Цель:
- обеспечить закрепление умений в составлении уравнений химических реакций, определении типов химических реакций;
- обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты (типы химических реакций);
- ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль при выполнении самостоятельной работы;
- развивать рефлексивную культуру, воспитывать умения общаться друг с другом.
На мотивационно-ориентировочном этапе, исходя из темы урока, учащимся предлагается сформулировать цель самостоятельно.
На доске делается запись:
- Знать: типы химической реакции
- Уметь: расставлять коэффициенты в уравнении и определять тип реакции
Урок начинается с актуализации знаний. Проводится парная работа. В течение двух минут каждый из учащихся задает любые вопросы по теме “Химические уравнения. Типы химических реакций”. В это же время один из обучающихся пишет на доске общие схемы типов реакций. По окончании парной работы дает определения по схемам.
- А+В=С (соединения)
- С=А+В (разложения)
- АВ+СД=АД+СВ (обмена)
- АВ+С=АС+В (замещения)
Схемы на доске позволяют вспомнить материал тем учащимся, у которых в большей степени развита зрительная память. Те, у кого слуховая - еще раз воспринимают материал, произнесенный вслух.
На операционно-исполнительском этапе проводится групповая работа. В группу включаются обучающиеся с различными учебными возможностями: высокими, средними и низкими. Как правило, это группа из 4-х человек. Ребята сидят за двумя партами, развернувшись лицом друг к другу. Каждой группе предлагается карточка (другие варианты смотри в приложении1) , в которой написаны исходные вещества и продукты реакции. Например,
CuO +H2O | |
СaO + HNO3 | |
Cu + H2O | |
SO3 + NaOH | |
K2 O | |
Mg + H2 SO4 |
Предлагается набор карточек, которые необходимо положить в пустые прямоугольники. Карточки содержат правильные и неправильные ответы:
Задание:
1. Составьте уравнения, расставив коэффициенты.
2. Определите тип химической реакции. Какой признак вы положили в основу классификации?
3. Назовите продукты реакции.
Цель данной работы в формировании умений применять знания, а степень овладения этими знаниями позволяет судить о качестве усвоения обучающимися учебного материала и направлять процесс их учения. Такой прием позволяет сосредоточить максимум внимания на активизации мыслительной деятельности. Многократное использование карточек на различных этапах урока позволяет отрабатывать умения правильно составлять формулы и уравнения, расставлять коэффициенты, прогнозировать продукты реакции и исходные вещества. Задания позволяют развивать познавательные процессы, а это, в свою очередь, связано с успешностью обучения.
Задания можно разнообразить. Эти же схемы можно использовать для упражнений на развитие внимания. Например, предложить подчеркнуть одной чертой формулы оксидов, двумя - оснований, волнистой - кислот. Задания на установление признаков классификации реакций позволяет развивать умения сравнивать, а результатом сравнения становится классификация. В ходе взаимодействия в группе развиваются коммуникативные умения и навыки. Обучающиеся с низкими учебными возможностями получают консультации от обучающихся с высокими учебными возможностями. Во время общения многократно проговаривается материал, развивается речь. Обучающиеся учатся контролировать свою деятельность, осуществляют коррекцию. На данном этапе урока учитель выступает в роли консультанта.
Затем предлагается индивидуализированная самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Материал можно использовать из пособия [1]. Обучающимся предоставляется право выбора любого варианта. Здесь же можно предложить творческие задания по составлению цепочек превращений и записи соответствующих реакций с определением их типа.
На оценочно-рефлексивном этапе учащиеся возвращаются к цели урока: что они должны знать и уметь. Обсуждается итог урока и высказываются суждения о реализации своих возможностей на уроке: “Как я усвоил тему?”, “Как я реализовал себя в ходе урока?”
Самостоятельная работа сдается на проверку учителя, а на полях рисунок ощущения от работы на уроке:
Задание на дом:
- Составить 5 схем уравнений реакций для соседа по парте, предложить ему правильно расставить коэффициенты в реакции и назвать их тип.
- Составить сочинение или сказку по определенному типу реакции.
Литература.
1. А. А. Журин "Химические уравнения". . Задания для самостоятельной работы. М., Аквариум, 1998