Цели:
- закрепление у учащихся навыков решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных.
- научить учащихся применять знания в новой ситуации, развить умение объяснять окружающие явления.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, трибометр, динамометр, лента измерительная, брусок, секундомер.
Ход урока.
Сегодня мы совершим путешествие по стране “Мощность”. (слайд 2) У каждого из вас лежит рабочий лист, в котором вы будете записывать на уроке все, что необходимо. Итак, отправляемся в путешествие.
1. Станция Проверяйка. (слайд 3)
- Что было задано на дом?
Вычислить механическую работу и мощность, которую вы развиваете, поднимаясь с первого на второй этаж. Что для этого нужно было знать? (слайд 4)
Мощность N= (работу и время)
Работа A= FS (сила тяжести или вес тела и пройденный путь)
Вес тела P = mg (масса тела) (слайд 5)
2. Город Законоград. (слайд 6)
- Что такое инерция?
- Что такое вес тела?
- Какие условия необходимы для совершения механической работы?
Работа может быть больше нуля, меньше и равна нулю. От чего это зависит?
- Единицы измерения механической работы.
Я хочу совершить работу в 1 Дж. Как мне это сделать? (слайд 7)
Сообщение о Джоуле(слайд 8)
- Что показывает мощность?
- Единицы мощности(слайд 9)
Я хочу развить мощность в 1 Вт. Как мне это сделать?
Сообщение об Уатте (слайд 10)
3. Остров Смекалистых (слайд 11)
1. Какие силы совершают работу при падении камня на землю, остановке автомобиля после выключения его двигателя, подъеме штанги спортсменом, подъеме воздушного шара, перемещении снаряда в стволе орудия при стрельбе, перемещении снаряда при выстреле из пружинного пистолета? (слайд12)
Ответ: При падении камня работу производят сила притяжения Земли и сила сопротивления воздуха; при остановке автомобиля работу производят сила трения и сила сопротивления воздуха; при подъеме штанги спортсменом работу производят его мышцы; при подъеме воздушного шара работу производит подъемная сила равная разности архимедовой силы и суммы сил тяжести и силы сопротивления-воздуха; при стрельбе при перемещении снаряда в стволе орудия работу производят пороховые газы; при выстреле из пружинного пистолета при перемещении снаряда работу производит сила упругости сжатой пружины(слайд 13)
2. Используя данные рисунка, определите механическую работу по перемещению бруска.
(слайд 14)
4. Прибороград(слайд 15)
Объясни, где и для чего применяются эти приборы:
Динамометр
Весы и разновесы
Линейка (измерительная лента)
Секундомер (часы)
5. Город мастеров(слайд 16)
Лабораторная работа “Измерение мощности при подъеме тела”
Приборы и материалы: динамометр, линейка (или измерительная лента), часы, трибометр.
Порядок выполнения работы.
1.Измерьте вес бруска при помощи динамометра.
2. Поднимите брусок на высоту линейки трибометра.
3. Измерьте высоту и время подъема.
4. Вычислите работу, совершенную при подъеме бруска.
5.Вычислите мощность, которую вы развивали при подъеме бруска
6. Результаты измерений и вычислений запишите.
6. Город мыслителей(слайд 17)
Заполни таблицу (вычисли неизвестную величину): (слайд 18)
Работа А (Дж) |
Сила F (Н) |
Пройденный путь S (м) |
? |
5 |
20 |
150 |
? |
30 |
200 |
50 |
? |
1. Каждую секунду насос, преодолевая силу тяжести, подает 10 л воды на высоту 2,1 м. Какая мощность двигателя насоса расходуется на выполнение этой работы? (слайд 19)
(слайд 20)
В “сильном” классе успеваем решить еще задачи (2-4), а в классах с невысоким уровнем математической подготовки расчетную задачу (1) не решать вообще, а сразу приступить к задачам (2-4)
2. После выключения электромагнита чугунные шары (полый а и сплошной b) одинакового объема путь до поверхности земли прошли за одно и то же время. Одинаковая ли при этом падении совершена работа силой тяжести? Одинаковая ли при этом была развита мощность? Ответы поясните. (слайд 21)
3. Одинаковые кирпичи лежат на одном горизонтальном уровне (рис. внизу). Кирпичи равномерно поднимают и кладут так, как показано на рисунке (вверху). Одинаковую ли работу при этом совершают?
(слайд 22)
Ответ: Нет. При подъеме левой стопки совершается большая работа, так как кирпичи поднимаются на большую высоту
4. Мальчик отвез на санках сестренку в детский сад, а затем вернулся той же дорогой с пустыми санками.
- сравните силы, которые прикладывал мальчик к веревке санок на пути в сад и на пути домой;- сравните работы, совершенные мальчиком на пути туда и обратно;
- сравните мощности, которые развивал мальчик при перемещении груженых и порожних санок(слайд 23)
Рабочий лист каждому ученику
Путешествие по стране “Мощность”
1. Станция Проверяйка.
2. Город Законоград.
3. Остров Смекалистых
Какие силы совершают работу
№ | Физическое явление | Название силы |
1 | при падении камня на землю | |
2 | остановке автомобиля после выключения его двигателя | |
3 | подъеме штанги спортсменом, | |
4 | подъеме воздушного шара | |
5 | перемещении снаряда в стволе орудия при стрельбе | |
6 | перемещении снаряда при выстреле из пружинного пистолета |
2. Используя данные рисунка, определите механическую работу по перемещению бруска.
4. Прибороград
5. Город мастеров
Лабораторная работа “Измерение мощности при подъеме тела”
Приборы и материалы: динамометр, линейка (или измерительная лента), часы, трибометр..
№ | Порядок выполнения работы | значения |
1 | Измерьте вес бруска при помощи динамометра | |
2 | Поднимите брусок на высоту линейки трибометра. | |
3 | Измерьте высоту и время подъема | |
4 | Вычислите работу, совершенную при подъеме бруска | |
5 | Вычислите мощность, которую вы развивали при подъеме бруска | |
6 | Результаты измерений и вычислений запишите. |
6. Город мыслителей
1. Заполни таблицу (вычисли неизвестную величину):
Работа А (Дж) |
Сила F (Н) |
Пройденный путь S (м) |
? |
5 |
20 |
150 |
? |
30 |
200 |
50 |
? |
2. Каждую секунду насос, преодолевая силу тяжести, подает 10 л воды на высоту 2,1 м. Какая мощность двигателя насоса расходуется на выполнение этой работы?