Деятельностный подход на уроке биологии – необходимое условие повышения качества образования

Разделы: Биология


В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс. Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности. Личность формируется в деятельности [1]. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно-значимые умения и навыки, закрепляются знания. Таким образом, научить чему-либо возможно только в деятельности. Понимание этого факта каждым учителем, в результате должно привести к пересмотру своей роли и своего места в образовательном процессе. Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, управленцем, менеджером образовательного процесса на каждом отдельном уроке, в рамках учебной четверти, учебного года и учебного курса в целом, организуя деятельность учащихся по добыванию новых знаний, формированию и развитию новых умений и навыков. Методологической основой данной разработки являются работы Шамовой Т. И. и Галеевой Н. Л. [2]

Рассмотрим, как можно осуществить деятельностный подход в рамках одного урока. Для этого необходимо обеспечить каждого учащегося технологической картой урока, в которой необходимо указать планируемые результаты урока для ученика в виде задач, прописанных в деятельностной форме.

Технологическая карта урока (для ученика)
Урок-исследование

Отдел Голосеменные растения.

Цель урока: выявить особенности внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющие им переносить зимнюю засуху, оставаясь вечнозелеными, и широко распространяться по земной поверхности, по сравнению со споровыми растениями.

В результате работы на уроке вы должны научиться:

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений;
  • составлять схему жизненного цикла сосны;
  • характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными;
  • обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания.
Часть урока Учебные задания Рекомендации по выполнению заданий
Теоретическое исследование Цель: провести теоретическое исследование особенностей внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющих им оставаться вечнозелеными и широко распространяться.

Задание:

  1. Прочитайте в учебнике стр. 68-69. Заполните в таблице “Характеристика основных отделов царства Растения” соответствующую строку “Голосеменные растения” (см. Приложение 1).
  2. Обсудите в группе результаты самостоятельной работы.
  3. Выпишите на чистый лист бумаги с правой стороны выявленные вами теоретические факты, которые, по вашему мнению, позволяют голосеменным растениям переносить зимнюю засуху, а с левой стороны листа – факты, позволяющие голосеменным достаточно широко распространяться по земной поверхности.
  4. Составьте группой схему “Цикл развития сосны” и сравните ее с циклом развития папоротниковидных, найдите отличия и объясните их значение.
  5. Подготовьте от группы краткое сообщение о выявленных вами теоретических фактах.
  6. Обсудите результаты работы в классе: выскажите свое мнение, выслушайте и проанализируйте высказывания выступающих от других групп.
  7. Сделайте вывод по результатам теоретического исследования
 

 

Работайте самостоятельно.

 

Работа в группе

 

Работайте вместе с классом

Практическое исследование Выполните лабораторную работу.

“Особенности внешнего и внутреннего строения сосны”

Цель: доказать факты, выявленные в результате теоретического исследования.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты “Срез хвои сосны”, “Пыльца сосны”, “Срез мужской шишки сосны”, семена сосны, женские шишки сосны.

Ход работы

Строение хвои сосны.

  1. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат “Срез хвои сосны” и найдите на нем смоляные ходы, проводящий пучок, устьица, кутикулу.
  2. Зарисуйте срез хвоинки и подпишите все найденные вами элементы ее строения.
  3. Запишите какие функции они выполняют.

Строение мужской шишки сосны

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат “Срез мужской шишки сосны”.
  2. Найдите чешуйки шишки и пыльцевые мешки, наполненные пыльцой.
  3. Зарисуйте срез мужской шишки сосны и подпишите все найденные вами элементы ее строения.

Строение пыльцы и семени сосны.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат пыльцы сосны.
  2. Найдите располагающиеся по бокам пылинки воздушные пузырьки. Каково их значение?
  3. Зарисуйте пылинку и подпишите воздушные пузырьки.
  4. Рассмотрите семя сосны и найдите крылышко. Какова его функция?
  5. Зарисуйте семя и подпишите на рисунке само семя и крылышко.
  6. Сделайте вывод исходя из цели урока и лабораторной работы.
  7. Обсудите результаты лабораторной работы в группе.
  8. Подготовьте краткое выступление от группы.
  9. Выступите со своим выводом по проведенному исследованию, выслушайте и проанализируйте выступления от других групп.
 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

Работа вместе с классом.

  Цель: закрепление изученного материала.

Задание. Выполните задание № 35 в рабочей тетради к учебнику на стр. 20.

Работайте самостоятельно
  Подведение итогов урока
  1. Что же позволило голосеменным растениям, по сравнению с папоротниковидными, широко распространиться Земле?
  2. Почему голосеменные растения вечнозеленые?
  3. Почему голосеменные растения получили такое название?
  4. Достигли ли мы цели урока?
  5. Что на уроке вам показалось наиболее сложным?
  6. Запишите домашнее задание: стр. 68-73, устно ответить на вопросы на стр. 74.
  7. Подготовить сообщения о: кедре, секвойе, саговнике, араукарии, пихте, туи, эфедре, гинкго, лиственнице, гнетуме.
Работа вместе с классом.

Технологическая карта урока (для учителя)
Урок-исследование

Отдел Голосеменные растения.

Задачи для ученика Задачи для учителя
1. характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений;

2. составлять схему жизненного цикла сосны;

3. характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными;

4. обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания.

Предметные цели:

продолжить формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными;

Развивающие цели

  • продолжить формирование у учащихся формирование умения выделять главную мысль и сворачивать информация, а так же читать свернутую информацию;
  • создать условия для формирования умения делать выводы о приспособленности организма к условиям обитания;
  • продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Личностно-ориентированные цели

  • сформировать у учащихся понимание необходимости охраны и сохранения видового разнообразия голосеменных.

Базовые термины урока: пыльца, семяпочка, семя, зародыш, эндосперм.

Новые термины урока: Отдел Голосеменные, шишка, семенные чешуи.

Технологическая карта урока для учителя выполняет функцию связующего звена между деятельностью учащихся и деятельностью учителя. Задачи для ученика обуславливают задачи учителя, их соответствие обеспечивает оптимальную организацию образовательного процесса на уроке и достижение поставленной цели. Учитель на этом уроке ничего не рассказывает, он только управляет деятельностью учащихся, направляет в нужное русло ход их рассуждений.

На данном уроке доминируют следующие компоненты содержания образования: опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Организация усвоения данных видов содержания образования осуществляется с помощью воспроизводства по образцу в знакомой ситуации, решения проблем и проблемных задач. В соответствии с этим на уроке используются следующие методы обучения: инструктивно репродуктивный и методы проблемного обучения, а именно, исследовательский, которые реализуются в таких формах как, репродуктивная беседа, решение проблемных задач и лабораторная работа.

На уроке используется следующие формы организации работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группах, фронтальная работа.

На этапе теоретического исследования учащиеся с помощью учебника выявляют особенности в строении голосеменных растений. Параллельное заполнение таблицы “Характеристика основных отделов царства Растения”, а затем составление схемы “Цикл развития сосны” позволяет формировать у детей навыки выделять главную мысль из текста, сворачивать информацию и читать свернутую информацию. Схема цикла развития сосны представленная учащимися может выглядеть следующим образом <Схема1>:

Схема. Цикл развития сосны

Работа в группе и фронтальная работа позволяет учащимся научиться слушать других, анализировать услышанную информацию, делать выводы, а также не бояться высказывать собственное мнение.

Работа с чистым листом бумаги учит учащихся четко формулировать выводы.

На этапе практического исследования учащиеся получают навыки проведения научного исследования, построения предположений, выдвижения гипотез и их доказательств.

В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы:

Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности:

  • размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды;
  • наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
  • наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения;
  • жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.

Рефлексия в конце урока необходима для учащихся в качестве обобщения и “точки”, для учителя - в качестве диагностики достижения поставленной в начале урока цели.

Таким образом, необходимым условием эффективной организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии является соответствие всех элементов урока, в том числе деятельности ученика и учителя, поставленной цели. Поскольку деятельностный подход несет в семе огромный развивающий потенциал, то в прямой зависимости от того, как организована познавательная деятельность учащихся на каждом уроке находится качество образования учащихся.

Список литературы

  1. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Г. Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003, С. 127.
  2. Шамова Т. И., Галеева Н. Л. Постановка целей и планирование учебного процесса / Биология в школе. – 2004. - № 4, 5.