Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке в процессе художественного восприятия.
Задачи:
- Отождествление художественного образа через смежные виды искусства.
- Формирование навыков ценностного восприятия через активизацию внутреннего духовного мира.
- Развитие навыков ассоциативного мышления в процессе творческого поиска.
Наглядные пособия:
- Портрет П.И. Чайковского.
- Портрет С.В. Рахманинова.
- Репродукции картин русских художников.
Музыкальный материал:
- Чайковский П.И., “Святки”, цикл “Времена года”.
- Крылатов Е., “Песенка о колоколах”.
- Рахманинов С.В., Концерт №2, для фортепиано с оркестром (фрагмент).
- Струве Г., песня для хора “Моя Россия”.
ХОД УРОКА
Вход учащихся в класс. Вход под музыку П.И. Чайковского “Святки”.
Беседа с учащимися.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем говорить об одном из самых удивительных и интересных видах искусства – о Музыке. А главное, о том, как музыка способна воздействовать на душу человека, как она может задевать самые чувствительные струны человеческого сердца.
Вопрос: Расскажите о характере музыки, прозвучавшей при входе в класс.
Ответ: Легкая, стремительная, танцевальная.
В.: какое состояние души передает композитор в этих музыкальных звуках?
О.: Чувство полета, радость, беспечность, ликование.
В.: Как эта музыка воздействует на человека?
О.: Вызывает восторг, поднимает настроение.
В.: Значит музыка способна изменить настроение и даже душевное состояние человека. Как же называется тема четверти?
О.: Преобразующая сила музыки.
Учитель: Что бы закрепить наше хорошее настроение предлагаю исполнить известную вам песенку о колоколах.
Исполнение. Звучит “Песенка о колоколах” в исполнении учащихся.
Стихотворение о Родине.
Учитель: Ребята, сейчас прозвучит стихотворение. Попробуйте прочувствовать, ощутить этот стих.
Родина.
Если скажешь слово “Родина” …
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду – смородина.
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики.
Над скакалкой – топот ног…
У большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок!
Или степь от маков красная…
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Вопросы: Какие чувства вы пережили, прослушивая это произведение? Какой образ содержит в себе стихотворение? Можем ли мы прочувствовать собственное отношение автора к этому образу?
Ответы учащихся: Радость, гордость за свою Россию. В стихотворении раскрывается образ Родины. Очень важно понять, что Родина – это самое главное, что есть у каждого человека. Автор стиха рассказывает о том, как важно любить и беречь свою Родину.
Показ репродукций.
Учитель: Посмотрите на репродукции картин знаменитых русских художников. Сравните ваши ощущения и эмоции с характером этих картин. Какой образ передают художники в этих картинах? Что в них можно услышать?
Учащиеся: Это образ Родины. В этих картинах можно услышать звуки природы – шелест травы, журчание ручейка, пение птиц, раскаты грома, конских храп и топот копыт, тишину русской природы и т.д.
Слушание музыки.
Учитель: Прочитайте высказывание русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова:
“Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера и потому – это русская музыка…”
Какие, на ваш взгляд, интонации и чувства здесь преобладают?
Учащиеся: Рахманинов – настоящий патриот своей страны. Он гордо говорит о том, что он – русский человек.
Учитель: И это действительно так! С.В. Рахманинов очень нежно и с большой любовью относился к своей Родине. Именно поэтому в его мелодиях так много русской напевности, протяжности, лиричности и легкой грусти. Рахманинов был эмигрантом поневоле и очень тосковал по России. Его произведения являются отражением его чувств к родной стране, беспокойством за судьбу России, сопереживание своим соотечественникам.
Слушание музыки. Звучит запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова (партию фортепиано исполняет автор).
Учитель: Какое отношение возникло у вас к этой музыке? Расскажите о своих ощущениях.
Учащиеся: В начале произведения ощущение беспокойства, приближение какой-то беды. Музыка грозная, как будто кто-то бьет в колокола. Это набатный колокол, он предупреждает об опасности. Затем следует музыка очень мягкая, лиричная, взволнованная, очень стремительная.
Иногда кажется, что это бежит весенний ручеёк, легкий и беспечный. Музыка очень красивая, плавная. Но иногда кажется, что обрушиваются волны и музыка грохочет как океан во время шторма.
- Слышно как “разговаривают” солист и оркестр. Как будто не один образ, а несколько.
- Мне кажется, что Рахманинов рассказывает в музыке о судьбе России, о её трагедии, переживает за неё, этим выражая свою любовь к Родине.
Вокально-хоровая работа.
Начинается с распевки.
(пение одного звука в
пределах квинты (ч.5) вверх по полутонам);
Знакомство с песней. Музыка Г.Струве, слова И.Соловьёва “Моя Россия”.
Песня звучит в исполнении учителя.
Вопрос: О чем рассказывает песня? Какой характер передаёт композитор в этой песне?
Ответ: В песне поётся о нашей Родине – России, о том как она нам дорога, даже “на маму похожа”. Характер спокойный, ласковый, нежный.
Разучивание песни. Исполнение вокализа мелодии песни. Работа над интонационной чистотой мелодической линии, разучивание 1 куплета песни со словами.
Учитель: Как вы представляете образ Родины во время исполнения песни? Какие чувства вас наполняют?
Учащиеся: Я представляю русскую природу, она такая красивая.
- Я представляю свою маму, потому что она такая же красивая и нежная.
- Мне петь легко и радостно.
Подведение итогов.
Вывод делают учащиеся. Сегодня на уроке мы пережили разные чувства – и радость, и грусть, и сожаление, и гордость. Это было связано с образом Родины, о котором мы так много говорили.
Учитель: Где сегодня мы с вами встречались с образом Родины?
Учащиеся: В концерте Рахманинова, стихах о Родине,
- картинах старых мастеров, пении песен, в высказывании Рахманинова
- и даже во вступлении к разговору, когда мы заходили в класс под музыку Чайковского.
- мне очень понравилось чувствовать себя патриотом своей страны, это очень важно - любить свою Родину.
Выход учащихся из класса. Звучит в записи “Святки”, П.И. Чайковского.