Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Тема: Обучающее изложение «Васильки» и рассматривание картины Г.Г.Мясоедова «Косцы».

Класс: 4

Цели:

  • закрепить умение работать с деформированным текстом;
  • учить составлять план по заданному тексту, передавать текст по памяти;
  • расширить представление детей о художественных образах василька (в живописи, литературе);
  • развивать творческую активность детей, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверка готовности к уроку.

2. Подготовительный этап

На доске: Кто держит в руках цветок, не может совершить ничего плохого. (Народная мудрость)
– Как вы понимаете эти слова?  (Ответы детей).
– Вы правы, вспомните стихотворение (написано на доске):

Цветы, как люди на добро щедры.
Они цветут, сердца отогревая.
И щедро нежность людям отдавая
Как маленькие пестрые костры.

Сегодня у нас необычный урок, где нам с вами предстоит познакомиться с милым и незатейливым хорошо всем знакомым и любимым на Руси цветком. А знакомство начнется с легенды…

Звучит музыка <Приложение>. На фоне музыки рассказывается легенда о русалке:

«Близился вечер. Выбиваясь из последних сил, устало тащилась заморенная  лошадь. А молодой статный парень Василий будто и не трудился с раннего утра. Легко и уверенно ступал он бороздой, как бы играя рукоятками сохи.
Как не заглядеться на такого молодца?
Влюбилась русалка в красивого парня, пахавшего на берегу землю под рожь. Полюбил и он её. Но не могли они никак договориться, где жить: в воде или на суше. Тогда превратила русалка парня в цветок, она подумала, ветер оторвет его от земли и упадёт он в реку. Но крепко держался цветок корнями за пашню. И люди назвали цветок именем этого парня».
– Как вы думаете, а почему так и не встретились Василий и русалка? (Создание проблемной ситуации. Ответы детей:  «Крепко держался паренёк за родную землю»).

3. Работа с картиной Г.Г. Мясоедова «Косцы»

– Красивы нежно – голубые или синие васильки в золотистом море колосьев. Не могли не заметить это и простые рукодельницы: ткачихи и вышивальщицы, а так же замечательные художники. Перед вами репродукция картины Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы».

(Рассматривание картины).

Что  изображено на картине?
– Рассмотрите, какие краски использует художник в написании картины. Как вы думаете почему?

Сочетание золотого и голубого. Чтобы придать картине строгость, поэтичность, торжественность:

Раззудись,  плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи,  коса,
Как пчелиный рой!
Молоньём,  коса,
Засверкай кругом.

А.Кольцов

–  Как вы думаете: какое настроение у косарей? Докажите! (Лица косарей спокойны, в движении нет ни натуги, ни усталости. На голове у старшего крестьянина, словно корона венок из золотых колосьев).
– Какие элементы картины помогают нам определить радостный и праздничный настрой косарей? (золотая рожь, голубое небо, розовые облака, порхающие жаворонки, белоснежные ромашки у края хлебного поля).
– Кто из вас самый внимательный: какие ещё цветы изображены на картине? (васильки)
– Оказывается, на поле, где растут васильки, всегда хороший урожай ржи.
– За свою стойкость и необыкновенность полюбил этот цветок и Иван Андреевич Крылов. А вы знаете, кто это такой? (баснописец). Он посвятил этому цветку одну из своих басен «Василёк» (показ книги).
И даже Валерий Чкалов, отправляясь в Америку через Северный полюс, взял в кабину самолёта васильки…(показать на глобусе путь через Северный полюс).

4. Физ.минутка

Колосится в поле рожь (руки над головой)
Там во ржи цветок найдёшь: (руки козырьком)
Ярко-синий и пушистый, (руки вверх и спадающие движения)
Только жаль, что не душистый (пожимаем плечами).

5. Работа над изложением

5.1. Восстановление деформированного текста (стр. 60  упр. 1)

– Прочитайте текст упражнения. (Самостоятельное чтение).

Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы – рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!
Синий василёк растёт только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например в Древнем Египте.
Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они ни были, есть общая особенность. Каждый василёк не просто цветок, а маленький букетик. По его краям – длинные лепестки с зубчиками, похожие на свёрнутые трубочки. Зато в самой середине василька – цветочки настоящие. По Г.Грановой, О. Тихомирову.

– Что можете сказать о тексте? (Перепутаны абзацы)
– Какие абзацы перепутаны? Докажите! (Ответы детей)
– Прочитайте восстановленный рассказ. О чем он?  (Дети перечитывают текст.  Дают ответы.)
– Выберите подходящий заголовок к этому тексту. Свой выбор аргументируйте. (Дети подбирают заголовки, которые фиксируются на доске.)

Цветок для венка.
Цветок во ржи.
Василёк.
Цветок – букет.

Методический комментарий: Заголовки: «Цветок для венка», «Цветок во ржи», «Цветок – букет» – это заголовки мини-тем, а общим заголовком является – «Василёк».

5.2. Составление плана текста

– Скажите, а нужен ли нам план текста? Зачем? (План поможет нам более точно передать текст.) Что такое план? («План – маленький текст, если план текста составлен правильно». – определение авторов учебника на стр. 61.)

Коллективное составление плана.

План.

  1. Синий василёк растёт только среди ржи.
  2. Каждый василёк – маленький букетик.
  3. Мастерицы – рукодельницы.

(По мере того, как дети подбирают название к частям текста, пункты плана появляются на доске)

5.3. Подготовка к письменному изложению

– Воспользуйтесь планом и перескажите текст. В этом вам помогут слова (написаны на доске):

Лиловато-красные лепестки с зубчиками, особенность, свернутые трубочки, Древний Египет, любуются.

5.4. Творческая работа. (Запись текста по памяти).

5.5. Анализ работ учащихся

– Прочитайте свой текст. (2–3 учащихся читают получившиеся тексты, остальные дети анализируют по плану:  

1. Сумел(а) ли точно передать содержание текста?
2. Что получилось?
3. Что необходимо доработать?

6. Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали для себя на уроке?
– Что показалось интересным?
– Что особенно понравилось?
– Чем запомнился урок?
– Что было трудным? Над чем надо поработать?

Учитель благодарит детей за работу.

Литература.

  1. Русский язык. Часть 1. Учебник. С. И. Иванов (М.– Вентана-Граф, 2006 г.)
  2. Верзилин Н.  «Растения в жизни человека.» (М.– Дет.издат, 1974 г., 188 с)
  3. Смирнов А «Мир растений» (М. – Молодая гвардия, 1979 г, 319 с. с ил.)