Урок русского языка, основанного на мыследеятельностном подходе к сценированию образовательных ситуаций

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • При активном участии детей найти способы различения омонимичных предлогов и приставок;
  • Дать теоретическое обоснование этому процессу;
  • Сформулировать правило;
  • Построить алгоритм различения омонимичных предлогов и приставок.

Ход урока:

Этап подготовки детей к активной познавательной деятельности.

Учитель: (сообщает тему урока) Вспомним правила определения приставки и предлога.

Дети: "Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов".

" Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении".

Например: (дети приводят примеры).

Учитель: Давайте разберемся на данных примерах, в каком слове есть приставка? Перед каким словом стоит предлог? Выбираем

( у) дома, (по) саду, (у) нее, (за) крыть, (по) садил, (за) столом, (на) крыл.

(Выполняется задание с объяснением учащимися.)

Учитель: А может ли быть "на" не приставкой, а предлогом?

Придумайте словосочетание.

Дети: Бегали на улице.

Этап нахождения способа различия омонимичных предлогов и приставок.

Учитель: Сегодня мы будем находить различия в написании приставок и предлогов, одинаково звучащих. Для этого выполним задание. Из данных слов составим две группы (2 столбика), раскрывая скобки. В  один столбик будем писать слова с приставками, в другой с предлогами.

(На доске написать примеры. Дети читают)

(По) вредил, (по) дороге, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (за) брата, (за) брал, (в) дупло, (в) летел.

Учитель: Что объединяет их в пары?

Дети: Одинаково звучащие предлоги и приставки.( Выполняется 3 пары примеров с объяснением.)

по вредил                       по дороге

(Остальная работа выполняется учащимися самостоятельно).

Учитель: Подумайте, как вы докажете, где приставка? А где предлог?

Дети: - Предлоги относятся к именам существительным , а притсавки написаны у глаголов;

- От предлога к существительному можно поставить вопрос или вставить другое слово, (например, имя прилагательное)

- Предлоги никогда не пишутся перед глаголами (словами, обозначающими действие)

Учитель: Попробуем составить план – действие (алгоритм) к сказанному:

АЛГОРИТМ

Этап отработки навыков правописания предлогов и приставок.

(Работа по группам. Дифференцированная). Списать, раскрывая скобки.

1 группа: (от) скочил (от) двери, (на) писал (на) листе, (до) рощи (до) ехал, (на) земле (на) шел, (за) бросил (за) забор.

2 группа: Труд и (на) кормит и (на) учит.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет

3 группа: (Составить словосочетания по образцу)

от ъ ехал

от дерева

- - - - - - - -

- - - - - - - - -

- - - - - - - -

- - - - - - - - -

- - - - - - - -

- - - - - - - - -

- - - - - - - -

- - - - - - - - -

Практическое задание , содержащее “ловушку” .

Учитель: Найти "лишнее" слово; объяснить почему?

- (по) шел, (по) лка, (по) краю.
- (у) рок, (у) колоть, (у) калитки.
- (за) платить, (за) плиту, (за) платка.

Дети:

полка – корень
урок - корень
заплатка - корень

Самостоятельная работа .Выявить уровень усвоения изученного правила.

Учитель: (диктует)

"Поднес поднос под самый нос.
Лучше в труде сгореть, чем в безделье".
(Объяснить пословицу)

Итог урока.

Чем занимались на уроке? Что узнали нового? Как отличить приставку от предлога?