Одним из критериев нового общества становится умение получать нужную информацию. Бесспорно, что сегодня персональный компьютер - это один из ведущих источников информации. В то же время персональный компьютер сегодня - это увлекательная игрушка, в которую наши дети могут играть часами. Школа просто обязана использовать такую уникальную возможность перевода игровых интересов в познавательные. Компьютерные технологии можно использовать в трех аспектах.
Проникающая технология - применение компьютерных технологий на отдельных темах, разделах, для отдельных задач
Основная технология – определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей
Монотехнология – когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение персонального компьютера
В условиях школы наиболее рационально применение проникающего варианта компьютерных технологий. Необходимо отметить, что применение компьютерные технологии не столько способствует наполнению ученика знаниями, сколько развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями.
Проникающие технологии позволяют мне использовать телекоммуникационные сети, быстрое развитие которых в последнее время остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения. Возможности Интернет позволяют осуществлять ознакомление с различными проектами, формами работы без отрыва от учебного процесса. Кроме того, возможности Интернет и e-mail позволяют моим учащимся и мне общаться напрямую с создателями проектов. И тем весомее становятся проекты, которые позволяют обеспечивать не только вхождение школьников в поликультурное пространство, но и развивать их информационный вкус.
Задачи, которые ставит участие в международных проектах и работа с материалами:
- систематизировать накопленный школой опыт креативной деятельности с целью дальнейшего развития творческого потенциала учителей и учащихся;
- систематизировать информацию аутентичного характера на базе международных проектов
- обучать построению электронных приложений для использования в локальном компьютере, а также в сети Интернет.
- придать научный характер содержанию научного материала, создать условия для интеллектуального взаимодействия учащихся;
- развивать навыки, необходимые для создания дидактических пособий и оформления материалов международных проектов;
- систематизировать информацию по проектам общественных дисциплин с целью воспитания толерантности, культуры межнационального общения;
- способствовать адаптации новых технических средств в обществе, развивать способности к самообучению;
- повысить значимость учителя и формировать
новый тип профессионала, который владеет:
- информационными технологиями;
- дистанционными формами организации обучения;
- навыками организатора и способностью заинтересовать учащихся;
- навыками проектирования индивидуального развития каждого ребенка
- навыками самостоятельной работы с информацией;
В связи с повышением уровня информатизации школы, в соответствии с Национальным проектом “Образование”, стало возможно осуществление разных Интернет проектов. В частности, одной из наиболее интересных, на мой взгляд, программ является программа I*EARN.
I*EARN (International Education and Resource Network) – международная образовательная сеть взаимопомощи. Это некоммерческая организация, объединяющая школы из почти 90 стран мира. Вся работа в I*EARN делится на три образовательных подразделения, Learning Circles, что в переводе с английского – образовательные круги. Каждый такой круг работает по принципу телеконференций. Это своеобразные постоянно действующие проекты со своим фасилитатором (координатором). Здесь происходит взаимообмен или движение информации по заданным темам по кругу от одного участника к другому и ко всем сразу. Фасилитатор координирует работу организации в целом.
I*EARN - это огромный круг мнений и посланий со всех концов планеты, раскрывающий перед моими учениками реальную возможность обсудить волнующие их проблемы и внести свой вклад в их решение.
Совместно с учащимися мы выбираем тот образовательный круг, который отвечает их интересам и потребностям на данный момент.
- Изучение родного края, его истории, географии и культуры.
- Литературное творчество (проза, поэзия, басни, мифы, легенды…).
- Компьютерная хроника
Такое построение образовательных кругов дает мне возможность легко интегрировать проекты с учебной программой. Проектная работа стимулирует учебу школьников благодаря межпредметной интеграции и помогает мне направить энергию детей на учебу, т.к. работая над проектом, школьники развивают свои способности критически мыслить, совместно принимать решения, они совершенствуются в английском языке, учатся писать письма, эссе, проекты. И, конечно же, учатся общаться со своими зарубежными сверстниками, перенимают их опыт общечеловеческих ценностей, узнают их культуру и стиль жизни.
Всю работу в “образовательном круге” можно представить в виде следующей схемы:
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ——> ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ——> ОБОБЩЕНИЕ
Каждая школа-участница является автором проекта и спонсирует его идеями, оформляя в виде проблемы для исследования другими участниками.
Работа по данному проекту позволяет мне как учителю повысить уровень овладения новыми технологиями. И, конечно же, это относится и к школьникам. Учащиеся учатся, не только выполнять письменные работы и но и оформлять их на компьютере. Итогом участия школьников в программе является повышение уровня их устной и письменной речи, расширение их кругозора, а также совершенствование навыков работы в различных компьютерных программах.