Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Корзина с еловыми шишками" (по учебникам Р.Бунеева, Е.Бунеевой)

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”, музыкой Э. Грига;
  2. Продолжить работу над развитием сознательного и выразительного чтения;
  3. Создавать условия для развития речи, творческих способностей, интегрируя тему урока с уроками музыки и изобразительного искусства.
  4. Прививать эстетический вкус, чувство “прекрасного”.

Оборудование: Иллюстрация к уроку, грамзаписи Ю. Визбор “Наполним музыкой сердца”, Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя, композитора, выставка книг, подсвечники, корзина с еловыми шишками.

Ход урока

1.Организационный момент. Звучит музыка Ю. Визбора “Наполним музыкой сердца”.

2. Вступительное слово учителя на фоне музыки.

Музыка успокоила нас. Она может вызвать и другие, глубокие чувства. А почему люди пишут музыку, стихи, картины, лепят скульптуры? Всё это – искусство. Мир вокруг нас огромен, прекрасен и удивителен, и когда талантливый человек вдруг ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытием, он старается передать красоту мира красками, словами, звуками. А люди, которые слушают, его стихи, или музыку, смотрят его картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту, т становятся добрее, красивее, лучше. Искусство не даёт жизни сделаться, серой, скучной.

“Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден …”

Хочу, чтоб сегодняшний урок приблизил вас и искусству. Сегодня будут звучать музыка, стихи, появятся новые рисунки, сочинения.

3. Проверка домашнего задания. “Минутка поэзии” №1 О. Мандельштам “Рояль”

Чтение стихотворений о музыке, музыкальных инструментах наизусть.

4. Работа над произведением К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”

4.1. Работа с текстом до чтения.

  • Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
  • Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.
  • Словарные - ключевые слова:

Северная страна Норвегия, лес, горы, город Берген;
Эдвард Григ, Дагни Педерсен, тётя Магда, дядя Нильс.

4.2. Работа с текстом во время чтения.

  • Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
  • Слушание грамзаписи Э. Грига “Пер Гюнт”.

Какая музыка? Какие чувства вы испытывали, слушая её?

4.3. Работа с текстом после чтения.

  • Проблемный вопрос: “Почему назван так рассказ?”

Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

  • Рассказ учителя о писателе.
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?
  • Инсценировка отрывка “Встреча в лесу”

4.4. Выполнение творческих заданий:

  • Выборочное чтение: нахождение отрывка, который мог бы прочитать человек, изображающий грусть, радость, удивление (классу предлагаются схемы);
  • Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу: “Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить”;
  • Составляем портрет героя (работа в группах);

5. Минутка поэзии № 2. Стихи Михаила Заболоцкого – наизусть;

6. Повторное прослушивание музыки Эдварда Грига “Пер Гюнт”, чтение учителем отрывка наизусть. Какие картины представились Дагни Педерсен, когда она слушала посвященную ей музыку.

7. Рисование по представлению. Выставка работ.

8. Итог урока:

  • К.Г. Паустовский писал о композиторах, художниках, писателях, то есть о тех людях, которые тонко чувствуют красоту окружающего мира и старающихся своим трудом приобщить всех к миру прекрасного;
  • Работа с выставкой книг;
  • Презентация книги К. Паустовского “Скрипучие половицы”, посвященной жизни и творчеству русского композитора П.И. Чайковского.

9. Домашнее задание: написать сочинение на тему “Что я представлял, слушая музыку Эдварда Грига”.

Работы моих учеников.

1. “Слушая музыку Эдварда Грига “Утро”, я представила себе такую картину: ранним утром встает солнце. Но встает оно очень медленно. Лучи его еще не такие яркие. На одну из лесных полян собираются звери и птицы, бабочки, шмели. Они все радуются восходу солнца, новому дню. Им весело. Им весело оттого, что они все вместе. А солнце того и грозит упасть обратно за очень-очень высокую гору. И на высокой ноте солнце совсем встает и начинает очень ярко светить.

Я чувствовала радость, и поэтому я могла взбежать на крышу и встать перед солнцем.

Мелодия - музыки сначала поднималась и вдруг падала. Мелодия была очень красивая. Вызывала и грусть и радость”. (Курка Ю.)

2. “Сначала музыка была тихая, спокойная, но потом она стала подниматься, бушевать, проноситься над верхушками деревьев, срывать листья. Потом она стала затихать, слабеть, как будто споткнулась, снова поднималась и снова падала.

И вдруг на чистом голубом небе я увидел жаворонка, который запел свою чудесную песню. Словно ранним утром запел пастушеский рожок, пробуждая всё живое. Вот музыка оборвалась, и оборвалась песня жаворонка.

На небе появился черный орел. Поднялся ветер, закачались деревья, зашуршала листва, пригнулась трава. Орел пытается догнать жаворонка. Все вокруг помогают спастись бедняге. Музыка повеселела, - жаворонок спасен”. (Кургузкин К.)