В современной дидактике и предметных методиках в последнее время признание и развитие получила идея активного воздействия на ученика путем деятельностного включения его в учебный процесс. Развитие ребенка происходит в разных видах деятельности. Личность формируется в деятельности [1]. В зависимости от того, что человек делает, как делает, от организации условий этой деятельности формируются определенные склонности, способности, личностно-значимые умения и навыки, закрепляются знания. Таким образом, научить чему-либо возможно только в деятельности. Понимание этого факта каждым учителем, в результате должно привести к пересмотру своей роли и своего места в образовательном процессе. Школьный учитель из транслятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, управленцем, менеджером образовательного процесса на каждом отдельном уроке, в рамках учебной четверти, учебного года и учебного курса в целом, организуя деятельность учащихся по добыванию новых знаний, формированию и развитию новых умений и навыков. Методологической основой данной разработки являются работы Шамовой Т. И. и Галеевой Н. Л. [2]
Рассмотрим, как можно осуществить деятельностный подход в рамках одного урока. Для этого необходимо обеспечить каждого учащегося технологической картой урока, в которой необходимо указать планируемые результаты урока для ученика в виде задач, прописанных в деятельностной форме.
Технологическая карта урока (для
ученика)
Урок-исследование
Отдел Голосеменные растения.
Цель урока: выявить особенности внешнего и внутреннего строения голосеменных растений, позволяющие им переносить зимнюю засуху, оставаясь вечнозелеными, и широко распространяться по земной поверхности, по сравнению со споровыми растениями.
В результате работы на уроке вы должны научиться:
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений;
- составлять схему жизненного цикла сосны;
- характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными;
- обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания.
Часть урока | Учебные задания | Рекомендации по выполнению заданий |
Теоретическое исследование | Цель: провести теоретическое
исследование особенностей внешнего и
внутреннего строения голосеменных растений,
позволяющих им оставаться вечнозелеными и
широко распространяться. Задание:
|
Работайте самостоятельно.
Работа в группе
Работайте вместе с классом |
Практическое исследование | Выполните лабораторную работу. “Особенности внешнего и внутреннего строения сосны” Цель: доказать факты, выявленные в результате теоретического исследования. Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты “Срез хвои сосны”, “Пыльца сосны”, “Срез мужской шишки сосны”, семена сосны, женские шишки сосны. Ход работы Строение хвои сосны.
Строение мужской шишки сосны
Строение пыльцы и семени сосны.
|
Работайте самостоятельно.
Работа в группе Работа вместе с классом. |
Цель: закрепление изученного
материала. Задание. Выполните задание № 35 в рабочей тетради к учебнику на стр. 20. |
Работайте самостоятельно | |
Подведение итогов урока
|
Работа вместе с классом. |
Технологическая карта урока (для
учителя)
Урок-исследование
Отдел Голосеменные растения.
Задачи для ученика | Задачи для учителя |
1. характеризовать особенности
строения и жизнедеятельности голосеменных
растений; 2. составлять схему жизненного цикла сосны; 3. характеризовать голосеменные растения как более сложноорганизованные по сравнению с папоротниковидными; 4. обосновывать связь строения голосеменных растений с их приспособленностью к условиям обитания. |
Предметные цели: продолжить формирование представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными; Развивающие цели
Личностно-ориентированные цели
|
Базовые термины урока: пыльца, семяпочка, семя, зародыш, эндосперм.
Новые термины урока: Отдел Голосеменные, шишка, семенные чешуи.
Технологическая карта урока для учителя выполняет функцию связующего звена между деятельностью учащихся и деятельностью учителя. Задачи для ученика обуславливают задачи учителя, их соответствие обеспечивает оптимальную организацию образовательного процесса на уроке и достижение поставленной цели. Учитель на этом уроке ничего не рассказывает, он только управляет деятельностью учащихся, направляет в нужное русло ход их рассуждений.
На данном уроке доминируют следующие компоненты содержания образования: опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Организация усвоения данных видов содержания образования осуществляется с помощью воспроизводства по образцу в знакомой ситуации, решения проблем и проблемных задач. В соответствии с этим на уроке используются следующие методы обучения: инструктивно репродуктивный и методы проблемного обучения, а именно, исследовательский, которые реализуются в таких формах как, репродуктивная беседа, решение проблемных задач и лабораторная работа.
На уроке используется следующие формы организации работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группах, фронтальная работа.
На этапе теоретического исследования учащиеся с помощью учебника выявляют особенности в строении голосеменных растений. Параллельное заполнение таблицы “Характеристика основных отделов царства Растения”, а затем составление схемы “Цикл развития сосны” позволяет формировать у детей навыки выделять главную мысль из текста, сворачивать информацию и читать свернутую информацию. Схема цикла развития сосны представленная учащимися может выглядеть следующим образом <Схема1>:
Работа в группе и фронтальная работа позволяет учащимся научиться слушать других, анализировать услышанную информацию, делать выводы, а также не бояться высказывать собственное мнение.
Работа с чистым листом бумаги учит учащихся четко формулировать выводы.
На этапе практического исследования учащиеся получают навыки проведения научного исследования, построения предположений, выдвижения гипотез и их доказательств.
В результате практического исследования учащиеся могут сформулировать следующие выводы:
Широко распространяться и оставаться вечнозелеными позволяют голосеменным следующие особенности их строения и жизнедеятельности:
- размножение семенами. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных условий среды и определили независимость оплодотворения от воды;
- наличие крылышка делает семя легким, облегчая тем самым перенос семян с помощью ветра на большие расстояния;
- наличие пузырьков на пыльце облегчает ее и позволяет ветру переносить ее на большие расстояния для оплодотворения яйцеклетки другого хвойного растения;
- жесткие игольчатые хвоинки покрыты толстой кутикулой, имеют погруженные в ткань листа устьица. Все это уменьшает испарение воды листьями, что позволяет им не опадать в неблагоприятное время года и оставаться вечнозелеными.
Рефлексия в конце урока необходима для учащихся в качестве обобщения и “точки”, для учителя - в качестве диагностики достижения поставленной в начале урока цели.
Таким образом, необходимым условием эффективной организации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии является соответствие всех элементов урока, в том числе деятельности ученика и учителя, поставленной цели. Поскольку деятельностный подход несет в семе огромный развивающий потенциал, то в прямой зависимости от того, как организована познавательная деятельность учащихся на каждом уроке находится качество образования учащихся.
Список литературы
- Пономарева И. Н., Соломин В. П., Г. Д. Сидельникова Общая методика обучения биологии. М.: Академия, 2003, С. 127.
- Шамова Т. И., Галеева Н. Л. Постановка целей и планирование учебного процесса / Биология в школе. – 2004. - № 4, 5.