Основание для разработки программы
- Закон Российской Федерации “О физической культуре и спорте Российской Федерации” от 29 апреля 1999 года № 80-ф3.
- Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян”.
- Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7.
- Программа Губернатора Санкт-Петербурга “Мой первый школьный стадион”. 2006 год.
Период реализации Программы: 2006 – 2009 год
Пояснительная записка
Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера ( к освоению будущей профессии, к учебе в школе, к занятиям любимым делом).
Отличительной особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у учащегося. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения как в сфере физической, так и психической и социальной жизни.
Программа “Здоровье” объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей и учителей, что выходит за рамки только физического воспитания. Программа охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, досуга
Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать. Ежедневная утренняя гимнастика, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки, лыжные походы станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, своим примером показывающие ценность здоровья и значимость здорового образа жизни.
В каждом доме, где растет ребенок, должен быть минимум спортивного инвентаря: санки, лыжи, скакалка, мяч, перекладина, гантели и т. п. Родителям необходимо хорошо знать исходное физическое состояние своих детей, которое определяют с помощью тестов и нормативов комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11 классов образовательного учреждения.
В укреплении здоровья детей и подростков первостепенное значение имеет преодоление гиподинамии (недостаточности двигательной активности) и на этой основе формирование необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.
Как и по другим общеобразовательным предметам, учащиеся должны получать домашние задания по физической культуре, выполнение которых - неотъемлемая черта здорового образа жизни. А родители, хорошо зная исходное состояние здоровья ребенка, путем контроля за выполнением домашнего задания могут способствовать его оздоровлению, физическому развитию, освоению двигательных навыков.
Родители должны уделять достаточное внимание закаливанию детей. Целенаправленное использование воздуха, воды и лучистой энергии солнца позволяет закалить организм, повысить его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Таким образом, школьная программа “Здоровье”, носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия педагогов, администрации, школьных медиков и психологов, самих учеников в деле поддержания здорового образа жизни и физического развития детей.
Цели и задачи программы “Здоровье”.
В работе с учащимися:
1) Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
- обучать жизненно важным умениям и навыкам;
- развивать двигательные качества;
- обеспечивать обретение знаний в области физической культуры и спорта;
- формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
2) Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, проработав специальные программы для разных категорий учащихся, детально проработать программы для:
- детей с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии;
- освобожденных от уроков физической культуры на учебный год;
- учащихся специальной медицинской группы;
- учащихся, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом:
1) Морально и материально стимулировать учителей, которые успешно ведут физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни (отсутствие вредных привычек у учителей; отсутствие больничных листов в течение учебного года). Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, особое внимание уделить:
- эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной, специальной медицинской группы;
- приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени - четверть, полугодие, год;
- охват учащихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
- педагогической активности учителя (участию в педсоветах школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.);
- организации туристической работы с учащимися, совместно с детскими организациями, клубами, секциями района.
Особенно следует подчеркнуть важность туристско-краеведческой работы, которая помогает оздоравливать детей и подростков силами природы, хорошо развивает личностные качества, такие, как смелость, решительность, организованность и ответственность. В походах учащиеся приобретают навыки поведения и ориентирования в окружающей среде, изучают животный и растительный мир.
2) Организовать в течение учебного года серию профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме “Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры”. Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, врачей.
3) Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
- совместные соревнования учителей и учеников гимназии (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьных информационных стендах, на сайте школы, на страницах школьного журнала для старшеклассников;
- занятия спортивных секций по видам спорта для учителей гимназии;
- участие учителей гимназии в Спартакиаде работников образования района по видам спорта.
4) Систематически проводить консультаций для учителей по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в каникулярные совещания методических объединений.
В работе с родителями:
1) Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей через:
- личный пример родителей и учителей в пропаганде здорового образа жизни;
- домашние задания по физкультуре для учеников с низким уровнем физического развития;
- совместные занятия детей и родителей, участие в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, организуемых в школе;
- выступления учителей физкультуры на родительских собраниях с тематическими сообщениями: “Если хочешь быть здоров…”, “Я здоровье берегу, сам себе я помогу” и т. п.;
- консультирование (по специальному еженедельному расписанию) родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
- установление тесного контакта в работе сотрудников медицинского кабинета школы, учителей физкультуры с родителями учеников;
- приглашение родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
- ознакомление родителей с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся посредством консультаций, информационных писем и буклетов, выступлений на родительских конференциях, родительских собраниях и днях открытых дверей;
- разработку индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- активное использование возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов, журнала для старшеклассников; написание информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.
В процессе реализации Программы “Здоровье” используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
- урок физической культуры;
- мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня);
- занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- спортивные праздники;
- соревнования по видам спорта;
- туристические походы, экскурсии;
- “Дни здоровья”;
- спортивные викторины;
- устные журналы спортивной направленности;
- теоретические занятия, беседы, семинары;
- теоретический зачет в 9, 11 классах, экзамен по предмету “Физическая культура” в 11 классе;
- смотр-конкурс физической готовности учащихся района к жизнедеятельности;
- занятия по курсу “Основы безопасности и жизнедеятельности”;
- тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
- наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты, таблица рекордов гимназии).
Медицинское обеспечение программы “Здоровье”
С первого класса на каждого учащегося гимназии заводится личная медицинская карта, куда при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели. Медицинская карта позволяет проследить, как развивается, взрослеет ученик, какие и когда проявились отклонения в здоровье.
Медицинское обеспечение включает:
- распределение учащихся по группам здоровья;
- помощь врача и медицинской сестры гимназии в организации занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- составление списков учащихся, освобожденных от занятий физической культурой;
- беседы врача и медицинской сестры гимназии с учащимися о личной гигиене, вредных привычках;
- профилактические прививки учащихся и учителей;
- на основании практических тестов заполнение паспорта здоровья отдельных учащихся, целого класса;
- на основании практических тестов, заполнение паспорта физического развития учащихся;
- посещение учащимися и педагогами стоматологического кабинета клиники “Меди” с целью участия в информационных семинарах и профосмотра;
- диспансеризация педагогического коллектива гимназии.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение включает:
- тесное сотрудничество учителей гимназии и ППМС-центра (психолого-педагогического медико-социального центра) гимназии с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья школьников;
- предупреждение конфликтных ситуаций “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в детском и шире – во всем школьном коллективе;
- решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (имеются в виду трудности, связанные с закомплексованностью учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
- организация психологических консультаций для учащихся старших классов по вопросам специфики психо-физического развития на определенном возрастном этапе;
- психологические консультации для родителей;
- реабилитационно-восстановительные программы для учителей;
- контроль за медицинским обслуживанием учащихся;
- контроль за качеством питания учащихся и учителей в школьной столовой.
Материально-техническое обеспечение программы
- Спортивный инвентарь и спортивное оборудование учебного комплекса Гимназия № 56.
- Компьютерная база данных.
- Мультимедийное оборудование.
Источники финансирования
- Адресные программы по развитию физической культуры и спорта.
- Бюджетные и внебюджетные средства.