Цели:
1. Способствовать:
- формированию умений:
- применять знания в новой ситуации;
- осуществлять исследовательскую деятельность;
- анализировать, делать выводы.
2. Развитию мыслительных операций:
- наблюдательности;
- обобщению;
- классификации.
3. Воспитанию коммуникативных качеств личности.
Форма работы: работа в группах, индивидуальная и фронтальная.
Метод урока: поисково-исследовательский.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями для работы в группах, презентация урока (Приложение 1).
Структура урока:
- Организационный момент
- Воспроизведение и актуализация опорных знаний через устную работу с классом.
- Постановка цели урока и определение темы
- Изучение методов решения логарифмических уравнений
- Первичное закрепление материала
- Подведение итогов учебной деятельности
Учитель.
Здравствуйте, друзья.
Я приглашаю вас к сотрудничеству.
Поработаем устно.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Вычислите устно: (слайд1) а) log28 б) lg 0,01; в) 2log232. - что использовали для выполнения данного задания? 2. Решите уравнения: (слайд2) а) 3х = 7; б) 2х = 32; в) 32х – 6•3х – 27 = 0. Учитель на доске фиксирует методы решения показательных уравнений. 3. Найдите х: (слайд3)
- Как иначе сформулировать 3 задание? - А как вы думаете, какие это уравнения? Умеем мы решать логарифмические уравнения? И, следовательно, задачи? Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения и методы их решения» (слайд 4) -Можете сформулировать определение логарифмического уравнения? Корректирует и записывает на доске, поясняя logаf(x) = logag(x), где а - положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду. - Можно ли применить методы решения показательных уравнений к логарифмическим? (обращает внимание на методы, записанные на доске и задание №3) (вернуться к слайду 3) Предлагает оформить решение уравнения №3(в)
предложите метод. Решение. 1) Потенцируя, получаем 7х – 9 = х 6х = 9 х = 1,5 - почему необходима проверка корней? 2) проверим найденные корни по условиям
х = 1,5 удовлетворяет этой системе неравенств. Ответ: 1,5. -Объясните, пожалуйста, почему уравнение №3(г) не имеет решения? Вывод: данный метод основан на теореме (слайд 5) при этом поясняет. Предлагает работу в группах Соотнесите предложенные вам уравнения с методами их решения. - Все уравнения распределены? Может кто-то предложить метод решения оставшегося уравнения? (если предложений нет, то помогает учитель) Записывает уравнение на доске и предлагает его решить вместе. Вывод: мы получили ещё один метод - метод логарифмирования. Назовите, пожалуйста, методы, которые можно применить при решении логарифмических уравнений. Записывает на доску Задание: Проверить применение методов при решении логарифмических уравнений, выполнив самостоятельную работу на 2 варианта. (слайд 6, Приложение 3) Из предложенных 5 уравнений предлагаю вам решить любые 3. В результате, на доске должны быть решены 4 уравнения. Друзья, а кто решил 5 уравнение? - Что было трудно? - Почему не получилось? Друзья, я вам немножко подскажу: Для упрощения левой части уравнения используем красивую формулу: (слайд 7) и приглашает к доске ученика. Попробуйте назвать метод, который вы сейчас применили. Фиксирует на доске. Оцените свою работу: можете словесно; поставить оценку - решили 3 уравнения – «5», 2 уравнения – «4». Кто решил 3 уравнения? Молодцы! А сейчас я предлагаю вам задание на рецензирование (слайд 8) Найдите ошибку в решении уравнения:
lg2x = lg (x – 15) 2x = x – 15 x = - 15. Так как х > 0, то уравнение решений не имеет. Ответ: решений нет. Вывод? Домашнее задание: п.51рекомендую прочитать, №№1151, 1153, 1155 (любые 2 уравнения из каждого номера обязательно). Для желающих на «5» красивое уравнение на доске:
(слайд9) |
вычисляют и объясняют определение логарифма. решают, объясняя метод. х = , объясняя х = 4 , объясняя х = 1,5, решения нет решить уравнения логарифмические да, (тогда методы?) Рассмотреть методы их решения. записывают. пробуют дать определение. сравнивают и делают выводы. да, возможно. записывают в тетрадях. возможно, предлагают. сравнивают с методом уравнивания показателей при решении показательных уравнений. применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Найденное значение переменной не удовлетворяет условию х >0. Внимательно слушают Работают в группах. (устно) Отвечают: 1гр.,2гр., … Нет, для пятого уравнения не подходит ни один из известных нам методов думают. Записывают и решают Называют: 1)функционально-графический; 2)метод потенцирования; 3)метод введения новой переменной; 4)метод логарифмирования. Решают (первый решивший уравнение оформляет решение на доске и т.д.) Проверяют, задают вопросы. Не похожее уравнение на другие; Не смогли упростить. записывают. тогда уравнение примет вид: log10x + 2log10x + 3 log10x + … + +10log10x = 5,5 (1 + 2 + 3 + … +10) log10x = 5,5 Сумма членов арифметической прогрессии равна:
Метод сведения к одному основанию. Ребята поднимают руку. Вспоминают свойства и пытаются найти ошибку У доски ученик. Ошибка. Неверно использована формула х 15, 2х = х – 15, решений нет; х < 15, 2х = - х + 15 Ответ: 5. Знание свойств логарифмов позволяет избегать ошибок. Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов учебной деятельности. - Считаете ли вы, что задачи урока решены? - Какие затруднения вы испытывали? - Ваши пожелания. Вы молодцы! Определив проблему, выдвинули гипотезу (проверить известные методы при решении новых уравнений), доказали (обосновав использование теоремы), получили результат, т.е. мы создали с вами мини проект, а продуктом нашего проекта является подсказка. (Приложение 4) Вы получаете её в память о нашем сотрудничестве. Огромное спасибо за урок. |
Высказываются, составляя картину деятельности
на уроке и её успешности: «Мы узнали…», «Мы смогли…», «У нас не получилось, потому что…» и т. д. |