ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, раздаточные дидактические материалы, компьютерная презентаця.
ХОД УРОКА.
I Организационный момент.
II Анализ контрольной работы.
- Указать ошибки, сделанные учащимися.
- Решить задачи, вызвавшие затруднения
III Объяснение нового материала.
- Сообщение темы и цели урока
- Объяснение нового материала.
- Работа в парах . Слайд 4
- Рассмотрим расположение положительных и отрицательных чисел на прямой.
- Определение координатной прямой .
- Первичное закрепление.
На уроках математики до сих пор мы рассматривали натуральные и дробные числа. Однако в жизни вы уже наверняка встречались и с другими числами – отрицательными. В самом деле, из сообщений о погоде вы могли узнать, что температура воздуха была -12 градусов, а на географической карте увидеть отметку -1733 (в метрах) для глубины Байкала.
Такие числа, “похожие” на натуральные, но со знаком “минус” нужны в тех случаях, когда величина изменяется в двух противоположных направлениях, повышается или понижается.
Слайд 3.
Какую температуру показывает термометр?
В какое время года можно наблюдать такую температуру?
Какая температура сегодня?
Какая была вчера?
Как называются числа показывающие температуру летом?
Зимой?
Как вы думаете, ребята, 0 положительное или отрицательное число? Обратите внимание на запись отрицательных чисел.
Чем они отличаются от положительных?
Перед положительными числами пишется знак “+”, но для краткости принято его опускать.
+7=7,
+13,4=13,4
Определите, является ли данное число отрицательным?
Запишите:
1 вариант - числа, которые являются отрицательными.
2 вариант – числа, которые не являются отрицательными.
Фронтальная проверка.
Слайд 5.
На развилке дорог остановились путники, увидев указатель 50км, но так как на нем не было указано направление, они не знали в какую сторону ехать, чтобы попасть в село. Первый путник поехал направо и вскоре прибыл в село. А второй путник, проехав 50 км влево, так и не попал в это село. Почему?
На каком расстоянии от данного села он оказался?
Обратите внимание, как изображены числа на прямой.
На каком расстоянии от начала отсчета расположены числа 20 и -20,
40 и -40,
50 и -50?
Какое направление они указывают на прямой?
Сами числа тоже называются противоположными.
Какие числа расположены справа от 0?
А слева от 0?
Начало отсчета принято обозначать “0”.
А какое число 0 положительное или отрицательное?
А как вы думаете, почему?
Есть ли ему противоположное?
Как называется луч, на котором указано направление, отмечены в определенном порядке числа?
Как вы, ребята, думаете, координатная прямая - что это?
С координатной прямой вы уже встречались на уроках истории (“линия времени”). Шкалу с положительными и отрицательными числами и нулем имеют термометры. На уроках географии вы тоже встречались с такой шкалой, например места обитания флоры и фауны относительно уровня моря. Слайд 7.
Как называются числа, отмеченные на координатной прямой?
На координатной прямой можно найти точку, соответствующую любому числу – положительному или отрицательному. В то же время с помощью положительных и отрицательных чисел и числа 0 можно указать положение любой точки на прямой. Слайд 8
Назовите координату точки А, С.
Какой точке соответствует координата -3? 12?
А сейчас ответьте на вопросы любопытного Бобика. Слайд 8.
IV Закрепление изученного материала.
1.Выполнить задание на доске ( единичный отрезок 10см) и в тетрадях
карточка №320
Постройте координатную прямую с единичным отрезком 1см. Изобрази на ней точки с координатами А(5), В(-3),С(8), Д(-),М(),О(0),К(-6).
2. Работа с учебником №881 стр. 156. Один ученик выполняет задание на обороте доски,
3.Слайды Записать произвольные три числа которые расположены на координатной прямой:
а) левее числа -3
б)правее числа -9
в) между числами 12 и -2
г) между числами -4 и 5.
Проверка после выполнения каждого задания (по одному человеку выполняют у доски), проверяющий называет и свой вариант ответа.
4 Самостоятельная работа
1 вариант №884
2 вариант №885б
Индивидуальное задание
Карточка №327
Постройте координатную прямую с единичным отрезком 12 клеток. Изобрази на ней точки с координатами А(), В(-), С(-), Д(), M(),
N(-), F(), E(-1), K(-).
V Тест
Найди правильный вариант ответа
- Данные числа – положительные правильные дроби:
а) б) в)
2. Между числами -2 и 3 расположены:
а) -2;-1; 0; 1; 2; б) -1; 0; 1; 2; в) -1; 0; 1; 2; 3;.
3. Данные числа расположены правее числа - 12:
а) -11; 11; 27; б) -13; -14; -15; в) -12;-11; -10.
4. Данные числа расположены левее числа -3:
а) -10; 10; 0; б) -5; -4; -3; в) -100; -27; -5.
5. Данные числа – правильные отрицательные дроби:
а) б) -0,7; -; -0,075; в) -0,1; 3.
Блиц – опрос
- Что называется координатой точки?
- Что называется координатной прямой?
- Какую координату имеет начало отсчета?
- Положительные числа расположены (правее, левее) от нуля.
- Отрицательные числа расположены (правее, левее) от нуля.
- Число 15 является (положительным, отрицательным).
- Число является (положительным, отрицательным).
- Число 0 является (положительным, отрицательным).
- Закончи фразу: если точка А расположена левее начала отсчета на 7 единиц, то она имеет координату …
- Если точка М расположена правее начала отсчета на 12 единиц, то она имеет координату …
- Запись К (-2; 5) читается так …
- если точка С расположена от точек А(8) и В (-2) на одинаковых расстояниях, то точка С имеет координату …
- Точки, удаленные на 6 единиц от точки а (2) имеет координаты … и …
- Положительное направление на координатной прямой отмечают … Она показывает, что при движении вдоль координатной прямой вправо числа (увеличиваются, уменьшаются).
VI. Домашнее задание. №902,904.
Написать сочинение: “Положительные и
отрицательные числа вокруг нас”.
VII Итог урока. C.154 вопросы к п. 2626
Вопрос: Зачем мы изучаем отрицательные числа? Где
можно их применять в повседневной жизни?