Уже с букварного периода обучения не только можно, но и нужно начинать работу по формированию и развитию орфографической зоркости, так как именно этот этап принципиально важный и ответственный для формирования орфографических навыков.
Необходимо учить детей сначала фонематическому слуху – слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости – зрительному вниманию. Фонематический слух и зрительная зоркость образуют орфографическую зоркость.
Задача учителя сформировать умение обнаруживать и выделять не частную орфограмму, а сразу несколько орфограмм в разных морфемах написанного слова, используя предложенную систему упражнений.
Формируя орфографический навык, следует отметить, что в виду имеется прежде всего структура орфографического действия:
- обнаружить орфограмму;
- определить ее тип;
- решить орфографическую задачу;
- осуществить контроль и самоконтроль.
Эти компоненты и составляют орфографический навык.
Предметом нашего совершенствования является первый структурный компонент – формирование умения обнаружить орфограмму. Формирование орфографической зоркости начинается в начальных классах и продолжается в средних и старших классах.
В традиционной системе обучения количество часов не позволяет в полной мере овладеть орфографической зоркостью, так как все задания репродуктивного характера: "Спишите, вставляя буквы", "Спишите. Подчеркните безударные гласные". Так учебники русского языка для начальной школы (авторы: М.Л. Закаружникова, Н.С. Рождественский, Ф.Д. Костенко) учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами и путем "раскрывания" скобок. И такая форма работы преследует ученика на каждой странице учебника, она становится механической, потому что орфограммы как таковые здесь уже определены и первое действие орфографической задачи выполнено за ученика. Поэтому я предлагаю систему упражнений по формированию орфографической зоркости у учащихся первого класса. Данная система упражнений разделена на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на них и делает шаг вперед.
Этапы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся первого класса.
I. Определение ударения в слове.
II. Сильная и слабая позиция звуков в слове, умение оценивать каждый гласный звук слова.
III. Новый способ записи слов – письмо с пропусками гласных букв в слабой позиции.
IV. Знакомство с орфограммой как с явлением.
V. Формирование умения воспринимать орфограмму на слух.
VI. Выбор правильного варианта из имеющегося набора.
Данную систему упражнений для повышения эффективности, усвоения правильного и успешного формирования орфографической зоркости я предлагаю обычные задания по традиционной системе.
Кроме предложенных мною заданий использовались упражнения из учебника "Русский язык" для первого класса четырехлетней начальной школы (Т.Г. Рамзаева); Дидактический материал по русскому языку: 1 класс (Ш.В. Журжина, Н.В.Костромина).
На первом этапе работы, в период обучения грамоте, дети учатся безошибочно и быстро определять ударения в слове, правильно обозначать на письме ударный звук, соответствующий ему гласной буквой.
Цель – познакомить с такими словами, написание которых определяется произношением, убедить в том, что в слове орфографическую ошибку сделать нельзя, т.е. в слове может совсем не быть орфограммы
Упражнения 1-5 (Приложение 1)
На четвертом этапе отбрасываем умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. (Безударный звук [а] может быть обозначен о или а. Безударный звук [и] буквами е, я, и).
Цель на данном этапе: познакомить учащихся с орфограммой как явлением, когда возникают случаи неоднозначного соотношения звуков и букв.
Учитель: – Возможна ли ошибка в слове горы? (нет)
- Ошибка здесь невозможна, т.к. замена любой из букв приводит к разрушению данного слова и замене его другим (например, норы).
- А если заменить букву безударного гласного в слове гора и записать слово гара? Что произойдет?
- При записи слова гара его значение не изменилось, произношение то же осталось прежним. Мена букв о-а в словах гора-гара – это явление орфографическое.
Орфографические ошибки возможны лишь в те случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова (го/ара). Если имеется выбор букв, значит это орфограмма (орфо- правильный, грамма – запись).
Целью далее следующих упражнений является усвоения учащимися сущности понятия орфограммы: в слове нет тогда орфограммы, когда нет выбора букв. В слове есть тогда орфограмма, когда есть выбор букв, т.е. на данном этапе нужно научить детей видеть в словах орфограммы.
Упржанения 1-2 (Приложение 2)
Такое рассуждение очень трудно получить от ученика, но тем не менее необходимо, так как подобное рассуждение – осознанное основа навыка.
Но главным средством на этом этапе при формировании орфографической зоркости, умения воспринимать орфограмму на слух является далее следующее выполнение упражнений.
Упражнения 1-2 (Приложение 3)
Шестой этап – выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение мы отрабатываем на корне, как значащей части слова.
Упражнение 1 (Приложение 4)
Цель: формировать у учащихся внимание, интерес определять место орфограммы.
Методика проведения упражнения: ученики слушают предложение. Далее произносят его "про себя" обращая внимание на слова в написании которых они сомневаются. Затем учащиеся пишут предложения под диктовку, пропуская в словах те места, в которых они затрудняются написать нужную букву. После того, как дети написали текст, они спрашивают у учителя как писать то или иное слово. Учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученику самому определить правильное написание слова.
Дары леса.
Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят ходить в лес. Часами ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных даров.
После внедрения системы данных упражнений в обучение умению обнаруживать и выделять орфограммы в разных морфемах написанного слова, нужно провести контрольный срез.
Целью данного среза является оценка эффективности предложенной системы упражнений по формированию и развитию орфографической зоркости у младших школьников в первом классе.
Задание № 1. В зрительно предъявленном тексте поставьте ударения, найдите и выделите карандашом орфограммы.
Цель. Проверить наличие умения зрительно обнаруживать орфограмму.
Лягушка.
Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Дождик пробегал по ее спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Лягушка насторожилась. Это летели утки. Она спряталась в осоке. (По В.Гаршину)
Задание № 2. Поставьте ударение, найдите и подчеркните карандашом орфограммы.
Цель: проверить наличие умения обнаруживать орфограмму на слух.
Хозяйка.
Галина осталась дома за хозяйку. Девочка вымыла посуду. Она подмела пол. Галя полила цветы на окне. Она играла с братишкой. Уже восемь часов. Малышу пора спать. Сестра спела песенку. Мальчик быстро уснул. Скоро придет мама. Надо ставить на плиту чайник.
Задание № 3. Спишите текст, подчеркните все увиденные вами орфограммы на безударные гласные в словах.
Цель: проверить уровень сформированности орфографической зоркости у младших школьников.
Зимний лес.
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши высокие ели. На ветках шапки снега. У куста сидит зайка. В дупле уснула белка. На макушку ёлки села большая птица.
Результаты всех заданий контрольного среза можно записать в таблицу.
№ п/п | Фамилии, имена учащихся 1 класса | №1 | №2 | №3 | Процент | |
выполнения | не выполнения | |||||
Иванов Максим | + | - | + | 66 | 34 | |
Мирошникова Дарья | + | + | + | 100 | 100 |
Проанализировав данные в таблице можно сделать вывод об уровне умения обнаруживать орфограммы в словах у учащихся 1 класса.
Итоговые 3 задания показывают, что предлагаемая система конкретных упражнений, по степени возрастания сложности и самостоятельности, даёт прекрасные результаты уже к концу обучения в 1 классе.
Вовремя проведенная работа по формированию орфографической зоркости и дальнейшее ее развитие, оказывает влияние на сознательность и успешность формирования орфографического действия.
Данная система упражнений находит конкретное воплощение во втором и третьем классах.