Обобщающий урок по географии Татарстана

Разделы: География


Цели и задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся о родной республике Татарстан.
  • Пробуждать чувства патриотизма и любви к малой Родине, продолжить экологическое воспитание, воспитывать чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу.
  • Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве. Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • С помощью стихов добиться более широкого кругозора учащихся о татарских поэтах .

Оборудование:

  • карта Татарстана
  • контурная карта Татарстана
  • чайнворд “край мой- Татарстан”
  • фотоиллюстрации,
  • эмблема-флаг Татарстана
  • лист быстрого опроса.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению родного края.

Цель нашего урока: (постановка целей, задач).Сообщение о формах работы на уроке. Учитель называет правила игры.(класс делится на две команды, за правильный ответ команда получает эмблему-флаг Татарстана)

Учитель: Территория этой республики вытянута с запада на восток–на 400 км.а с севера на юг она протянулась на 250 км.. Площадь республики 68 тыс.км2. По размерам территории он уступает Башкирской, Калмыцкой, но значительно превосходит Чувашскую, Марий -Эльскую, Мордовскую, Удмуртскую республику.

Из европейских государств он по площади больше Бельгии, Нидерландов, Дании и Швейцарии и примерно равна Ирландии.

Речь идет о какой республике? (Татарстан)

Стихотворение о Татарстане. Мухаммед Гали Чокрый Аль Булгари (1826-1889)

Ода Родине

Эй, братья, слушайте меня-
Те, кто под дланию царя!
Известно ведь яснее дня,
Что имя сей страны - Булгар!

Седьмая часть Земли: она-
И есть Булгарская страна.
Ей кличка "Русия" дана,
Меж тем как имя ей - Булгар!

В том нет ошибки, о друзья:
Россия - есть Булгария
Сибирь, Европа, Азия -
В твоих границах, мой Булгар!

Пределы же страны Булгар
Обширны; это - Бога дар!
Народ ее - и млад и стар
Неисчислим в стране Булгар!

Приверженцы ислама здесь
Живут везде: что град, что весь.
Муслимов и неверных смесь -
Жизнь такова в стране Булгар!

О булгарах пишу я стих,
В Уфе, Самаре много их.
Ну, а Казань среди других
Светлейший град в стране Булгар!

Все сознают, сомненья нет:
Струит Булгар имперский свет!
Казань же - зеркало примет,
И тайну их хранит Булгар!

Градам, селеньям несть числа,
Земля булгар не помнит зла…
Прекрасней розы расцвела
Казань-столица, о Булгар!

Наук сосредоточье - в ней!
Высоких дум стремленье - в ней!
Казань - под всполохом огней
Колосса, что зовут Булгар!

Учитель: Итак, сегодня мы поговорим о республике Татарстан, которая в старину называлась “ Булгаром”. Прежде чем путешествовать по республике, определим наших “соседей”.

Вопрос: Определите, какие субъекты федерации граничат с республикой Татарстан?

Задание №1. Работа с контурной картой. Приложение №1

Учитель: Итак, сколько же республик и областей граничат с республикой Татарстан ?

Ответ: 4 республики, 4 области: Республика Марий Эл, Республика Башкирия , Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ульяновская область, Самарская область, Кировская область, Оренбургская область. (Показ на карте.)

Учитель: Мы вспомнили наших соседей.

Задание №2. Строение земной поверхности Татарстана.

Вопрос: строение земной поверхности Татарстана?

Ответ: Строение земной поверхности определяется ее расположением на Восточно-Европейской равнине. Низкие места находятся вблизи реки Волги, в Заволжье , а самые высокие – в юго-восточной части республики. Здесь над окружающими невысокими равнинами поднимается Бугульминско-Белебеевская возвышенность ( в пределах Татарстана Бугульминская возвышенность)

Задание №3. Времена года и климат Татарстана.

Учитель: Мы с вами знаем, что на территории Татарстана , как и в других частях нашей страны , вслед за чередованием четырех времен года происходит смена года. Сейчас мы поговорим о временах года.

Известный татарский поэт Фатих Карим весну описывает в своих стихах вот как:

Теплее солнце стало,
Смеясь, глядит на нас.
И речка лед сломала
И к морю понеслась.

Весна пришла. Скорее в сад!
Открой свое окошко.
Тип-топ, там капельки стучат,
Серебряные ножки.

На ветке на ольховой
Веселый птичий гам,
Скворец черноголовый
Свистит все утро там.

Средь зелени и света
Березок хоровод.
Весна цветов букеты
Нам скоро принесет.

Учитель: Весна – время возрождения и обновления природы. Начало весны мы наблюдаем по яркому солнечному свету, нарастанию тепла, таянию снега и весеннему пробуждению животных и растений.

Вопрос: Не каждый год весна такая красивая как описывается в этом стихотворении. Иногда солнечные дни меняются на дождь со снегом. Чем связана такие изменения погоды весны?

Ответ: Такое изменение погоды весной объясняется тем, что на территорию республики проникают разные воздушные массы. Например: с приходом морского умеренного воздуха дни становятся прохладней, увеличивается облачность. Часто выпадают осадки, морской тропический воздух всегда вызывает потепление, иногда случаются сильные ливни. Когда преобладает континентальный воздух, становится тепло и без осадков.

Учитель: Прочитав стихотворение Джаудата Тарджемана “Дождик идет” мы представляем себя, словно босиком бежим по летнему дождю:

Дождик идет,
Дождик идет,
Теплый идет.
Летний идет.
Тучка ,ступай.
Прочь уплывай,
Солнышку вновь
Выглянуть дай.
Будем опять
Бегать , играть!
Дождик идет,
Летний идет!.

Учитель: Мы с вами знаем, что летние погоды более устойчивы и менее разнообразны. И для лета в Татарстане характерны два главных направления движения воздушных масс.

Вопрос: В каком направлении часто движутся воздушные массы и как они влияют на погоду?

Ответ: Одно направление западно -восточное ,образуемое движением морского и умеренно – континентального воздуха. С ним связаны циклоны и антициклоны, приносящие воздух с Атлантического океана и его морей и вызывающие соответствующую погоду: в циклоне – пасмурную, дождливую, прохладную, в антициклоне – ясную или с очень малой облачностью, днем довольно теплую погоду без осадков. Другое направление –северо-южное или юго-северное (меридиональное). В этой системе движения участвуют арктический воздух и тропический воздух. Погода в арктическом воздухе в начале лета холодная , с заморозками, с малой облачностью при северных ветрах, в континентальном тропическом воздухе – жаркая. Арктический воздух постепенно прогревается , поэтому в середине и во второй половине лета бывает тепло, иногда даже жарко.

Учитель: Поэт Муса Джалиль в своем стихотворении красу осени родного края описывает вот как:

И в ельнике грустно,
И в поле так пусто,
От ярких цветов
Не осталось следа…
Покрылись озера
Морозным узором,
И лужи покрылись
Скорлупками льда.
Ручей не искриться ,
И в сумерках птицы
Курлычут: “Прощайте!”
Курлычут: “Пора!”

Учитель: Хотя в начале осени может быть по летнему тепло, в середине и особенно в конце погода начинает “портится”: становится пасмурно, идут моросящие дожди, они переходят в снег, ночные заморозки усиливаются.

Вопрос: Чем связан такой характер осени нашей республики, изменение погоды за день несколько раз?

Ответ: Потому что к середине осени усиливается влияние западных, северо-западных ветров. Активизируются циклоны . облачность усиливается, становится пасмурно, идут моросящие дожди, они переходят в снег, ночные заморозки усиливаются. Уменьшается влияние солнца, температура понижается, часто при северных и северо-западных ветрах в пределы республики вторгается арктический воздух. Температура воздуха и поверхностного слоя почвы опускается ниже 00 .

Учитель: Сейчас вам придется закончить стихотворение

Новый год еще в начале.
Грузными сугробы стали,
Засверкали, заблистали.
А деревья- в серебре.
Так бывает ….. (в январе)

Учитель: Итак, разговор продолжим о зиме.

Вопрос: в республике средняя январская температура составляет сколько градусов? Самые низкие температуры, в каком году зарегистрированы.

Ответ: В Татарстане средняя январская температура составляет -13,50

Самые низкие температуры зарегистрировалась 1979 году 1 января в Казани -450С, в Муслюмове -480С, в Агрызски -51,10С

Учитель: Мы все знаем, что в зависимости от климата меняется растительный и животный мир.

Задание №4. Малые реки. (Индивидуальная работа)

Лист быстрого опроса для участников 1 команды.

Напиши свою фамилию и отметь плюсом реки, которые находятся в юго–восточном ( Восточное Закамье) и в южном районе (Западное Закамье) республики.

Казанка Большой

Черемшан

Шешма Меша Ашит Шошма Свияга Иж Ик Зай
                   

Лист быстрого опроса для участников 2 команды

Напиши свою фамилию и отметь плюсом реки, которые находятся в северном районе (Западное и Восточное Предкамье) республики.

Казанка Большой

Черемшан

Шешма Меша Ашит Шошма Свияга Иж Ик Зай
                   

Задание №5. Природные зоны и почва.

Вопрос: Республика Татарстан расположена, в каких природных зонах?

Ответ: Большая часть республики , включающая Предволжье и Закамье, располагается в зоне лесостепи . А северная часть республики входит в лесную зону, в ее зону смешанных лесов.

Учитель: Черты переходности от одной зоны к другой выражены во многих элементах природы, в особенности в растительности , животном мире и почвах.

Вопрос: лесной зоне свойствен, какая почва?

Ответ: подзолистая и дерново-подзолистая почва.

Вопрос: зоне лесостепи свойствен, какая почва?

Ответ: серые лесные почвы и черноземы.

Задание №6. Памятники природы.

Учитель: По состоянию на 01.01.2005 г. на территории республики насчитывается 158 объектов особо охраняемых природных территорий общей площадью 147,7 тыс.га , или 2,2% общей площади Республики. В республике есть один уникальный ценнейший памятник природы. Она состоит из двух частей. Площадь первой части занимает 3,8 тыс. га. В ее лесах нередко можно встретить сосен в возрасте 200-250 лет. Она богата не только растительным миром , но и выделяется разнообразием животного мира. Эта часть интересна и тем , что в ней растут около 400 видов деревьев и кустарникиов растущих в Европе, в Азии, в Америке. Вторая часть расположена от первой сто км. южнее. Площадь около 4,2 тыс.га. Она так же характеризуется большим биоразнообразием.

Вопрос: как называется и когда организован уникальный памятник природы, имеющий 72 вида сосудистых растений и 68 видов позвоночных животных которые являются редкими и исчезающими на территории республики. Назовите имена отдельных участков и где они расположены.

Ответ: это Волжско-Камский государственный заповедник организованный 1960 году. Раифская часть заповедника расположена на территории Зеленодольского района, и другая часть Саралинская расположена на территории Лаишевского района.

(Показ фотоиллюстраций)

Задание №7. Чайнворд “край мой -Татарстан” Приложение №2

Заключение.

  • Подведение результатов .
  • Определение команды-победителя.
  • Выставление оценок.

Постановка домашнего задания:

1.С целью пополнения краеведческого уголка напишите заметку из воспоминаний ваших бабушек и дедушек о прошлом нашей деревни.

2. Написать небольшое сочинение “Край мой-Татарстан”. Задания на выбор.

В заключении урока звучит стихотворение Сибгата Хаким “Мы из Волги, из Казани”

МЫ С ВОЛГИ, ИЗ КАЗАНИ

Спросите нас; — Откуда вы?
— Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
Спросите нас: — Откуда вы?
— Мы родом из Казани,
Где белокаменный свой кряж
Над Волгой поднял город наш,
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане.
Спросите нас: — Откуда вы?
— Мы вольные волжане,
Из края, где избыто зло,
Где солнце светит светло
На веки-вечные взошло
В свободном Татарстане.

Приложение 2