Цели и задачи:
- познакомить учащихся с коренными народами, населяющими Красноярский край, их устным творчеством; учить высказывать в устной форме оценочные суждения о прочитанной сказке; различать жанры произведений: малые фольклорные жанры, народную сказку; называть сказочные приметы; находить представителей животного и растительного мира Красноярского края в сказках коренных народов; повторить символику Красноярского края;
- развивать устную речь и творческое воображение учащихся; расширять кругозор; пополнять словарный запас;
- воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за него.
Тип урока: интегрированный, комбинированный.
Типология урока: урок-поход.
Оборудование:
- иллюстрации,
- картинки,
- рисунки детей,
- светофоры обратной связи,
- индивидуальные папки,
- метки из камуса,
- символика Красноярского края,
- видеоматериал,
- аудиозаписи,
- мультимедийный экран.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах.
Методы: вербальный, наглядный (по источникам информации), объяснительный, проблемно-поисковый (по характеру познавательной деятельности), закрепление (в зависимости от дидактической цели).
Ход урока.
I. Организационный момент.
(Слайд “Тундра”. Звучит музыка – потом тише.)
- Ребята, мы с вами уже долго путешествуем по тундре. Нам нужно сделать привал. А вот и чум. (Слайд “Чум”)
Моу-нганаса: - Здравствуйте, ребята. (Слайд “Мальчик) Я приглашаю погостить у меня в чуме.
- Давайте зайдем в него погреться.
II. Этап всесторонней проверки знаний.
- Давайте с познакомимся с мальчиком.
Маленький мальчик оленей пасет
Его называют … (оленевод).
Моу-нганаса: - Меня зовут Моу-нганаса, что в переводе с нашего нганасанского языка значит “человек Снега”.
- А из какого произведения этот герой? (Из сказки о мироздании).
- Ребята, посмотрите, а какая сегодня погода?
Моу-нганаса: - А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Слайд) (Картинки – по 2 у каждого ребенка. Солнышко – хорошее настроение, тучка – плохое).
- Я вижу, что почти у всех хорошее солнечное настроение и можно начинать работу. (Щелчок)
Моу-нганаса: - Улыбки ваши очень светлые и теплые. Я рад, что в нашем чуме столько солнечного света. Давайте все вместе своими улыбками зажжем огонь. Ведь в чуме без очага никак не обойтись. (Включается камин).
- За каждый правильный ответ вы будете получать от Моу-нганаса специальные метки.
- Моу-нганаса, скажи, из чего же будут сделаны эти метки?
Моу-нганаса: - Пусть ребята сами угадают. Для этого всем нужно закрыть глаза. Я сейчас каждому позволю дотронуться до “этого”, а потом вы мне скажите, из чего же сделаны метки.
- Так из какого материала сделаны метки?
- Закройте все глазки. (Проносит шкуру оленя).
Моу-нганаса: - Верно, из шкуры оленя.(Слайд)
- Моу-нганаса, вот мы пришли к тебе в гости в чум. (Слайд) Скажи нам пожалуйста, что же такое чум? (Щелчок)
Моу-нганаса: - Чум – это наше жилище, можно сказать по-другому, что это – наш дом, который строят у нас на малой родине.
- Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)
- А как называется наша малая родина? (Таймыр)
- Как называется край, в котором мы живем? (Красноярский край)
- Как называется город, в котором мы живем? (Норильск)
- Как называется район Норильска, в котором мы живем? (Талнах)
- А теперь внимание! Для вас задание! “Узнай герб”
- Дано 5 гербов: России, Красноярского края, Таймыра, Норильска, Таланха. Нужно их узнать и назвать. (Слайд) – (Щелчок – после ответа ребенка)
III. Этап проверки домашнего задания.
- Ребята, давайте вспомним какое же задание было вам на дом?
- Да, вам нужно было написать мини-сочинение “Край, в котором мы живем”. Давайте послушаем ваши сочинения.
Индивидуальная работа.
- А пока вы будете читать, Моу-нганаса даст задания некоторым ребятам, а вы постарайтесь ответить правильно.
- Но перед этим давайте вспомним, какую сказку вы читали на прошлом уроке? (“Семь островов на Енисее”)
- Вам нужно вспомнить героев сказки “Семь островов на Енисее”. (3 учащихся получают карточки с заданиями).
- А теперь давайте проверим, каких героев сказки “Семь островов на Енисее вы знаете”. (Слайд) – (Щелчок – после ответа ребенка).
IV. Этап актуализации опорных знаний.
- Ребята, а как вы думаете, кто является для человека в тундре самым лучшим другом? Я вам даже могу подсказать.
Моу-нганаса:
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день,
Кто же это? (Олень) (Слайд)
- Почему именно олень является лучшим другом человека, давайте посмотрим видеофрагмент мультфильма. (Видеофрагмент).
- Так почему же такое животное, как олень, помогает человеку в тундре?
V. Этап изучения нового материала.
- А какие виды устного народного творчества вы знаете? (Слайд)
- Вы правильно назвали. Это (щелчок) быль, (щелчок) былина, (щелчок) сказ, (щелчок) сказка, (щелчок) песня, (щелчок) пословица и поговорка, (щелчок) загадка, (щелчок) скороговорка.
- А какие типы сказок вам знакомы? (Слайд)
- Верно, (щелчок) анималистические, (щелчок) волшебные и (щелчок) бытовые.
- Что такое анималистическая сказка? (Слайд и щелчок – после ответа детей).
- Анималистическая сказка – это сказка о животных.
- Сегодня на уроке мы продолжим чтение сказок северных народов. (Слайд)
- Не читая название сказки, посмотрите на иллюстрацию и скажите, о чем пойдет речь в сказке?
- Эта сказка об оленях (щелчок), а значит к какому типу сказок она относится?
- Это анималистическая сказка.
- А давайте вспомним пословицу, которую мы знаем об олене и попробуем ее объяснить. (Слайд – поле ответов детей, щелчок).
Моу-нганаса: Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
- Как можно объяснить эту пословицу? Давайте попробуем объяснить ее сначала буквально.
- Что такое мерка?
- Какой смысл имеет эта пословица, переносное значение?
- Так о чем же эта пословица?
- Эта пословица о дружбе.
- А с какой русской народной поговоркой созвучна эта пословица коренных народов Севера?
- Верно, друг познается в беде. Их нельзя поставить на одну ступень, но они близки по значению.
- Вот и сегодня на уроке мы будем читать сказку о дружбе, взаимопомощи, взаимовыручке “Домашний олень и дикий олень”. (Слайд)
- А как вы думаете, кто написал эту сказку?
- Правильно, нганасанский народ.
- О коренных жителях Таймыра – нгагасанах – выступит с сообщением Доронина Анастасия. (Слайд)
- О нганасанах (щелчок) я прочитала в энциклопедии школьника “Арктика – мой дом”. (Щелчок, щелчок) Нганасаны – самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре. (Слайд) Самоназвание нганасан “ня” - означает “человек”. (Слайд) Народность насчитывает около двух тысяч человек. Занимаются рыболовством, охотой, оленеводством.
- А прежде, чем приступить к чтению, нужно выполнить артикуляционную гимнастику.
- Давайте мы попробуем сказать пословицу “Оленю лучшая мерка – в дороге проверка” на нганасанском языке. (Слайд)
Моу-нганаса: Таба умун ыйаасын – ахада хурудо.
- В этой сказке вам встретятся такие слова: (Слайд)
Моу-нганаса: (Щелчок) Аргишить – кочевать по тундре – переходить из одного пастбища на другое в поисках пищи.
Моу-нганаса: (Слайд, щелчок, щелчок) Ягель – “олений мох”.
- А теперь начинаем читать сказку “по цепочке”. (Слайд)
ДОМАШНИЙ ОЛЕНЬ И ДИКИЙ ОЛЕНЬ
(Нганасанкая сказка)
Жил, говорят, у одного оленевода старый олень. Много повидал этот олень на своем веку.
Однажды этот олень ушёл далеко от стойбища добывать ягель и увидел стадо диких оленей. Вожак подошел к нему и говорит:
- Пойдём с нами!
- Зачем зовешь меня? – спрашивает домашний олень.
- Ты живешь у хозяина и делаешь то, что он захочет. А с нами будешь свободный, как ветер. Бежать захочешь – беги на все четыре стороны. Все тропы и холмы будут твои, и все пастбища будут твои. Захочешь воды попить – все реки и все озера – твои. Никто тебя не заставит аргишить, когда тебе захочется отдохнуть.
- Нет, не хочу с вами, – говорит домашний олень.
- Почему же ты не хочешь идти с нами? – спрашивает дикий олень.
- Хозяин заставляет нас аргишить, когда ищет для нас новые места пропитания. За это мы, домашние олени, ему очень благодарны. А когда на нас нападают волки, мы зовем людей, и они прогоняют их. А кто защитит диких оленей? Человек – лучший друг домашнего оленя. Его мы уважаем за то, что он защищает нас.
- Хозяин спасет тебя от волков. Но хозяин запрягает тебя в нарты и заставляет везти себя, а когда ты везешь нарты с тяжелым грузом, я через горы слышу, как ты хрипишь, – говорит дикий олень.
- Да, мне тяжело бывает, когда хозяин нагрузит меня, и я очень устаю. Да, мне трудно дышать, и хрипы мои далеко слышны, – отвечает домашний олень. – Но своего друга – человека – предать не могу. Помогает он мне, помогаю и я ему. Не сможем мы прожить друг без друга.
Постоял дикий олень, подумал и, ничего больше не сказал, но со своим стадом побежал дальше. А домашний олень к своему стойбищу вернулся.
С тех пор никогда больше дикие олени не звали в своё стадо домашних оленей.
- Какие олени встретились?
- Кто был лучшим другом домашнего оленя?
- Что предложил домашнему оленю дикий олень? Прочитайте. (Выборочное чтение).
- Что же ему ответил домашний олень? Докажите. (Выборочное чтение).
- Какой характер у сказочного персонажа домашнего оленя?
- Почему он такой? Что сформировало его таким?
VI. Релаксация. Физминутка. (Аудиофрагмент сначала громко – потом тихо)
Моу-нганаса: — Пойдем на нартах кататься.
— Снега много выпало.
Моу-нганаса: — Олени домчат.
— Лучше в чуме погреться.
Моу-нганаса: — Быстрая езда по тундре согреет вас.
— Согласны. Догоняй! (Громко)
VII. Этап закрепления нового материала.
- Ребята, а какую русскую народную сказку об олене мы с вами читали?
- А теперь давайте попробуем сравнить две сказки – русскую народную сказку “Олень – золотые рога”, которую вы раньше прочитали, и нганасанскую сказку “Домашний олень и дикий олень”.
Работа в парах.
- Те учащиеся, которые сидят слева за партой – находят сказочные приметы русской народной сказки, а те, которые сидят за партой справа – нганасанской сказки. (Раздает Моу-нганаса). (Аудиофрагмент – тихо)
Сказочные приметы | Русская народная сказка | Нганасанская сказка |
Зачин | + | + |
Троекратный повтор | + | - |
Концовка | + | + |
- Все справились с заданием, а теперь давайте проверим. (Слайд) Посигнальте, кто согласен с ответами на экране.
- А теперь игра “Молчанка”. Моу-нганаса будет называть и показывать растения и животных, а вы будете хлопать в ладоши, если они встречаются в сказках народов Красноярского края, и щелкать – если таковых в сказках нет. (Слайды)
VII. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
- (Слайд и щелчок) Дома выразительно читать нганасанскую сказку “Домашний олень и дикий олень”, а кто сможет – сочините свою сказку о северных животных.
VIII. Этап подведения итогов урока.
- Ребята, вы все хорошо работали на уроке и у вас много меток. Это награда от Моу-нганаса.
Моу-нганаса: - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (Слайд и щелчок)
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какое задание было наиболее трудным?
- Что больше всего запомнилось?
- Катя (Романова), подведи итог урока? (Слайд)
Вы на карту посмотрите (Щелчок)
И Таймыр на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем! (Слайд)
- Ребята, вы живете на Севере и многие здесь родились. (Слайд) Значит вы должны как можно больше знать об этом районе. (Слайд) Читайте о нем, смотрите фильмы, изучайте и любите свой край! (Слайд)
- Мы уже отдохнули и нам пора отправляться домой. (Слайд, щелчок (музыка))
Моу-нганаса: - До свидания, ребята! Приходите еще! Всего доброго!
Дети: - Моу-нганаса, теперь мы приглашаем тебя погостить у нас. Приходи и ты к нам.
Вместе: - До свидания!