Комбинированный урок систематизации и закрепления пройденного с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и информационных технологий по теме “Сила трения”.
Цель занятия. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей
Задачи:
Приобретение учащимися знаний:
- о силе трения, величинах, от которых она зависит, законе Кулона-Амонтона.
- о методах научного познания природы: наблюдение, измерение, эксперимент
- о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента
Приобретение учащимися умений:
- проводить наблюдения, описывать и обобщать их результаты
- планировать эксперимент, определяя оптимальное соотношение цели и средств
- отбирать приборы для выполнения эксперимента
- выполнять эксперимент
- представлять результаты наблюдений и измерений с помощью таблиц и графиков
- участвовать в дискуссии, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение
- владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий
Воспитание учащихся:
- формирование научного мировоззрения
- отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры
Оборудование: Приложение 1, Презентация
План урока.
- Организационный момент. Приветствие.
- Постановка цели урока. Объявление темы урока. Разделение на группы.
- Обзор материала, изученного ранее.
- Определение пробелов в знаниях учащихся.
- Активная лекция.
- Рефлексия в группах
- Решение качественных задач способом ранжирования
- Проверка экспериментальных навыков
- Самооценка и взаимооценка в группах.
- Проверка навыков в построении графиков
- Анализ погрешностей измерений
- Эксперимент за рамками изученного материала.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Оборудование и материалы:
динамометр, трибометр, набор грузов, катки, палочка из органического стекла, газета, поверхности из разных материалов, раздаточный материал, компьютерная презентация.ТСО:
КомпьютерХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Приветствие
(1 мин.)Обзор материала, изученного ранее на уроках
( 7 мин)Учитель.
Заполните таблицу, раскрывая происхождение и свойства сил. При заполнении руководствуйтесь следующими вопросами:Что является причиной возникновения силы?
Как схематически изображается сила на чертеже?
Какова формула для расчета ее числового значения?
Каковы особенности возникновения силы?
Имеет ли эта сила постоянную или переменную величину?
Название силы | Причина возникновения и особенности | Формула | Схематическое изображение на чертеже |
Сила тяжести | |||
Сила упругости | |||
Сила трения покоя | |||
Трение скольжения | |||
Сила трения качения | |||
Сила реакции опоры | |||
Вес тела |
Учащиеся. Заполняют таблицу,
Учитель контролирует самостоятельную работу учащихся.
Разделение на группы (2 мин.)
Учитель.Я вижу, не все графы таблицы оказались вами заполненными, при изучении темы не все оказалось для вас понятным и выясненным. Давайте восполним пробелы в знаниях. Я запишу некоторые ключевые понятия, относящиеся к данной теме. Предлагаю вам задать мне вопросы по теме “трение”, которые связали бы эти понятия.
Активная лекция
На доске записываются несколько понятий по теме: трение, закон взаимодействия электрических зарядов, Леонардо да Винчи, катки, угол наклона. Учащимся предлагается, работая в группах, задать три вопроса учителю, для того, чтобы прояснить содержание будущей лекции. Лекция сопровождается показом компьютерной презентации.
Работа в группах
(7 мин.)Каждая группа получает заготовку таблицы, которую они должны заполнить. Вопросы, предваряющие активную лекцию, после обсуждения заносятся в таблицу 1. Записи учащиеся делают маркером на листе ватмана. Все вопросы магнитами учитель прикрепляет к доске. Выбираем после обсуждения 3 самых главных и наиболее часто повторяющихся.
Далее читается лекция (8 минут). Учащиеся слушают, подбирая ответы на свои вопросы. После прочтения лекции ответы обсуждаются и заносятся в таблицу. Каждый учащийся записывает ответы на свои вопросы. Ответы сдаются учителю после занятия.
Проверим, как учащиеся поняли материал.(5 мин)
Учитель. Давайте проверим, насколько вы усвоили материал. Предлагаю провести ранжирование задач по признакам: что относится к силе трения скольжения(отмечаем V), а что – к силе трения покоя(отмечаем VV).
- Для чего делается насечка около шляпки гвоздя?
- Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?
- Зачем стапеля, по которым спускают судно, обильно смазывают?
- Зачем мастера смазывают мылом шуруп перед тем, как его закручивают?
- Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий след (протектор)?
- Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге под уклон?
- Для чего при спуске воза с горы одно колесо телеги закрепляют так, чтобы оно не вращалось?
- Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?
Проведение экспериментов.(10 мин)
Учитель. Теперь займемся проверкой экспериментальных навыков. Каждой группе дается индивидуальное исследовательское задание. Приборы для выполнения этого задания подберите сами из предложенных на демонстрационном столе.
Подведение результатов. (10 мин)
Учитель. Как вы будете докладывать о результатах?
Учащиеся. Можно словесно, рассказывают о своих результатах третья и пятая группы. Можно с помощью таблицы. Рассказывают о своих результатах вторая и четвертая группы. Можно с помощью построения графика. Первая группа выходит к доске, с помощью программы строит график зависимости силы трения от веса тела, делает вывод. Остальные работают за столом, строя график зависимости силы трения скольжения от веса тела при движении по горизонтали.
Учитель. Какой способ описания результатов предпочтительнее? В каком случае?
Учащиеся. Делают вывод по своей работе, заполняя опросные листы.
Я задумываюсь о проблемах с оборудованием, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. | |
Я задумываюсь о проблемах поиском нужных материалов, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. | |
Я задумываюсь о сложностях совместной работы, которые могут возникнуть в нашей группе, и о том, как их решать. | |
Я задумываюсь о проблемах с соблюдением установленных сроков, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать. |
Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам, используя технологию, примененную на уроке, попытаться решить творческую исследовательскую задачу. Для удобства работы можно использовать данную информационную карту проекта.
Определить коэффициент трения песка о стекло. Оборудование. Песочные часы, линейка.
Определить коэффициент трения бруска о горизонтальный стол, если длина и ширина бруска меньше его высоты. Оборудование. Брусок, нить, линейка.
Определить среднюю силу сопротивления песка. Оборудование. Стальная гирька, деревянный клин, сосуд с песком, линейка, весы с разновесами.
Информационная карта проекта
Этап | Сущность этапа | Содержание |
1 | Постановка проблемы | |
2 | Наблюдения | |
3 | Систематизация наблюдений | |
4 | Описание опытов с научной точки зрения | |
5 | Определение ключевого момента задачи | |
6 | Особенности решения данной задачи | |
7 | Подбор измерительных приборов | |
8 | Измерения и осмысление их результатов | |
9 | Определение погрешностей опыта | |
10 | Выработка эмпирических зависимостей | |
11 | Математическая запись закона | |
12 | Алгоритмизация | |
13 | Применение физических законов в новой ситуации | |
14 | Эксперимент за рамками проблемы | |
15 | Корректирование проблемы | |
16 | Рефлексия | |
17 | Мое мнение о проделанной работе | |
18 | Направления совершенствования опыта | |
19 | Практическая значимость |
Учитель. Спасибо всем, занятие окончено.