Тема урока "Координаты на прямой"

Разделы: Математика


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, раздаточные дидактические материалы, компьютерная презентаця.

ХОД УРОКА.

I Организационный момент.

II Анализ контрольной работы.

  1. Указать ошибки, сделанные учащимися.
  2. Решить задачи, вызвавшие затруднения

III Объяснение нового материала.

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Объяснение нового материала.
  3. На уроках математики до сих пор мы рассматривали натуральные и дробные числа. Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами – отрицательными. В самом деле, из сообщений о погоде вы могли узнать, что температура воздуха была -12 градусов, а на географической карте увидеть отметку -1733 (в метрах) для глубины Байкала.

    Такие числа, “похожие” на натуральные, но со знаком “минус” нужны в тех случаях, когда величина изменяется в двух противоположных направлениях, повышается или понижается.

    Слайд 3.

    Какую температуру показывает термометр?

    В какое время года можно наблюдать такую температуру?

    Какая температура сегодня?

    Какая была вчера?

    Как называются числа показывающие температуру летом?

    Зимой?

    Как вы думаете, ребята, 0 положительное или отрицательное число? Обратите внимание на запись отрицательных чисел.

    Чем они отличаются от положительных?

    Перед положительными числами пишется знак “+”, но для краткости принято его опускать.

    +7=7,

    +13,4=13,4

  4. Работа в парах. Слайд 4
  5. Определите, является ли данное число отрицательным?

    Запишите:

    1 вариант - числа, которые являются отрицательными.

    2 вариант – числа, которые не являются отрицательными.

    Фронтальная проверка.

  6. Рассмотрим расположение положительных и отрицательных чисел на прямой.
  7. Слайд 5.

    На развилке дорог остановились путники, увидев указатель 50км, но так как на нем не было указано направление, они не знали в какую сторону ехать, чтобы попасть в село. Первый путник поехал направо и вскоре прибыл в село. А второй путник, проехав 50 км влево, так и не попал в это село. Почему?

    На каком расстоянии от данного села он оказался?

    Обратите внимание, как изображены числа на прямой.

    На каком расстоянии от начала отсчета расположены числа 20 и -20,

    40 и -40,

    50 и -50?

    Какое направление они указывают на прямой?

    Сами числа тоже называются противоположными.

    Какие числа расположены справа от 0?

    А слева от 0?

    Начало отсчета принято обозначать “0”.

    А какое число 0 положительное или отрицательное?

    А как вы думаете, почему?

    Есть ли ему противоположное?

  8. Определение координатной прямой.
  9. Как называется луч, на котором указано направление, отмечены в определенном порядке числа?

    Как вы, ребята, думаете, координатная прямая - что это?

    С координатной прямой вы уже встречались на уроках истории (“линия времени”). Шкалу с положительными и отрицательными числами и нулем имеют термометры. На уроках географии вы тоже встречались с такой шкалой, например места обитания флоры и фауны относительно уровня моря. Слайд 7.

    Как называются числа, отмеченные на координатной прямой?

    На координатной прямой можно найти точку, соответствующую любому числу – положительному или отрицательному. В то же время с помощью положительных и отрицательных чисел и числа 0 можно указать положение любой точки на прямой. Слайд 8

    Назовите координату точки А, С.

    Какой точке соответствует координата -3? 12?

  10. Первичное закрепление.

А сейчас ответьте на вопросы любопытного Бобика. Слайд 8.

IV Закрепление изученного материала.

1.Выполнить задание на доске ( единичный отрезок 10см) и в тетрадях

карточка №320

Постройте координатную прямую с единичным отрезком 1см. Изобрази на ней точки с координатами А(5), В(-3),С(8), Д(-),М(),О(0),К(-6).

2. Работа с учебником №881 стр. 156. Один ученик выполняет задание на обороте доски,

3.Слайды Записать произвольные три числа которые расположены на координатной прямой:

а) левее числа -3

б)правее числа -9

в) между числами 12 и -2

г) между числами -4 и 5.

Проверка после выполнения каждого задания (по одному человеку выполняют у доски), проверяющий называет и свой вариант ответа.

4 Самостоятельная работа

1 вариант №884

2 вариант №885б

Индивидуальное задание

Карточка №327

Постройте координатную прямую с единичным отрезком 12 клеток. Изобрази на ней точки с координатами А(), В(-), С(-), Д(), M(),

N(-), F(), E(-1), K(-).

V Тест

Найди правильный вариант ответа

  1. Данные числа – положительные правильные дроби:

а) б) в)

2. Между числами -2 и 3 расположены:

а) -2;-1; 0; 1; 2; б) -1; 0; 1; 2; в) -1; 0; 1; 2; 3;.

3. Данные числа расположены правее числа - 12:

а) -11; 11; 27; б) -13; -14; -15; в) -12;-11; -10.

4. Данные числа расположены левее числа -3:

а) -10; 10; 0; б) -5; -4; -3; в) -100; -27; -5.

5. Данные числа – правильные отрицательные дроби:

а) б) -0,7; -; -0,075; в) -0,1; 3.

Блиц – опрос

  1. Что называется координатой точки?
  2. Что называется координатной прямой?
  3. Какую координату имеет начало отсчета?
  4. Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.
  5. Отрицательные числа расположены (правее, левее) от нуля.
  6. Число 15 является (положительным, отрицательным).
  7. Число является (положительным, отрицательным).
  8. Число 0 является (положительным, отрицательным).
  9. Закончи фразу: если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату …
  10. Если точка М расположена правее начала отсчета на 12 единиц, то она имеет координату …
  11. Запись К (-2; 5) читается так …
  12. если точка С расположена от точек А(8) и В (-2) на одинаковых расстояниях, то точка С имеет координату …
  13. Точки, удаленные на 6 единиц от точки а (2) имеет координаты … и …
  14. Положительное направление на координатной прямой отмечают … Она показывает, что при движении вдоль координатной прямой вправо числа (увеличиваются, уменьшаются).

VI. Домашнее задание. №902,904.
Написать сочинение: “Положительные и отрицательные числа вокруг нас”.

VII Итог урока. C.154 вопросы к п. 2626
Вопрос: Зачем мы изучаем отрицательные числа? Где можно их применять в повседневной жизни?