом, который строят у нас на малой родине.

  •  Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)
  • А как называется наша малая родина? (Таймыр)
  • Как называется край, в котором мы живем? (Красноярский край)
  • Как называется город, в котором мы живем? (Норильск)
  • Как называется район Норильска, в котором мы живем? (Талнах)

- А теперь внимание! Для вас задание! “Узнай герб”

- Дано 5 гербов: России, Красноярского края, Таймыра, Норильска, Таланха. Нужно их узнать и назвать. (Слайд) – (Щелчок – после ответа ребенка)

III. Этап проверки домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним какое же задание было вам на дом?

- Да, вам нужно было написать мини-сочинение “Край, в котором мы живем”. Давайте послушаем ваши сочинения.

Индивидуальная работа.

- А пока вы будете читать, Моу-нганаса даст задания некоторым ребятам, а вы постарайтесь ответить правильно.

- Но перед этим давайте вспомним, какую сказку вы читали на прошлом уроке? (“Семь островов на Енисее”)

- Вам нужно вспомнить героев сказки “Семь островов на Енисее”. (3 учащихся получают карточки с заданиями).

 - А теперь давайте проверим, каких героев сказки “Семь островов на Енисее вы знаете”. (Слайд) – (Щелчок – после ответа ребенка).

IV. Этап актуализации опорных знаний.

- Ребята, а как вы думаете, кто является для человека в тундре самым лучшим другом? Я вам даже могу подсказать.

Моу-нганаса:

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день,
Кто же это? (Олень) (Слайд)

- Почему именно олень является лучшим другом человека, давайте посмотрим видеофрагмент мультфильма. (Видеофрагмент).

- Так почему же такое животное, как олень, помогает человеку в тундре?

V. Этап изучения нового материала.

- А какие виды устного народного творчества вы знаете? (Слайд)

- Вы правильно назвали. Это (щелчок) быль, (щелчок) былина, (щелчок) сказ, (щелчок) сказка, (щелчок) песня, (щелчок) пословица и поговорка, (щелчок) загадка, (щелчок) скороговорка.

- А какие типы сказок вам знакомы? (Слайд)

- Верно, (щелчок) анималистические, (щелчок) волшебные и (щелчок) бытовые.

- Что такое анималистическая сказка? (Слайд и щелчок – после ответа детей).

- Анималистическая сказка – это сказка о животных.

- Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказок северных народов. (Слайд)

- Не читая название сказки, посмотрите на иллюстрацию и скажите, о чем пойдет речь в сказке?

- Эта сказка об оленях (щелчок), а значит к какому типу сказок она относится?

- Это анималистическая сказка.

- А давайте вспомним пословицу, которую мы знаем об олене и попробуем ее объяснить. (Слайд – поле ответов детей, щелчок).

Моу-нганаса: Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

  • Как можно объяснить эту пословицу? Давайте попробуем объяснить ее сначала буквально.
  • Что такое мерка?
  • Какой смысл имеет эта пословица, переносное значение?
  • Так о чем же эта пословица?
  • Эта пословица о дружбе.
  • А с какой русской народной поговоркой созвучна эта пословица коренных народов Севера?

- Верно, друг познается в беде. Их нельзя поставить на одну ступень, но они близки по значению.

- Вот и сегодня на уроке мы будем читать сказку о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке “Домашний олень и дикий олень”. (Слайд)

- А как вы думаете, кто написал эту сказку?

- Правильно, нганасанский народ.

- О коренных жителях Таймыра – нгагасанах – выступит с сообщением Доронина Анастасия. (Слайд)

- О нганасанах (щелчок) я прочитала в энциклопедии школьника “Арктика – мой дом”. (Щелчок, щелчок) Нганасаны – самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре. (Слайд) Самоназвание нганасан “ня” - означает “человек”. (Слайд) Народность насчитывает около двух тысяч человек. Занимаются рыболовством, охотой, оленеводством.

- А прежде, чем приступить к чтению, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

- Давайте мы попробуем сказать пословицу “Оленю лучшая мерка – в дороге проверка” на нганасанском языке. (Слайд)

Моу-нганаса: Таба умун ыйаасын – ахада хурудо.

- В этой сказке вам встретятся такие слова: (Слайд)

Моу-нганаса: (Щелчок) Аргишить – кочевать по тундре – переходить из одного пастбища на другое в поисках пищи.

Моу-нганаса: (Слайд, щелчок, щелчок) Ягель – “олений мох”.

- А теперь начинаем читать сказку “по цепочке”. (Слайд)

ДОМАШНИЙ ОЛЕНЬ И ДИКИЙ ОЛЕНЬ

(Нганасанкая сказка)

Жил, говорят, у одного оленевода старый олень. Много повидал этот олень на своем веку.

Однажды этот олень ушёл далеко от стойбища добывать ягель и увидел стадо диких оленей. Вожак подошел к нему и говорит:

- Пойдём с нами!

- Зачем зовешь меня? – спрашивает домашний олень.

- Ты живешь у хозяина и делаешь то, что он захочет. А с нами будешь свободный, как ветер. Бежать захочешь – беги на все четыре стороны. Все тропы и холмы будут твои, и все пастбища будут твои. Захочешь воды попить – все реки и все озера – твои. Никто тебя не заставит аргишить, когда тебе захочется отдохнуть.

- Нет, не хочу с вами, – говорит домашний олень.

- Почему же ты не хочешь идти с нами? – спрашивает дикий олень.

- Хозяин заставляет нас аргишить, когда ищет для нас новые места пропитания. За это мы, домашние олени, ему очень благодарны. А когда на нас нападают волки, мы зовем людей, и они прогоняют их. А кто защитит диких оленей? Человек – лучший друг домашнего оленя. Его мы уважаем за то, что он защищает нас.

- Хозяин спасет тебя от волков. Но хозяин запрягает тебя в нарты и заставляет везти себя, а когда ты везешь нарты с тяжелым грузом, я через горы слышу, как ты хрипишь, – говорит дикий олень.

- Да, мне тяжело бывает, когда хозяин нагрузит меня, и я очень устаю. Да, мне трудно дышать, и хрипы мои далеко слышны, – отвечает домашний олень. – Но своего друга – человека – предать не могу. Помогает он мне, помогаю и я ему. Не сможем мы прожить друг без друга.

Постоял дикий олень, подумал и, ничего больше не сказал, но со своим стадом побежал дальше. А домашний олень к своему стойбищу вернулся.

С тех пор никогда больше дикие олени не звали в своё стадо домашних оленей.

  1. Какие олени встретились?
  2. Кто был лучшим другом домашнего оленя?
  3. Что предложил домашнему оленю дикий олень? Прочитайте. (Выборочное чтение).
  4. Что же ему ответил домашний олень? Докажите. (Выборочное чтение).
  5. Какой характер у сказочного персонажа домашнего оленя?
  6. Почему он такой? Что сформировало его таким?

VI. Релаксация. Физминутка. (Аудиофрагмент сначала громко – потом тихо)

Моу-нганаса: — Пойдем на нартах кататься.

— Снега много выпало.

Моу-нганаса: — Олени домчат.

— Лучше в чуме погреться.

Моу-нганаса: — Быстрая езда по тундре согреет вас.

— Согласны. Догоняй! (Громко)

VII. Этап закрепления нового материала.

- Ребята, а какую русскую народную сказку об олене мы с вами читали?

- А теперь давайте попробуем сравнить две сказки – русскую народную сказку “Олень – золотые рога”, которую вы раньше прочитали, и нганасанскую сказку “Домашний олень и дикий олень”.

Работа в парах.

- Те учащиеся, которые сидят слева за партой – находят сказочные приметы русской народной сказки, а те, которые сидят за партой справа – нганасанской сказки. (Раздает Моу-нганаса). (Аудиофрагмент – тихо)

Сказочные приметы Русская народная сказка Нганасанская сказка
Зачин + +
Троекратный повтор + -
Концовка + +

- Все справились с заданием, а теперь давайте проверим. (Слайд) Посигнальте, кто согласен с ответами на экране.

- А теперь игра “Молчанка”. Моу-нганаса будет называть и показывать растения и животных, а вы будете хлопать в ладоши, если они встречаются в сказках народов Красноярского края, и щелкать – если таковых в сказках нет. (Слайды)

VII. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

- (Слайд и щелчок) Дома выразительно читать нганасанскую сказку “Домашний олень и дикий олень”, а кто сможет – сочините свою сказку о северных животных.

VIII. Этап подведения итогов урока.

- Ребята, вы все хорошо работали на уроке и у вас много меток. Это награда от Моу-нганаса.

Моу-нганаса: - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (Слайд и щелчок)

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание было наиболее трудным?

- Что больше всего запомнилось?

- Катя (Романова), подведи итог урока? (Слайд)

Вы на карту посмотрите (Щелчок)
И Таймыр на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем! (Слайд)

- Ребята, вы живете на Севере и многие здесь родились. (Слайд) Значит вы должны как можно больше знать об этом районе. (Слайд) Читайте о нем, смотрите фильмы, изучайте и любите свой край! (Слайд)

- Мы уже отдохнули и нам пора отправляться домой. (Слайд, щелчок (музыка))

Моу-нганаса: - До свидания, ребята! Приходите еще! Всего доброго!

Дети: - Моу-нганаса, теперь мы приглашаем тебя погостить у нас. Приходи и ты к нам.

Вместе: - До свидания!