Цели:
- формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
- развивать умения отличать “плохое” от “хорошего”;
- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;
- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование:
- стаканчики с водой, 2 коробки с красками, 6 кисточек;
- 7 белых полосок с написанными на них свечой словами (радуга);
- желтый круг (солнце) и 6 полосок-лучей;
- запись мелодий песен;
- клей, полоски бумаги (4), слова пословиц (россыпью).
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа, которую вы отгадаете чуть позже. Классный час будет проходить в виде командных соревнований. За выполнение заданий команды будут получать призовые жетоны.
- Названия своих команд вы узнаете, выполнив определённые задания.
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
2. “Одеваем радугу”.
- Верно! Но наша радуга будет необычной. На полосках восковой свечой я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова.(показываю на первой полоске и прикрепляю ее). Ваша задача - быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее?
- Дарить
- Обществу
- Благородство
- Радость
- Общение
- Талант
- Азарт
- Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.
- О чем будем говорить? (о доброте).
- Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.
3. Чтение стихотворения:
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто здравствуйте,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
- Как вы думаете, что такое доброта?
(плакат: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству)
- С чем можно сравнить доброту?
- Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?
- Становится теплее, правда?
- А что всех людей согревает? (солнышко)
4. “Одеваем солнышко”.
- У нас на доске солнышко. Только у него короткие лучики. Ваша задача написать за 1 минуту добрые слова на букву “Д” и прикрепить лучики к солнышку.
(дорогой, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродушный, добропорядочный, достойный)
5. “Вежливые слова”.
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (по 1 строчке - каждой команде):
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)
- Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
6. Чтение стихов.
- Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
- На сколько вы умеете владеть силой вежливых слов – покажет следующий конкурс. Я даю вам листочек с четверостишием, вам надо выбрать человека, который сможет нам выразительно прочитать.
(по 1 человеку от команды)
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.
- Как вы думаете, что такое вежливость?
(Плакат: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться)
7. “Остров пословиц”.
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Каждой команде я выдам разбитые на части пословицы. Вам нужно из слов собрать пословицу, наклеить ее на полоску бумаги, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброе слово и железные ворота открывает.
8. Составление фамилий с корнем -добр-.
- Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Есть еще одна пословица “Жизнь дана на добрые дела”. Человек совершает добрые дела в течение всей жизни. А нашим предкам давали фамилии по их делам.
- Ваша задача за 1 минуту подобрать или придумать как можно больше фамилий с корнем – -добр-.
- Эти фамилии может и существуют. А вот фамилии с корнем “-добр-” реальных людей:
- Добровольский Георгий Тимофеевич (1928 – 1971) – космонавт, Герой Советского Союза, полёт на “Союзе-11”. Погиб при возвращении на Землю.
- Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – русский литературный критик, публицист. С его публикациями вы познакомитесь в старших классах.
- Добронравов Николай – современный поэт-песенник.
- Добрынин Анатолий Федорович (1919- 1990) – в 1962 году посол в США.
- Добрынин Вячеслав – известный современный композитор.
- И этот список можно продолжать долго.
9. Мыс Культуры.
- Обсуждать добрые дела и поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в каких-то ситуациях? Сейчас я каждой команде раздаю листочки с записанными ситуациями. Вы прочитайте их, найдите ошибки, обсудите в группе и скажите, в чем дети были не правы?
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой!” “А ты как его зовешь?” - спросила мама. – “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 3 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!”
(Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям “Здравствуйте!”)
10. Обсуждение басни.
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.
- Послушайте басню и ответьте на вопросы:
- В чем нравоучительный смысл басни?
- Чему она учит?
“Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем”.
(Вывод: не делай зла, будь добрым)
11. Рисунок “Доброта”.
- Я вижу, что у каждой команды собралось уже много призовых жетонов. Я вижу, что вы стремитесь к доброму общению, к добрым отношениям. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
- А теперь самое сложное задание для всей команды. Постарайтесь нарисовать рисунок, который можно было бы назвать “Доброта”.
- Расскажите о своем рисунке.
12. Комплименты.
- За такие рисунки мне хотелось бы подарить вам комплименты. А знаете ли вы, что это такое?
Комплимент -
- Давайте говорить друг другу комплименты.
Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты.
13. Заключение.
- Я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.
14. Подведение итогов классного часа.