Цели:
1. Формировать положительные мотивы учения через сотрудничество детей в парах и группах;
2. Воспитывать устойчивый интерес к самостоятельной умственной деятельности и побуждать к использованию полученных знаний и умений в практической деятельности;
3. Стимулировать желание учащихся проявлять активность, творческую инициативу, талант.
Оборудование для учащихся: карандаш, линейка, прямоугольный треугольник, циркуль, карточки с арифметическими действиями, светофор, памятка.
Класс поделен на 6 групп по 4 человека. В каждой группе – ответственный, который контролирует правильность выполнения задания, помогает отстающим и зеленым светом светофора сигнализирует учителю о готовности группы к выполнению задания. Красный свет светофора сигнализирует, что группе необходима помощь учителя.
Ход урока:
І. Проблемная ситуация
(Маша и Миша – герои программы “Перспективная начальная школа”)
Удивляться не надо вам!
Маша с Мишей пишут нам.
Из Москвы пришло письмо.
Сложных заданий оно полно.
Помощь детям наша нужна.
Мы поможем? Конечно, да!
Письмо Маши и Миши (Приложение 1, слайд 1)
ІІ. Постановка темы и целей урока
- Мы с вами должны помочь Маше и Мише сделать правильные расчеты для изготовления деревянной кадки, в которую они пересадят свой росток.
ІІІ. Энциклопедическая страничка
- Дети забыли указать в письме, как называется, выращенное ими, растение. Нам придется самим определить его название. Обратимся к энциклопедии.
(Приложение 1. Слайд 2)
К семейству относится около 3400 видов. Высота этих величественных деревьев достигает до 60 метров. За это шведский натуралист Карл Линней назвал их “принцами растительного мира”
- Кто догадался, как называются эти растения? (пальмы)
(Приложение 1. Слайд 3)
Перед вами два ярких представителя этого семейства – финиковая пальма и кокосовая пальма.
- Вспомните, как описывают дети плод растения? (маленькие сиренево-коричневые ягоды с продолговатой косточкой внутри)
- Определите, какое растение вырастили Маша и Миша? (финиковую пальму)
Рассказ знатока о финиковой пальме
Изображение финиковых пальм встречались на монетах Древнего Египта. Финики находили даже в гробницах фараонов.
Для финикийцев сушеные финики были основной едой в их долгих морских путешествиях. Да и корабли свои они строили из стволов финиковых пальм.
Финики называют “хлебом пустыни”, т.к. они очень питательны: в вяленых финиках 70% сахара, до 3% белков и 2,5% жира.
Финиковые пальмы растут в Северной Африке и Аравии. Местные жители говорят о своем священном растении, что у нее “голова должна быть в огне, а ноги в воде”, поэтому ее сажают в воронки глубиной 7-12 метров, чтобы корни могли добраться до грунтовых вод. Пальмы достигают 30 метров в высоту и живут более 100 лет.
“Угадай-ка”
- Найдите плод “хлебного дерева”.
(Виноград, банан, кокос, гранат, грецкий орех, финик, манго)
- Вспомните, какие условия необходимы растению для роста и развития?
- плодородная почва
- вода
- воздух
- солнечный свет и тепло
IV. Групповая практическая деятельность
Каждая группа получает памятку с порядком выполнения работы
Маша взяла блюдо, чтобы подставить под деревянную кадку.
- Какой формы блюдо? (круг)
- Чем круг отличается круг от окружности?
(Круг - плоская фигура, окружность – это граница круга)
- Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр? (диаметр)
Работа в парах (проверка знания определений диаметра и радиуса)
- В каком соотношении находятся радиус и диаметр?
- Диаметр Машиного блюда 6 дм. Найдите радиус. (Приложение 1. Слайд 4)
- Постройте чертеж блюда, изображая 10см блюда 1см на чертеже.
- Окружность с каким радиусом вы начертили? (3 см)
3) Для определения длины деревянной кадки проведите в окружности два диаметра, которые при пересечении образуют прямой угол.
(Приложение 1. Слайд 5)
- Проверьте с помощью прямоугольного треугольника точность построения чертежа.
4) Обозначьте буквами точки пересечения окружности и диаметров.
5) Соедините точки отрезками.
- Какая фигура получилась? (квадрат)
- Докажите, что это квадрат.
(Прямые углы проверяем прямоугольным треугольником; длины сторон квадрата проверяем циркулем)
Вывод: Основание деревянной кадки – квадрат со стороной 45 см.
V. Динамическая пауза
На разминку становись!
Вверх рука, другая вниз.
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенье.
Раз – вперед наклонимся,
Два – прогнемся
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять
будем дружно выполнять!
Раз, два, три, четыре, пять
Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем
И урок наш вновь начнем!
VI. Групповая практическая деятельность (продолжение)
6) Найдите периметр квадрата. (Приложение 1. Слайд 6)
- Какой длины должна быть доска, из которой изготовят грани деревянной кадки? (180см)
7) Вычислите высоту кадки, если длина кадки 45см и она на 10см меньше высоты. (Приложение 1. Слайд 7)
Высота кадки равна ширине доски.
8) У Миши три доски шириной 55см, но разной длины. Выберите доску нужной
длины: 19дм; 1м 7дм 6см; 1м 150см.
(Приложение1. Слайд 8)
9) Составьте соответствующее уравнение и решите его.
- Сколько лишних сантиметров нужно отрезать от доски длиной 190см, чтобы разметить грани деревянной кадки?
(Приложение 1. Слайд 9)
10) Укажите места распила доски на модели. Помните, что 1 см на чертеже соответствует 10 см в действительности.
(Приложение 1. Слайд 10)
VII. Подведение итогов практической деятельности.
Посылаем расчеты Маше и Мише:
Мише нужно сделать основание кадки – квадрат со стороной 45см; выбрать доску шириной 55см, а длиной 1м 90см и отпилить лишние 10см.
- Чему мы вместе с Машей и Мишей научились?
- Что нового узнали?
- Какие математические понятия повторяли?
VIII. Оценка
(Приложение 1. Слайд 11)
Маша и Миша очень хотят, чтобы вы тоже попробовали “хлеб пустыни”, а из косточек вырастили настоящего “принца растительного мира”. А если вам придется делать деревянную кадку для финиковой пальмы, то со всеми расчетами вы справиться сумеете.