Кубань моя — степная дочь России (классный час в 7-м классе)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: привитие любви к своей малой Родине – Кубани, развитие кругозора учащихся, пропаганда обычаев и традиций Кубани, воспитание патриотизма.

Звучит Гимн Кубани в исполнении Кубанского казачьего хора, на экране демонстрируются пейзажи Кубани. Учащиеся поют гимн (караоке).

<Слайд1>, <Слайд2>

1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КРАЯ.

Ведущий 1:

Кубань! Как величаво и стремительно неуклонное течение бурных вод твоих, гордая река! Ты рождаешься в вечных льдах снежного Эльбруса тремя яростными белопенными потоками. Словно быстрые горные серны, мчаться эти потоки по узким ущельям. Сливаясь вместе, потоки дают начало Кубани. Пробивая себе путь через горные теснины, неудержимо стремясь на север, река ревет и бушует. У станицы Темижбекской она вырывается на степной простор и круто поворачивает на запад. Пройдя почти тысячекилометровый путь, Кубань отдает свои воды Азовскому морю. <Слайд 3>, <Слайд 4>

Ведущий 2:

Кубань – так по имени реки прозвали люди весь обширный Краснодарский край

Кубань – это обильная, солнечная и прекрасная земля. Южная граница края проходит по Главному Кавказскому хребту. С запада кубанскую землю омывают два теплых моря - Черное и Азовское. На востоке она граничит со Ставропольским краем, а на севере её степные просторы сливаются с Донскими степями. <Слайд 5>

На 83 277 км2 раскинулся Краснодарский край, и по своей территории он превосходит многие европейские государства. <Слайд 6>

Ведущий 1:

Заселение Кубани началось очень давно, ещё при Екатерине Великой. Куренные селения, созданные весной 1794 г. не сохранились на своих первоначально избранных местах. В октябре 1794 г. было принято решение Войсковой канцелярии, чтобы все войсковые селения были построены по единому плану. <Слайд 7>

9 ноября 1807 г. Динскому и Пластуновскому куренным селениям разрешили переселиться на новые места. Двадцать лет (1794 – 1814 гг.) Динское куренное селение существовало на месте, определенным ему жребием, вытянутым Михаилом Столяренко, на правом берегу Кубани, а в 1814 году их местом стали два противоположных берега Третьей речки Кочеты. И только 9 июня 1827 г. оба населенных пункта были слиты в единое куренное селение. <Слайд 8>

Сначала был образован Азово Черноморский край, 13 сентября 1937 года край был разделён на Краснодарский край и Ростовскую область. <Слайд 9>

Ведущий 2:

Долгие годы внешний вид Динского куренного селения определялся казачьим военным бытом. Хаты казаки строили в определенных местах (кварталах). Первым делом очень важно было правильно выбрать место и время постройки хаты. <Слайд 10> Опасным, непригодным для строительства казаки считали места, где в прошлом проходили дороги или располагались перекрестки, а также где ранее в доме случился пожар. Однако выбранное место проверяли, дабы узнать, какими качествами оно обладает, и для этого довольно часто прибегали к гаданиям.

Ведущий 1:

К примеру, на ночь на углах предполагаемого дома оставляли небольшие горстки зерна. Наутро, придя на «испытуемое» место, смотрели: если горстки были кем-то разорены, значит, прибыли здесь не жди – и переходили на другой участок. Если же зерно оставалось нетронутым, начинали закладку дома.

Ведущий 2:

Бытовало и такое гадание. Хозяин устраивался на присмотренном участке на ночлег, а утром прислушивался: если слышал мычание коров, ржание лошадей, кудахтанье кур – место подходит, «хозяйнувать» здесь можно. Довольно часто на выбранное место приглашали священнослужителя, чтобы он освятил приглянувшийся участок.

Кроме хорошего места, важным условием при закладке дома было определение «положительного» времени для строительства. Так, самым благоприятным считался период полнолуния – «полно и в хате всэ будэ». Нежелательным было начало такого большого дела в понедельник – «тяжелый день». По «дедовским» правилам также запрещалось строить дом в «Касьянов» (високосный) год.

Ведущий 1:

Для обеспечения богатой, полной изобилия, счастливой жизни при закладке дома в фундамент святого угла клали зерно, деньги, шерсть, перья. А чтобы обезопаситься от вредоносных сил, закладывали деревянный крестик, уголёк из кадильницы, ладан. В некоторых случаях, после того как был выкопан неглубокий фундамент, прибегали к повторной проверке выбранного участка. Для этого в фундамент сыпали зерно, и если оно через 3 дня не прорастало, могли забросить начатую стройку.

Само же строительство, как правило, начинали со святого угла после прочтения молитв. После возведения всего здания начиналась обмазка стен и потолка. Такая работа считалась сугубо женской. Первой этот процесс начинала хозяйка, причем обязательно от святого угла, в котором ещё раз закладывала зерно, шерсть и монеты. Затем к ней присоединялись все пришедшие женщины. Мужчины лишь готовили и подавали глинистый раствор. После того как работа на потолке завершалась, последней спустившейся с чердака, подносили выпивку, она желала добра хозяевам, а все остальные «строители» хватали хозяина и под хохот окунали в глинистый раствор. Угощение пришедших на помощь людей проводилось по окончанию строительства дома и являлось символической платой за труд.

2. КУБАНЬ – степная дочь РОССИИ.

Ведущий 2:

<Слайд 11>

Кто хоть раз побывает в кубанской степи в летнюю пору, никогда не забудет её щедрого изобилия. Золотистыми волнами переливаются безбрежные пшеничные моря. До самого горизонта тянутся богатырские, выше человеческого роста, сочные подсолнухи, поворачивающие за солнцем желтые крупные звезды своих соцветий. Не найти конца ровным рядкам виноградных лоз…

Более четырех миллионов гектаров плодородной пашни находится в трудолюбивых руках хлеборобов Кубани. В этом году кубанский каравай весит 6,9 млн. тонн. <Слайд 12>

Ведущий 1:

В нынешнем году хлеб Кубани достался особенно тяжело. Засуха и жара, от которой на полях плавился металл, практически не оставляли шансов на хороший урожай. Тем не менее, наш каравай весит почти 7 миллионов тонн! Современные технологии возделывания земли, передовые разработки наших ученых, государственная политика поддержки села, а главное люди земли кубанской позволили собрать такой урожай. ОАО «Агроном» внес посильный вклад в урожай – 2007 года. <Слайд 13>

В Динском районе победителями «Жатва – 2007» года стали комбайнеры из станицы Нововеличковской – Василий Николаевич Ананков и Владимир Иванович Стеценко, намолотившие комбайном «ДОН - 1500» 23 225 центнеров зерна; водитель автомобиля «Урал» Александр Николаевич Гулый из ОАО «Племзавод им. Чапаева», перевезший поле-ток 1924 т зерна. <Слайд 14>, <Слайд 15>

Ведущий 2:

В битве за урожай 2007 года отличились многие наши земляки и все для того, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. <Слайд 16> Ведь не зря говорят: «Хлеб - всему голова». А как относились к хлебу казаки?

Прошло много лет, прежде чем казаки-переселенцы смогли оценить преимущества мирного земледелия. Из-за постоянных войн и освоения новых территорий хлеб свой насущный кубанцам приходилось брать не от плодородной земли, а получать из столицы в виде пособия вместе с порохом и свинцом. Очень редко казаку доводилось сменить походный сухарь на мягкий каравай пшеничного хлеба.

И все же Кубань стала житницей России, а хлеб — предметом ее гордости. <Слайд 17>

Уже в конце XIX века казаки стали употреблять в пищу только белый хлеб. И это было своеобразным признаком достатка и отличия казаков от иногороднего «мужикого» населения, предпочитавшего ржаной хлеб. Само приготовление хлеба было исключительно женским занятием. Умение успешно справляться с этой обязанностью определяло отношение к женщине в семье. Особенно это касалось невесток, которые по очереди один раз в неделю выпекали хлеб. <Слайд 17>

Чаще всего хлеб пекли из кислого теста на дрожжах или закваске (остатке теста от предыдущей выпечки). Дрожжи делали сами из хмеля, растущего в изобилии по всей Кубани. Ставили опару в большой глиняной или деревянной посудине, которую называли корчагой или дижей. Затем вымешивали тесто в длинных дощатых или долбленых корытах. Во время приготовления теста опытные хозяйки соблюдали все правила и запреты — чтобы хлеб удался.

Ведущий 1:

Обычно хлеб выпекали на чисто выметенном поду (часть русской печи для приготовления пищи). Особый аромат такому хлебу придавал подложенный под него капустный лист. Гораздо позже для выпечки стали использовать формы из жести. Однако подовой хлеб на капустном листе все же считался вкуснее. <Слайд 18>

Готовность хлеба проверяли с помощью деревянной палочки, которой протыкали «хлибыну», либо подносили его к носу. От пропекшегося хлеба не должен был исходить обжигающий жар. Первую готовую «хлибыну» клали на окно, иногда предварительно разломив ее на две половины. По народным поверьям, пар от этого хлеба насыщал умерших родственников.

Ведущий 2:

Любая трапеза казаков начиналась с преломления хлеба. После положенной перед едой молитвы глава семьи разрезал или разламывал хлеб, перекрестив его перед этим. Новую буханку никогда не начинали вечером, а также ради опоздавшего к столу молодого члена семейства. Бережное отношение к хлебу сказывалось и в том, что оставшиеся после еды крошки запрещалось выбрасывать или ронять на пол. Часто их просто выносили домашней птице.

3. ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА.

Ведущий 1:

Труду хлебороба посвящали свои произведения многие кубанские деятели культуры: поэты, музыканты, художники. Вот и мы сейчас обратимся к творчеству кубанских поэтов.

/учащиеся читают стихи кубанских поэтов: Валентина Саакова (г. Сочи)

 

Ты знаешь, что такое ХЛЕБ?

Опять гремит страдой Кубань.
Ты знаешь, что такое хлеб?
Ведь он не просто лишь еда.
Он – слава честного труда
Во имя мира на земле!

Возьми зернинку на ладонь,
Краюшку хлеба посоли:
Ты солнца чувствуешь огонь,
Тепло своей родной земли.

В твой хлеб впитались влага рос,
Полынный запах, звездный свет.
Он на солдатском поле рос,
Там, где войны остался след.

Когда в полях шумит страда,
То это вспомниться не раз,
Что хлеб – не просто лишь еда,
Судьба он каждого из нас!

Опять гремит страдой Кубань,
К трудам зовет земля.
И ты опять выходишь в рань
На хлебные поля.

Здесь каждый клин тебе знаком
В родном душе краю.
И осенен простор флажком,
Что поднят в честь твою.

Устало руки налиты,
Размах работы крут,
Но – рядом сын, с которым ты
Свой добрый делишь труд.

Страда – горячая пора,
Лишь только поспевай
Зерном тяжелым бункера
Наполнить через край.

Да зря зерна не уронить,
Как не уронишь честь, -
Как душу живу, сохранить
Весь урожай, как есть!

Дай, жизнь, тебе побольше сил,
Чтоб хлеб свой сеял и косил
У мира на виду.
А человек – трудом красив,
Страда – горячая пора,
Особенно в страду.

Звучит Песня хлеборобов в исполнении учащихся. (слова Никифоровой Л., ст. Динская)

I.

Гаснут звезды над Кубанью,
Ночь уходит на покой.
Тишину белесой ранью
Пробуждаем над рекой.

Припев:

Кубань, Кубань!
Раздольные поля…
Жемчужина России –
Кубанская земля!

II.

На некошеные нивы
Корабли свои ведем,
По пшенице златогривой,
Словно по морю плывем.

Припев: тот же

III.

Колос сильный, полновесный
Нам кивает головой,
Славим Родину мы песней
И работой удалой.

Припев: тот же

Будет славный урожай (Анна Умерова, ст. Динская)

Хороши на Кубани зарницы,
Пенье птиц и веселые лица.
Здесь поля золотистой пшеницы,
Здесь мои дорогие станицы.

Станицы и степи раздольные,
Всюду песни казачьи – задорные.
Хорошо и привольно из года в год,
Процветай и живи, наш народ.

Здесь повсюду гудят трактора.
Будет славный опять урожай.
Вновь кубанцам подарит земля
От души свой большой Каравай!

Мы Кубанью своею гордимся.
Всем она, словно добрая мать.
Ещё больше мы будем трудиться,
Чтобы нашу Кубань прославлять!