ЦЕЛЬ: дать учащимся представление о строении грибов, их разнообразии, отличительных признаках, значении в природе; развивать познавательную активность;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийное сопровождение урока, тест, карточки для проведения игр, сигнальные карточки, учебник, рабочая тетрадь.
ПЛАН.
I.Организационный момент.
Проверьте готовность рабочих мест.II. Сообщение темы урока.
- вспомните, в каких царствах живой природы мы с вами уже побывали?- Растения
- Животные
Сегодня мы совершим путешествие ещё в одно замечательное царство живой природы, а какое, вы узнаете позже.
III. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили об охране животных.
Фронтальная проверка. Ответы на вопросы:
а) какую роль в природе и жизни человека играют животные?
- без них многие растения не смогли бы размножаться и расселяться
- животные дают людям продукты питания, ценный мех
- животные очень красивые и интересные
- вырубка леса и загрязнение вод губят многих животных
- неумеренная охота
д) что люди делают для охраны животных?
- охота на редких животных запрещена
- на некоторые виды охота ограничена
- исчезающие животные находятся под особой охраной: в заповедниках, национальных парках
- помогают охране зоопарки
- беречь надо не только редких животных, но и тех, которых много
- нужно беречь не только животных, но и места, где они живут
- нужно правильно вести себя в природе
е) как нужно вести себя в природе?
в) угадайте животных из Красной книги России ( по описанию)- рассказывают подготовленные учащиеся.
- красивые птицы с нежно-розовым оперением, живут у воды; /фламинго/ (слайд 1)
- могучий морской зверь, длина более 3 метров, а масса – полторы тонны. Клыки – до 80 сантиметров в длину; /морж/ (слайд 1)
- родственник домашней кошки, длина более 3 метров, ловкий, сильный, красивый; /тигр/ (слайд 1)
- большая птица, может долго парить высоко в небе, высматривая добычу; /беркут/ (слайд 1)
- живут в лесах, длина тела около 3 сантиметров, поедают опасных для леса гусениц /жуки-красотелы/ (слайд 1)
IV
. Изучение нового материала.Итак, ребята, мы покидаем царство животных и отправляемся в путешествие по удивительной книге “Царство грибов” (слайд 3) В грибном царстве мы познакомимся (слайд 4) со строением грибов, их разнообразием и отличительными признаками, поговорим о правилах сбора.
Первая страница “Почему?” Слово учителя. (слайд 5)
Подберёзовик, подосиновик, белый гриб, мухомор – это грибы. Трутовик, который подтачивает в лесу силы дерева. Плесень, одевшая кусочек хлеба… Это тоже грибы. Их на свете очень много.
словарная работа: ТРУТНИК, ТРУТОВИК – это гриб, растущий на деревьях.
словарная работа: ПЛЕСЕНЬ-это налёты, которые образуются особыми грибками и скапливаются в виде пятен на чём – нибудь гниющем или сыром.
Почему грибы выделены в отдельное царство?
Долгое время между учёными не утихали споры, верно, ли считать грибы растениями. Во-первых, они не зелёные, а во-вторых, в них обнаружено немало таких веществ, которые есть только в телах некоторых животных. Сейчас большинство биологов выделяют грибы в самостоятельное царство природы. Считается, что грибы – это не растения, и не животные. Грибы – это грибы.
Вторая страница нашей книги “Строение грибов”. (слайд 6)
- Вы послушайте внимательно загадку, в ней вы найдёте ответ на вопрос:
- Из каких частей состоит гриб?
Землю пробуравил,
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся. /гриб/
- Рассмотрите строение гриба.
- Самостоятельно впишите название частей шляпочного гриба в тетради на странице 31 (Шляпка, ножка, грибница)
- Самопроверка (слайд)
- Кто из вас выполнил задание без ошибок?
- МОЛОДЦЫ!
Самые известные грибы – те, у которых есть шляпка и ножка. Такие грибы называются шляпочные. Под землёй от их ножки отходят в разные стороны тонкие белые, похожие на паутину, нити. Это грибница – подземная(главная) часть гриба.
Следующая страница книги “Значение грибов в природе”. (слайд 7)
Ко всем шляпочным грибам, независимо от их съедобности, нужно относиться уважительно и бережно. Дело в том, что они очень нужны в природе.
Во-первых, грибы тесно связаны с деревьями:
когда-то в степных районах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. Обнаружилось, что деревья здесь очень плохо растут. Чего им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из леса привезли землю с грибницей. Через время деревья заметно начали расти. Оказывается, деревья и грибы дружат между собой. Нити грибницы, срастаясь с корнями деревьев, снабжают их дополнительным количеством воды и минеральных солей. Взамен деревья делятся с грибами питательными веществами, которые образуются в зелёных листьях.
Во-вторых, грибами питаются и лечатся многие лесные животные. Например: лоси, белки, полёвки, сороки. Мухоморы для лося являются лекарством.
В-третьих, многие грибы перерабатывают растительный мусор в лесу: разрушают поваленные стволы деревьев, упавшие сучья, отмершую листву.
Так что лесу без грибов не обойтись. Лесу они просто необходимы. Грибы богатство леса. Относитесь к ним бережно! (слайд 8)
Перелистываем страничку и она называется: “Красная книга России”. (слайд 9-15)
Что означает каждый сигнал светофора?
Красный свет нам говорит:
-Стой! Опасно! Путь закрыт!
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Зелёный свет открыл дорогу.
Переходить ребята могут.
Мы с вами познакомились, с удивительным населением живой природы – грибами. К сожалению, некоторые виды исчезают и скоро, если человек не будет их оберегать, они совсем исчезнут.
Немало видов грибов внесено в Красную книгу РФ. (грибы из Красной книги)
Страничка “Разнообразие грибов”. (слайд 16)
Среди шляпочных грибов есть съедобные, а есть и несъедобные. Среди несъедобных встречаются ядовитые грибы. Многие съедобные и несъедобные грибы похожи друг на друга. Поэтому собирать грибы нужно со взрослыми, которые хорошо знают отличительные признаки грибов.
Послушаем наших экспертов (рассказ подготовленных учеников)
словарная работа: ЭКСПЕРТ – специалист, который даёт заключение при рассмотрении какого – нибудь вопроса.
Белый гриб – шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный. (слайд 17)
Желчный гриб (ложный белый) – шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький. Несъедобный. (слайд 17)
Осенний опёнок – шляпка снизу желтовато-белая с тёмными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб. (слайд 18)
Ложноопёнок - шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб! (слайд 18)
Шампиньон – шляпка снизу розовая или фиолетовая, на ножке внизу нет мешочка. Съедобный гриб. (слайд 19)
Бледная поганка - шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовит! (слайд 19)
- рассмотрим съедобные грибы (слайд 20)
- рассмотрим несъедобные грибы (слайд 21)
- выполним задание “Найди лишний гриб” (слайд 22)
Что нужно делать при отравлении грибами? (немедленно вызвать скорую помощь, больного уложить в постель и давать ему пить солёную воду, холодный чай, мёд и молоко).)
Собирая грибы нужно знать не только отличительные признаки, но и правила сбора.
Следующая наша страничка “Правила сбора грибов”. /работа с учебником/
Прочитайте правила на стр. 121 самостоятельно.
- обоснуйте каждое правило (слайд 23-24)
Закрепление изученного материала.
Выполним задание: “Какое высказывание верное?” (использование сигнальных карточек: если высказывание верное – зелёный кружочек, если неверное – красный). (слайд 25-26)
Следующее задание “ТЕСТ” (слайд 27-29)
Далее наша страница называется “Любопытные факты”. (слайд 30)
Задание: “Грибы Краснодарского края”.
- вспомните, какие грибы встречаются у нас в Краснодарском крае?
Белый гриб, подосиновик, подберёзовик, опята, рыжики
Гриб-баран, гриб-каштановик, гриб-синяк, цезарский гриб
Ложные опята, мухомор, бледная поганка
- какая пора считается грибной? (лето, осень)
Игра “Съедобный или несъедобный”.
- использование сигнальных карточек красного и зелёного цвета. Если гриб съедобный – зелёная карточка, если несъедобный – красного цвета.
Проводится игра-задание “Собери грибы”. Работа проводится по группам. Каждая группа собирает названия грибов.
Дети из квадратиков картона, на
которых записаны слоги, составляют названия
грибов:
Ка, ро, мас, ле, сы, еж, вик, нок, под, ос, вол, ры, ка,
жик, но, ка, сич, ли, под, ре, бе, зо, нуш, ик, ин, пе,
нок, о. (Сыроежка, масленок, подосиновик, опенок,
волнушка, лисичка, рыжик, подберезовик.)
Лож, о, ны, та, е, пя, му, блед, хо, на, мор, я, по, желч, ган, ный, ка, гриб. (ложные опята, мухомор, бледная поганка, желчный гриб)
Це, ба, зар, ран, ский, си, шиш,
няк, ко, ре, вик, гриб, ше, каш, точ, та, ник, но
(цезарский, баран, синяк, шишкогриб, каштановик,
решеточник)
Как можно назвать грибы, которые вы собрали?
(съедобные, несъедобные, из Красной книги России).
Отгадай загадку. (слайд 31-33)
Итог урока.- какое значение для леса имеют грибы?
VII. Домашнее задание.
VIII.