В настоящее время уделяется большое внимание поиску средств активизации учебного процесса, поэтому приходится искать новые средства и способы проявления интереса к математике. Одним из направлений могут быть игры на уроках, в ходе, которых учащиеся сосредоточиваются, начинают мыслить самостоятельно, развивается внимание. Для активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету я использую игровые моменты и межпредметные связи с другими науками. В этой игре проявляется творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- решать задания, используя известные правила положительных и отрицательных чисел.
Развивающие:
- развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении заданий; доказывать, сравнивать;
- совершенствовать умение применять имеющиеся знания в разных ситуациях.
Воспитательные:
- установление межпредметных связей;
- повышение интереса учащихся к предмету;
- расширение кругозора учащихся об Алтае;
- воспитание внимательности, аккуратности при вычислении.
Оборудование урока: изображение рюкзака и предметов: кружка, ложка, чашка, спички, половник, топор, нож, консервы, картошка, хлеб и т.д.; карточки с заданиями; фотографии.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок математики, мы будем путешествовать по нашему родному Алтаю. Алтай – это огромная территория на юге Западной Сибири. На ней разместились бы Московская, Ленинградская, Калининская, Тульская области, да еще осталось бы место для среднего европейского государства. 261700км2 – такова площадь Алтайского края и республики Алтай.
Великий художник Николай Рерих писал: “И странно и чудно, – везде хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны”.
II. Обобщение и систематизация полученных знаний
Итак, прежде чем отправиться в путешествие, соберем рюкзак.
Задание 1. На доске плакат с изображением рюкзака, в прорези вставляются нарисованные отдельно кружка, ложка, чашка, спички, половник, топор, нож, консервы, картошка, хлеб и т.д.
Прежде чем положить картинку в рюкзак, учащиеся должны рассказать правило.
- Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Как сложить два числа с разными знаками?
- Как вычесть два числа с разными знаками?
- Чему равно произведение двух отрицательных чисел?
- Чему равно произведение двух чисел с разными знаками?
- Чему равно частное от деления двух отрицательных чисел?
- Чему равно частное от деления двух чисел с разными знаками?
- Чему равен модуль числа?
- Когда произведение множителей равно нулю?
Итак, мы с вами собрали рюкзак и готовы к путешествию. Отправляясь в путешествие, нужно знать, что означает слово “Алтай”.
Задание 2. Вы устно решаете примеры и выписываете буквы, соответствующие полученным числам (рис. 1).
–14 • 2 = –28 (Г)
–38 : (–2) = 19 (О)
–10,3 •2 = –20,6 (Р)
–15,5 – 4,5 = –20 (Ы)
–20 – (–10) = –10 (З)
–40 + 59 = 19 (О)
–15 – (–52) = 37 (Л)
–190 • (–0,1) = 19 (О)
–125 : (–5) = 25 (Т)
12 – 32 = –20 (Ы)
–4 – 5 = –9 (Е)
Задание 3. Когда образован Алтайский край?
По ответам 2-го задания напишем математический диктант. Пишем только ответы.
1. Запишите модуль самого маленького числа. ¦–28¦= 28
2. Запишите модуль самого большого отрицательного числа. ¦–9¦= 9
3. Запишите наименьшее натуральное число. 19
4. Запишите наибольшее натуральное число. 37
У тех, кто выполнил работу без ошибок, получилась запись: 28.9.1937, это и есть дата образования Алтайского края. В 2007 году край отметил свой 70-й юбилей.
Задание 4. Приглашаю Вас отправиться в путешествие на Телецкое озеро – прекрасное и загадочное (рис. 2).
На доске с помощью картин, компьютера или мультимедийных средств желательно показать несколько видов озера.
Садимся на автобус “Бийск – Артыбаш” и отправляемся в путешествие, а можно и на вертолете. На Алтае множество озер, но Телецкое наиболее известное.
Решив уравнения, мы узнаем длину, ширину и глубину озера:
2х – 16 = х – 11 5х = –х + 480 3х + 50 = х + 700
х = 5 х = 80 х = 325
5км – максимальная ширина озера 80км – длина озера 325м – максимальная глубина озера
В озеро впадает множество рек и речушек, а вытекает только одна – красавица Бия. Сколько рек впадает в озеро? Решите уравнения и запишите корни в порядке убывания.
В-1 В-2
7 – х – 12 = –5 –1,3 + а = 5,7
х = 0 а = 7
70 рек впадает в Телецкое озеро. На озере есть интересное место – водопад Корбу (рис. 3). Решив данное уравнение, мы узнаем его высоту.
5у = 2у + 36
у = 12
Задание 5. А теперь, приглашаю Вас, отправиться в путешествие на Колывань, это приблизительно 300 км к юго-западу от Барнаула.
Чем же богата Колывань? Полезными ископаемыми. В 1725 году там началась добыча медной руды, затем стали строить заводы, выплавлять медь, серебро и золото. Впоследствии на Колыванских заводах стали изготавливать изделия из камня: крупные вазы, столешницы, подсвечники. Изделия алтайских мастеров высоко ценились, цари украшали ими свои дворцы, дарили их.
Вазы сохранились и до наших дней. Они находятся в Эрмитаже, в залах Московского Кремля. 1843 год – это время рождения единственной и неповторимой, крупнейшей в мире каменной чаши, ей дали название “Царица ваз”. Полгода везли ее в Петербург сотни лошадей, но двери одного из лучших дворцов России оказались узковаты для Алтайской чаши и ее оставили в проезде. Проезд превратился со временем в зал, откуда Колыванская чаша с 1849 года и до наших дней никуда не переезжала (рис. 4).
Чтобы узнать о чаше больше, надо найти значение выражения 65 + 5х, если:
а) х = –12 |
б) х = –10 |
в) х = –9 |
65 – 60 = 5 |
65 – 50 = 15 |
65 – 45 = 20 |
Диаметр чаши – 5 м |
Изготовляли ее – 15лет |
Масса чаши – 20 т |
Задание 6. Богат Алтай. Войди в
тайгу
И лань застынет на бегу
Проскачет заяц, и промчится
Как пламя, рыжая лисица.
Сова когтит корявый сук,
В траве разнежился барсук,
И в небе, наподобье “ТУ”,
Орел буравит высоту.
Богат и разнообразен животный мир Алтая. Он представлен большим количеством птиц, рыб, насекомых и зверей: медведи, волки, рыси, лоси, маралы, белка, снежный барс – всех и не перечесть. На координатной плоскости отметить точки последовательно соединить их. Вы получите изображения некоторых представителей фауны Алтая (учащимся раздаются карточки с координатами точек).
Например, медведь: (4; –4), (4; –6), (8,5; –7,5), (9; –7), (9; –6), (9,5; –5), (9,5; –3,5), (10; –3), (9,5; –2,5), (4; 5), (3; 6), (2; 6), (0; 5), (–3; 5), (–7; 3), (–9; –1); (–8; –5), (–8, –7), (4,5; –8), (–4,5, –7), (–5, –6,5), (–5. –6), (–4,5; –5), (–4; –5), (–4; –7), (–1; –7), (–1; –6), (–2; –6), (–1; –4), (1; –8), (3; –8), (3; –7), (2; –7), (2; –6), (3; –5), (3; –6), (5; –7), (7; –7), ухо – (6; –4), (6; –3), (7; –2.5), (7,5; –3), глаз – (8; –6).
Заяц: (–14; 2), (–12; 4), (–10; 5), (–8; 10), (–7; 11), (–8; 5), (–7; 4), (–5; 1), (–3; 1,5), (3; 0), (8; 1), (10; 0), (11; 2), (12; 1), (12; 0), (11,5; –1), (13; –5), (14; –4,5), (15; –9), (15; –11), (13,5; –6,5), (11; –8), (8; –5), (–1; –7), (–5; –6), (–7; –7), (–9; –7), (–11; –6,5), (–13; –7), (–15; –6), (–12; –5,5), (–9; –6), (–11; –1), (–13; 0), (–14; 2), глаз – (–11; 2).
Стрекоза: (5; 4), (3; 3), (–7; –7), (–7; –8), (–6; –8), (4; 2), (5; 4), (5; 6), (4; 6), (3; 5), (3; 4), (7; 4), (7; 3), (6; 2), (5; 2), (5; 4), (6; 5), (7; 5), (6; 6), (6; 5), крылышки – (2; 2), (2; 3), (–7; 12), (–8; 12), (–8; 10), (–6; 7), (2; 2), (–9; 8), (–9; 7), (–8; 5), (–4; 2), (1; 1); крылышки – (3; 1), (4; 1), (13; –8), (13; –9), (11; –9), (8; –7), (3; 1), (9; –10), (8; –10), (6; –9), (3; –5), (2; 0).
Это задание желательно дифференцировать по уровню сложности, чтобы учащиеся смогли закончить его приблизительно в одно время.
Задание 7. Какое же путешествие без привала? На привале мы с вами вспомним знаменитых людей. (Звучит песня “Алтай” в исполнении М.С.Евдокимова)
- Василий Лазарев и Герман Титов – летчики-космонавты, Герои Советского Союза.
- Михаил Тимофеевич Калашников – создатель стрелкового оружия.
- Роберт Рождественский – поэт, родился в селе Косиха.
- Василий Макарович Шукшин – писатель, актер, кинорежиссер.
- Валерий Золотухин – актер, артист эстрады и кино.
- наш знаменитый земляк – Михаил Сергеевич Евдокимов – актер, артист эстрады и кино, создатель своего театра, губернатор Алтайского края в 2004-2005 гг.
- актеры Александр Панкратов-Черный и Екатерина Савинова
- в 1748–1766 гг. на Алтае жил выдающийся инженер И.И. Ползунов, именно здесь он создал свою паровую машину.
- в 1918–1922 гг. на Алтае жил и работал писатель-натуралист Виталий Бианки.
III. Домашнее задание
Составьте и решите уравнение, где ответом должен быть год рождения писателя и нашего земляка А.П. Соболева. Узнайте интересные эпизоды из его жизни.
IV. Итог урока
Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, беседует с учащимися.
- Что понравилось на уроке?
- Что бы вы хотели изменить?
- Что нового узнали для себя?
- О каких достопримечательность или великих людях хотели еще узнать?
Литература
- Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах)/Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – Т. 12. ? М.: Советская Энциклопедия, 1973. – 624 с. с ил.
- Телецкое озеро. Алтайский заповедник. – М.: Изд-во “Планета”, 1972.